г. Ессентуки |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А61-2366/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.06.2018 по делу N А61-2366/2018 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1021500510679, ИНН 1504001238) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390), третье лицо - ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (ОГРН 1159102078387, ИНН 9102177780), о признании решения и предписания от 11.04.2018 по делу N А137-04/18 недействительными,
в отсутствие представителей, лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная-Алания с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление) от 11.04.2018 по делу N А137-04/18.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее - ООО "ТК "Виал").
Решением суда от 28.06.2018 требования Учреждения удовлетворены. Признаны недействительными решение от 11.04.2018 N А137-04/18 и предписание от 11.04.2018 N А137-04/18 Управления. С Управления в пользу Учреждения взысканы судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000р. Судебный акт мотивирован отсутствием нарушений Учреждением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), положений Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380).
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения.
В отзыве ООО "ТК "Виал" поддерживает позицию Управления, изложенную в апелляционной жалобе. Считает, что решение суда не объективно и не направлено на восстановление прав и законных интересов Учреждения.
Определением апелляционного суда от 17.08.2018 удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания.
Поскольку представители сторон для участия в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания не явились, судебное заседание проводится в обычном режиме, без использования систем видеоконференц-связи.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 20.03.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение Учреждения о проведении электронного аукциона N 0310200000318000335 на поставку медикаментов и документация для проведения аукциона. Для участия в аукционе поданы 3 заявки, которым присвоены порядковые номера 1,2,3. По результатам рассмотрения первых частей заявок, аукционной комиссией принято решение о соответствии всех заявок аукционной документации. Участник аукциона ООО "ТК "Виал", не согласился с характеристиками лекарственного препарата "Йопромид", установленными заказчиком (Учреждением) и 04.04.2018 обратился в адрес Управления с жалобой.
Управление, рассмотрев жалобу ООО "ТК "Виал", приняло решение от 11.04.2018 по делу N А137-04/18, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной; в действиях Учреждения установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, подпунктов "з" и "и" пункта 5 Постановления N 1380 (т.1, л.д.12-18). Принято предписание от 11.04.2018 по делу N А137-04/18, которым Учреждению обязывалось в течение трех дней со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении аукцион. В срок до 10.05.2018 отменить итоги проведения аукциона и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона (пункт 1). Привести документацию для проведения аукциона, утвержденную 20.03.2018 заказчиком в соответствии с требованиями закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения Управления от 11.04.2018 путем внесения в нее соответствующих изменений, разместив ее в установленном порядке в Единой информационной системе в сфере закупок (пункт 2). Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, не менее чем на 15 дней со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в аукционную документацию, возвратить участникам закупки поданные заявки с уведомлением о прекращении их действия и о возможности подачи новых заявок (пункт 3).
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, считая их несоответствующими законодательству и нарушающими права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 44-ФЗ и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность своего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
При описании в документации о закупке объекта заказчик должен руководствоваться правилом о том, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (пункт 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Системное толкование норм права Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1380) установлены требования к описанию лекарственной формы, дозировки, первичной упаковки, остаточного срока годности закупаемых препаратов. Пунктом 5 постановления N 1380 установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать, в том числе требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (подпункт "з") и иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата (подпункт "и").
В соответствии с частью части 2 статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Как следует из содержания технического задания к документации об электронном аукционе к объекту закупки, Учреждением определены требования к лекарственному препарату "Йопромид", в том числе и характеристика объекта закупки - препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введенной дозы (_в отношении лекарственного препарата, в том числе, применяемого только в диагностических целях, фармакодинамика непосредственно влияет на безопасность проведения диагностики. Требование: период выведения через почки _устанавливается с целью обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований_).
Необходимость приобретения лекарственного препарата "Йопромид" с указанными в техническом задании характеристиками является существенным и обязательным условием исполнения медицинской организацией обязанности по обеспечению пациентов необходимыми лекарствами.
Предмет аукциона определен, исходя из потребностей заказчика (Учреждения), обосновавшего необходимость предоставления товара с соответствующими характеристиками, которые отвечают его потребностям.
Доказательств обратного Управлением не представлено. Также не представлено доказательств того, что действия Учреждения по включению в техническое задание дополнительных характеристик лекарственного препарата привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона
Положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки. Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Письмом Минздрава РФ от 14.02.2018 N 418/25-5, а также Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, отражено, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Учреждения нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, подпунктов "з" и "и" пункта 5 Постановления N 1380. Оспариваемое решение и принятое на его основе предписание Управления от 11.04.2018 по делу N А137-04/18 не соответствует законодательству о контрактной системе и нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере экономической деятельности.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.06.2018 по делу N А61-2366/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.