г. Владивосток |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А51-29083/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей К.П. Засорина, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Терминал",
апелляционное производство N 05АП-4039/2018
на решение от 17.04.2018
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-29083/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "ТЕРМИНАЛ" (ИНН 2508100841, ОГРН 1122508000911)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522)
о признании незаконными требования N 197827 от 14.08.2017 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; решения N 43406 от 11.09.2017 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика,
при участии:
от ООО "Стивидорная компания "ТЕРМИНАЛ": Пудовочкина В.В., доверенность от 02.10.2017, сроком на 1 год, паспорт; Садубекова Е.М., по доверенности от 15.11.2017, сроком на 1 год, паспорт;
от ИФНС по г.Находке Приморского края: Юркова О.А., доверенность от 15.01.2018, сроком на 1 года, служебное удостоверение; Микрюкова О.В., по доверенности от 02.04.2018 на 1 год, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Терминал" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "Стивидорная компания "Терминал") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) N 197827 от 14.08.2017 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме 900 734,12 руб.; пени по страховым взносам на ОПС на выплату страховой части пенсии до 01.01.2017 (прочие начисления) в сумме 766 711,11 руб.; пени на страховые взносы по доп. тарифу на ОПС (прочие начисления) в сумме 35 593,14 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в ФФОМС до 01.01.2017 в сумме 231 800,32 руб., пени на страховые взносы на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 (прочие начисления) в сумме 158 105,01 руб.; решения от 11.09.2017 N43406 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств в сумме 1 132 534,44 руб. и пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии до 01.01.2017 прочие начисления в сумме 74 349,13 руб.; пени по страховым взносам по доп. тарифу на ОПС (прочие начисления) в сумме 18 079,13 руб., пени на страховые взносы на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 в сумме 19 018,19 руб., с учетом уточнения объема оспариваемых сумм, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отношении требований о признании незаконными решений от 11.09.2017 N 46364, 46363, 46362 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, 03.04.2018 обществом был заявлен отказ.
Суд первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150, статей 151 АПК РФ принял отказ ООО "Стивидорная компания "Терминал" от заявленных требований, производство по делу в этой части прекратил. В соответствии со ст. 110, п.п.3 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос по возврату государственной пошлины, относящейся к требованиям, по которым судом производство по делу прекращено, не разрешался, ввиду предоставления определением суда от 17.01.2018 заявителю отсрочки уплаты госпошлины при обращении в суд.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.04.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение инспекции N 43406 от 11.09.2017 в части пени в сумме 26 477 рублей 97 копеек, в связи с его несоответствием Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал. Также взыскал с ООО "Стивидорная компания "Терминал" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 17.04.2018, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), заявитель указывает, что взыскание недоимки, соответствующих пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 01.01.2017 осуществляется налоговым органом в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС РФ. При этом налоговый орган должен доказать наличие недоимки на которую начисляются пени и обосновать расчет пени. Вместе с тем налоговым органом не предоставлена расшифровка недоимки, а также начисленных до 31.12.2016 пеней. Кроме того, заявитель, ссылаясь на пояснения инспекции N 09-17/06100 от 02.04.2018, согласно которым сумма пени по дополнительному тарифу в ПФ РФ в размере 20901,26 рублей, вошедшая в требование N197827 от 14.08.2017 указана без учета суммы пени в размере 18 079,13 рублей включенной в требование N 175154 от 12.05.2017 в связи с чем полагает, что налоговый орган взыскал пени на 18 079,13 руб. больше.
Считает необоснованным вывод суда о том, что требование N 197827 от 14.08.2017 направлено в установленные статьей 70 НК РФ сроки, поскольку требование на задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2016 года должно быть выставлено в трехмесячный срок с даты представления расчета по форме РСВ-1 по страховым взносам 16.02.2017 и истекает 16.05.2017 и, с учетом 8-дневного срока на его исполнение, срок исполнения требования, должен оканчиваться не позднее 24.05.2017. Поскольку налоговый орган в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке при пропуске инспекцией срока бесспорного взыскания не обращался, а установленный ст.48 НК РФ шестимесячный срок обращения в суд с подобным заявлением является пресекательным, соответственно, нарушение налоговым органом сроков принудительного взыскания, начиная со стадии выставления требования, влечет как выводы о недействительности требования, так и выводы о незаконности взыскания долга за счет денежных средств налогоплательщика (страхователя).
