Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2018 г. N Ф08-9401/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2018 г. |
дело N А32-16788/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии:
от заявителя: Сапрунова Е.К. - представитель по доверенности от 01.08.2016,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2017 по делу N А32-16788/2017,
принятое судьей Боровиком А.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
третьи лица: Кубанское бассейновое водное управление, Администрация Динского сельского поселения
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков без торгов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Кубань" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решений от 20.02.2017 N 52-4940\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4941\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4942\17-32-20; от 21.02.2017 N 52-5202\17-32-20 об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0702000:204, 23:07:0702000:207, 23:07:1401000:20, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:209 в аренду.
Заявленные требования мотивированы наличием оснований для предоставления спорных земельных участков обществу в аренду, предусмотренных подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также тем, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края не обладает полномочиями по признанию сделок ничтожными, данные полномочия относятся к компетенции судов РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 заявленные требования удовлетворены, решения департамента имущественных отношений Краснодарского края, оформленные письмами: от 20.02.2017 N 52-4940\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4941\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4942\17-32-20; от 21.02.2017 N 52-5202\17-32-20 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, признаны незаконными. Указанным решением суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения путем направления ООО "Агрофирма "Кубань" договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0702000:204, 23:07:0702000:207, 23:07:1401000:20, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:209.
Решение мотивировано следующим. Все договоры аренды заключены с обществом после проведения публичных процедур. На земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:209 водные объекты отсутствуют. Кроме того, суду предоставлены доказательства отсутствия дорог на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:204.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 отменить. В апелляционной жалобе департамент указывает, что отказы, формализованные в письмах от 20.02.2017 N 52-4940\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4941\17-32-20; от 20.02.2017 N 52-4942\17-32-20; от 21.02.2017 N 52-5202\17-32-20 основаны на заключениях уполномоченных органов. Через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:202 проходит проектируемая автомобильная дорога, через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:204 проходит проектируемые КАД "Обход ст. Динской", проезды в резервной производственной территории. Договор аренды от 21.05.2007 N 88007000022, заключенный между комитетом имущественных и земельных отношений МО Динской район и ООО "Агрофирма "Кубань" в отношении земельных участков 23:07:0702000:204, 23:07:0702000:207, 23:07:1401000:20 имеют признаки недействительной ничтожной сделки, ввиду нарушения установленной законом публичной процедуры.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнительных пояснений к ней, отзыва на жалобу, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела видно следующее.
В 2007 году между муниципальным образованием Динской район и обществом заключены договоры аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования:
- от 04.07.2007 N 8807000038 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:0202 площадью 52,7357 га сроком действия до 02.07.2017;
- от 04.07.2007 N 8807000037 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:0208 площадью 62,5742 га сроком действия до 02.07.2017;
- от 04.07.2007 N 8807000039 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:0209 площадью 55,2382 га сроком действия до 02.07.2017;
- от 21.05.2007 N 8807000022 в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:07:0702000:0204 площадью 1072729 кв.м., 23:07:0702000:0205 площадью 1206616 кв.м., 23:07:0702000:0207 площадью 372340 кв.м., сроком действия до 21.05.2017.
25.01.2017 ООО "Агрофирма Кубань" обратилось в департамент с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 23:07:0702000:204, 23:07:0702000:207, 23:07:1401000:20, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:209 на новый срок.
Письмами от 20.02.2017 N N 52-4940/2017-32-20, 52-4941/2017-32-20, 52-4942/2017-32-20; от 21.02.2017 N 52-52202/2017-32-20 департамент в предоставлении земельных участков в аренду без торгов отказал.
