г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А21-4258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21042/2018) ООО "Эгида-Строй-Инвест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2018 по делу N А21-4258/2018 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Эгида-Строй-Инвест"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" (далее - ООО "Эгида-Строй-Инвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) N ЖК-2/657/КАС/3821 от 13.04.2018.
Решением суда от 09.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Эгида-Строй-Инвест" просит отменить решение суда. Податель жалобы указывает, что государственный контракт от 01.11.2015 N 1/38 не является договором управления многоквартирным домом (далее также - МКД), а является договором возмездного оказания услуг; в квитанции, выставляемой нанимателю жилого помещения, присутствует отдельная строка "вывоз ТБО", отсутствуют строки по оплате за коммунальные услуги.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 13.03.2018 обращения 306 военной прокуратуры гарнизона, по вопросу обоснованности взимания платы с жильцов МКД N 19 по адресу: Калининградская обл., г.Мамоново, ул.Калининградское шоссе Министерством издан приказ N 1154 от 19.03.2018 о проведении внеплановой документарной проверки Общества.
В ходе проверки установлено, что собственником МКД N 19 по ул. Калининградское шоссе г. Мамоново является федеральное государственное казенное учреждение" "ПУ ФСБ России по Калининградской области" (далее- Управление).
Между ООО "Эгида-Строй-Инвест" и Управлением заключен государственный контракт на обслуживание МКД N 19.
Согласно государственному контракту стоимость услуги "вывоз ТБО" входит в стоимость услуги "содержание общего имущества". Стоимость услуги "Содержание общего имущества" составляет 9,10 руб/кв.м.
Согласно представленным квитанциям за январь 2017 года, январь 2018 года ООО "Эгида-Строй-Инвест" в одностороннем порядке ввела плату за "вывоз ТБО" отдельной строкой в размере 1,67 руб/кв.м.
13.04.2018 по результатам проверки составлен Акт N ЖК1/1150/КАС, которым зафиксированы нарушения Обществом положений:
- ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
- п. 3 п.п. б) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110);
- п. 4 п.п. ж) Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
ООО "Эгида-Строй-Инвест" выдано предписание N ЖК-2/657/КАС/3821 от 13.04.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым Министерство обязало Общество в срок до 15.06.2018:
- произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам нанимателям) МКД N 19 по ул. Калининградское шоссе в г. Мамоново за услугу содержание "Вывоз ТБО" согласно тарифу до 1,67 руб. за 1 кв.м. площади помещения, за январь 2017 г., январь 2018 г. в связи с нарушением порядка изменения размера платы и увеличения такой платы, поскольку условиями контракта N 1/38 от 01.11.2015 данная услуга не предусмотрена;
- представить в Министерство копии платежных документов об осуществлении перерасчетов.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в МКД, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В настоящее время плата за жилищную услугу по сбору и вывозу ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений МКД.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является, в том числе, требование об исполнении обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов:
-организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе:
-начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
-оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
-осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД;
-ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации;
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 1/38 Общество (исполнитель) приняло на себя обязательства качественно и в срок оказывать услуги (исполнять работы) по надлежащему техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории и текущему ремонту МКД заказчика (Управления).
Между ООО "Эгида-Строй-Инвест" и ООО "Кристал" заключен договор N Д-218 от 01.02.2016 на оказание услуг по вывозу отходов.
Согласно государственному контракту стоимость услуги "Вывоз ТБО" входит в стоимость услуги "Содержание общего имущества". Стоимость услуги "Содержание общего имущества" составляет 9,10 руб/кв.м.
Из условий пункта 7.1 контракта следует, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон. При этом порядок изменения размера платы за услугу по управлению и содержанию общего имущества МКД условиями контракта не предусмотрен. Также не обозначена возможность управляющей компании в одностороннем порядке осуществлять изменение платы за оказание услуг.
Из изложенного следует, что ООО "Эгида-Строй-Инвест" в одностороннем порядке ввело плату за "Вывоз ТБО" отдельной строкой в размере 1,67 руб./кв.м. согласно представленным квитанциям, за январь 2017 года, январь 2018 года.
Общество не опровергло, что по осуществляемым функциям и полномочиям фактически являлось управляющей компанией в понимании жилищного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы действующего жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией.
ЖК РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Таким образом, изменение (увеличение) в одностороннем порядке размера платы за жилое помещение противоречит требованиям действующего жилищного законодательства и нарушает права потребителя.
Согласно материалам дела оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, доказательств его неисполнимости не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2018 по делу N А21-4258/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 17.07.2018 N 184.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.