Также заявитель не согласен с выводом суда о том, что отражение в требовании N 197827 от 14.08.2017 пени, начисленной на завышенную сумму недоимки ввиду так называемого "задвоения" сумм переданного 21.02.2017 сальдо, не является основанием для его отмены, поскольку указание пени в завышенном размере нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции на доводы апелляционной жалобы общества возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считают, что суд первой инстанции в полном соответствии со статьей 71 АПК РФ всесторонне и в с совокупности рассмотрев доказательства обеих сторон по делу, вынес законное и обоснованное решение, в связи с чем просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.08.2018 до 14 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда http://5aas.arbitr.ru информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва общество представило дополнения к апелляционной жалобе, налоговый орган представил письменные пояснения к отзыву на жалобу относительно начисления пени по дополнительному тарифу в требованиях от 12.05.2017 N 175154 и от 14.08.2017 N 197827.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
ООО "Стивидорная компания "Терминал" является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ).
Из Пенсионного фонда Российской Федерации в ИФНС России по г. Находке в 2017 году произведена передача сведений о состоянии расчетов ООО "Стивидорная компания "Терминал" по платежам во внебюджетные фонды в виде сведений о суммах задолженности (сальдо расчетов), образовавшейся за периоды до 01.01.2017.
На сумму имеющей место задолженности по страховым взносам и пени налоговым органом в адрес заявителя направлено требование N 197827 по состоянию на 14.08.2017 об уплате недоимки и пени по страховым взносам в сумме 2 256 920,35 руб. по взносам и 1 010 113,29 руб. пени.
В связи с отсутствием поступлений денежных средств от страхователя (налогоплательщика) в счет погашения имеющейся задолженности налоговым органов принято решение от 11.09.2017 N 43406 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств" на взыскание задолженности в общей сумме 2 739 412,15 руб., из которой 2 256 920,35 руб. недоимки и 482 491,80 руб. пени.
Заявителем требование и решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган, который решением от 20.10.2017 оставил жалобу без удовлетворения, не усмотрев нарушений прав заявителя.
Заявитель, посчитав, что указанные требование и решение нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыва на неё, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению в силу следующего.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 налоговому органу переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2013 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ и утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И и N ММВ 23-1/11@/02-11-10/06-3098П) государственные внебюджетные фонды (далее - Фонды) передают в налоговые органы сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью должностного лица.
Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 250-ФЗ).
При этом передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с положениями Закона N 243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденный ФНС России N ММВ-23-1/12@, Правлением ПФ РФ N 3И 22.07.2016.
В соответствии с вышеназванным Порядком предусмотрена передача Фондами в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда по состоянию на 01.01.2017 (пункт 5 Порядка).
Планом - графиком мероприятий по передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органом, утвержденным ФНС России N ММВ-23-11/10@ и Правлением ПФР N 2И 15.07.2016, предусмотрена единоразовая выгрузка из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам 2016 года, поэтому информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде.
Сведения (документы) в отношении заявителя были направлены Пенсионным фондом Российской Федерации в налоговый орган 21.02.2017 по состоянию на 01.01.2017 с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 квартал 2016, а также требований, в том числе N 035S01170039445 по состоянию на 27.01.2017 на общую сумму пени в размере 1 858 590,47 руб. Пени исчислены органом ПФ РФ по состоянию до 01.01.2017, в отношении указанной суммы пени налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование N 190364 от 07.06.2017.
28.05.2017 в инспекцию было передано сальдо по суммам страховых взносов начисленных за 4 квартал 2016 года, а именно сведения о сумме начислений (задолженность) по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 900 734,12 руб. и о сумме начислений (задолженность) по страховым взносам на ОМС в ФФОМС в сумме 231 800,32 руб.
27.07.2017 из-за произошедшего в программном продукте сбоя при принятии сальдо по иным плательщикам, повторно, ошибочно в КРСБ был перенесен файл, полученный от ПФР 21.02.2017, в результате чего, произошло "задвоение" переданных сумм по взносам и пени.