Отказ мотивирован следующим. На земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:209 расположен водный объект - балки (исток реки "Кочеты"), в соответствии с информацией ГКУ КК "Кубаньземконтроль". Договор аренды от 21.05.2007 N 8807000022 является ничтожным, поскольку заключен в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0702000:204, 23:07:0702000:20, 23:07:0702000:207 с нарушением установленной законом публичной процедуры. Через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:202 проходит проектируемая автомобильная дорога, что предусмотрено документами территориального планирования, документацией по планировке территории, по информации департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:204 в соответствии с генеральным планом Динского сельского поселения, Правилами землепользования и застройки территории Динского сельского поселения, расположена проектируемая КАД "Обход ст. Динской", проезды в резервной производственной территории, по информации департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, администрации муниципального образования Динской район. Департамент полагает, что у общества отсутствует право на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:209 без проведения торгов в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ранее данные земельные участки предоставлялись обществу в аренду по результатам проведения торгов.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) отдельно указано, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением) допускалось заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал вывод о соблюдении обществом установленного законом порядка продления арендных отношений, о представлении им необходимых документов, о незаконном уклонении уполномоченного органа от заключения договора аренды и нарушении таким уклонением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы департамента о том, что общество не имеет права на заключение договоров аренды на новый срок без торгов ошибочны ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (утратила силу с 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирующим равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Из материалов дела видно, что договоры аренды от 04.07.2007 N N 8807000037, 8807000038, N 8807000039 заключены по итогам торгов. Договор аренды от 21.05.2007 N 8807000022 заключен с обществом как с единственным обратившимся в уполномоченный орган лицом, на основании публикации в ежедневной краевой общественно-политической газете "Кубанские новости" N 5 от 15.01.2005. В письме от 16.06.2005 N 05/32-6475 (т. 2 л.д. 42) департамент указал, что в ответ на публикацию поступила одна заявка от общества "Агрофирма "Кубань". Письмо упомянуто в постановлении главы муниципального образования Динской район от 09.02.2007 N 205 как основание для заключения договора аренды от 21.05.2007 N 8807000022.
Помимо ничтожности договора аренды и отсутствия у общества статуса арендатора на дату обращения в департамент с заявлением департамент также указывает на следующие обстоятельства, препятствующие передаче в аренду спорных земельных участков.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:209 департамент указывает на наличие водных объектов - балки (исток реки "Кочеты").
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации использованием водных объектов (водопользование) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу части 1 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 8 Водного кодекса определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 указанного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
Согласно статье 31 Водного кодекса и пункту 4 Положения, в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны формируется государственный водный реестр.
Таким образом, государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Балки на спорных земельных участках в государственном водном реестре не значатся, Кубанское бассейновое водное управление в письме от 20.06.2018 N 01-07/3738 указывает на необходимость исследования публичной карты. Согласно данным общедоступного информационного ресурса "Публичная кадастровая карта" поверхностные водные объекты не визуализируются. Согласно определению апелляционного суда от 04.07.2018 обществом предоставлены акты обследования ГКУ "Кубаньземконтроль" от 10.07.2018 N 182, 183, 180, 181 согласно которым водные объекты на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:209, 23:07:0702000:202 не выявлены. Также ГКУ "Кубаньземконтроль" 24.07.2018 составлены акты обследования с участием кадастрового инженера, инженера-геодезиста с выносом в натуру границ земельных участков 23:07:0702000:208, 23:07:0702000:202, 23:07:0702000:209, 23:07:0702000:202. Представлено заключение кадастрового инженера от 24.07.2018. Наличие водных объектов не выявлено.
В связи с изложенным следует признать незаконным оспариваемой отказ департамента по указанному мотиву.
С учетом изложенного апелляционная жалоба департамента в указанной части удовлетворению не подлежит.
Также мотивом к отказу в предоставлении земельных участков послудила представленная в департамент информация о том, что через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:202 проходит проектируемая автомобильная дорога, через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:204 проходит проектируемые КАД "Обход ст. Динской", проезды в резервной производственной территории.
Вместе с тем, по информации Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Динской район от 16.08.20217 N 07-08/1879 (т. 2 л.д. 16) на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0702000:202 в соответствии с утвержденными документами территориального планирования Динского сельского поселения проектируемые дороги отсутствуют.
Иных препятствий к предоставлению земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:202 не установлено.
В то же время из письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Динской район от 16.08.20217 N 07-08/1879 (т. 2 л.д. 16) следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:204 в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Динского сельского поселения (утв. Решением Совета Динского сельского поселения от 26.12.2013 N 293-49/2 с последующими изменениями) частично расположен в зоне проектируемой кольцевой автодороги "Обход станицы Динской".
Суд первой инстанции посчитал, что фактическое отсутствие автомобильных дорог на земельных участка не препятствует передаче земельных участков в аренду.
При этом суд не учел следующее.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
С учетом представленной Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Динской район информации у департамента имелись основания к отказу в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:204.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отказа от 21.02.2017 N 52-5202/17-32-20 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:204 надлежит отказать, изменив обжалуемый судебный акт в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу N А32-16788/2017 отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным отказа от 21.02.2017 N 52-5202/17-32-20 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:204 и обязания направить обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:0702000:204.
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В оставшейся части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.