Принимая во внимание наличие неоплаченных сумм недоимки и пени по взносам в ПФ РФ, в том числе по переданному от органа ПФ РФ данных о задолженности и неоплаченных начисленных взносов, налоговый орган направил ООО "Стивидорная компания "Терминал" требование N 197827 от 14.08.2017 с отражением, в том числе, следующих сумм задолженности: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме 900 734,12 руб. (592 097,52 руб. взносов за октябрь-ноябрь 2016 и 308 636,60 руб., взносов за декабрь 2016); пени по страховым взносам на ОПС на выплату страховой части пенсии до 01.01.2017 прочие начисления в сумме 766 711,11 руб.; пени на страховые взносы по доп. тарифу на ОПС (прочие начисления) в сумме 35 593,14 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017 в сумме 231 800,32 руб. (154 145,77 руб. взносов за октябрь-ноябрь 2016 и 77 654,55 руб.. взносов за декабрь 2016), пени на страховые взносы на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 (прочие начисления) в сумме 158 105,01 руб.
Требование от 14.08.2017 N 197827 получено налогоплательщиком по ТКС 15.08.2017. Срок уплаты задолженности по требованию установлен до 01.09.2017.
Статьей 45 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В силу пункта 2 статьи 46 Кодекса взыскание налога за счет денежных средств производится по решению налогового органа, которое в силу пункта 5 статьи 46 настоящего Кодекса должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 9 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 51 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 30.07.2013 N 57) при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Кодекса, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Кодекса не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Согласно пункту 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. В силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (пункт 57 Постановления от 30.07.2013 N 57).
Таким образом, учитывая установленный ст.70 НК РФ трехмесячный срок выставления требования, а также порядок определения начала его исчисления с даты, когда налоговому органу стало известно о наличии недоимки, принимая во внимание, что расчет по форме РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 4 кв. 2016 представлен обществом в орган ПФ в соответствии со ст. 23 Закона N 250-ФЗ, а Пенсионный фонд данные о начисленных и уплаченных заявителем суммах страховых взносов по отчетному периоду 4 кв. 2016 представил в налоговый орган 28.05.2017 и до этой даты налоговый орган не располагал и не мог располагать сведениями о наличии недоимки по взносам за 4 кв. 2016, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что срок выставления требования N 197827 от 14.08.2017 на недоимку за 4 кв. 2016 и пени, начисленную на нее, налоговым органом соблюден.
В связи с чем суд правомерно отклонил доводы заявителя о нарушении ответчиком порядка принудительного взыскания в части пропуска срока направления требования и, соответственно, срока принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств. При этом, коллегия полагает ошибочным довод заявителя о том, что трехмесячный срок следует исчислять с даты сдачи расчета по страховым взносам за 4 квартал 2016 года (16.02.2017) в орган ПФ, поскольку моментом выявления задолженности в данном случае будет 28.05.2017 - дата передачи сальдо органом ПФ в инспекцию.
Кроме того, из дополнительных пояснений налогового органа, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что пени по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 35 593,14 руб., вошедшие в требование N 197827 от 14.08.2017 были начислены на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за 6 месяцев 2016 года и 9 месяцев 2016 года, уплаченную в полном объеме за 6 месяцев 2016 года - 12.05.2017, за 9 месяцев 2016 года - 29.11.2017.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что инспекция также не пропустила срок на выставление требования N 197827 от 14.08.2017 в части начисления пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за период с 01.01.2017 по 31.07.2017.
Как следует из материалов дела, 28.05.2017 в инспекцию было передано сальдо по суммам страховых взносов начисленных за 4 квартал 2016 года, а именно сведения о сумме начислений (задолженность) по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 900 734,12 руб. и о сумме начислений (задолженность) по страховым взносам на ОМС в ФФОМС в сумме 231 800,32 руб.
27.07.2017 из-за произошедшего в программном продукте сбоя при принятии сальдо по иным плательщикам, ошибочно в КРСБ повторно был перенесен файл, полученный от ПФР 21.02.2017, в результате чего, произошло "задвоение" переданных сумм по взносам и пени.
Налоговым органом при исправлении допущенной ошибки произведено сторнирование начислений пени с пересчетом применительно к фактически существовавшей в период с 01.01.2017 недоимки по взносам на дату 01.09.2017, в результате чего сумма пени уменьшена налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика. По состоянию на 31.08.2017 включительно сумма пени составила: на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ, в размере 333 219,29 руб. (766711,17 руб. в требовании - 433491,88 руб. сторно по задвоению); на ОМС в ФФОМС - в размере 78 667,28 руб. (158105,01 руб. в требовании - 79437,73 руб. сторно по задвоению); - по дополнительному тарифу в ПФ РФ - в размере 20 901,26 руб. (35593,14 руб. в требовании -14691,88 руб. сторно по задвоению). Данное задвоение было учтено налоговым органом при принятии решения от 11.09.2017 N 43406.
Помимо этого, в процессе рассмотрения апелляционной жалобы было установлено, что в требование N 197827 от 14.08.2017 по дополнительному тарифу с учетом указанного выше задвоения в сумму пени в размере 20 901,26 руб. включена сумма пени в размере 18 079,13 руб., вошедшая в ранее выставленное требование N175154 от 12.05.2017.
Ввиду отсутствия оплаты сумм задолженности по требованию N 197827 от 14.08.2017 налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ принято решение от 11.09.2017 N 43406 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств в сумме 2 256 920,35 руб. недоимки и 482 491,80 руб. пени.
В решении от 11.09.2017 N 43406 сумма ко взысканию определена с учетом ошибки налогового органа, приведшей к задвоению суммы пени, без учета суммы 18 079,13 руб. по дополнительному тарифу.
Судом также было установлено, что сумма взыскания пени по решению N 43406 определена с учетом дополнительного периода начислении пени с 01.08.2017 по 31.08.2018, то есть с учетом пени, по которой налоговым органом не были приняты установленные меры взыскания в виде предложения уплаты направлением требования.
Так, из представленного инспекцией расчета пени по требованию N 197827 от 14.08.2017, следует, что период начисления пени, вошедший в указанное требование, определен с 01.01.2017 по 31.07.2017.
Применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней). Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что процедура внесудебного принудительного взыскания недоимки и пени представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.
Процесс принудительного внесудебного взыскания начинается с выставления налоговым органом требования, принятия решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках и направления инкассовых поручений банку, заканчивается решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направлением постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, с направления требования начинается процедура принудительного взыскания задолженности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении порядка взыскания пени за период с 01.08.2017 по 31.08.2017 в общей сумме 26 47,95 руб. (20 599,84 руб. по ОПС, зачисляемые в ПФ РФ, 5 103,17 руб по ОМС в ФФОМС и 774,96 руб. по дополнительному тарифу в ПФ РФ), которые включены в решение N 43406 от 11.09.2017, поскольку требование на указанную сумму не выставлялось, в связи с чем нарушен порядок взыскания указанных сумм при неисполнении установленной последовательности действий по принудительному взысканию, что повлекло нарушение прав заявителя, учитывая реализацию инспекцией мер по обращению взыскания на денежные средства со счетов заявителя.
Помимо этого, коллегия с учетом вышеизложенного признает необоснованным включение в решение N 43406 от 11.09.2017 сумму пени по страховым взносам по дополнительному тарифу, повторно начисленную в требовании N 197827 от 14.08.2017 на основе которого было вынесено указанное решение в размере 18 079,13 руб., что не было учтено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению, решение инспекции N 43406 от 11.09.2017 "о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств" следует признать незаконным в части пени в сумме 44 557,10 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по государственной пошлине относятся на инспекцию; излишне уплаченная пошлина подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.04.2018 по делу N А51-29083/2017 изменить.
Признать незаконными решение ИФНС России по г.Находке Приморского края N 43406 от 11.09.2017 "о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств" в части пени в сумме 44 557 рублей 10 копеек, в связи с его несоответствием Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Терминал" судебные расходы на уплату государственной пошлины в апелляционной инстанции в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить Гузенко Сергею Сергеевичу из федерального бюджета излишне уплаченную за общество с ограниченной ответственностью "Стивидорная компания "Терминал" по чеку-ордеру Приморского отделения N 8635 филиала N 258 от 16.06.2018 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.