г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А56-16672/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Тихоненков И.А., по доверенности от 11.01.2018,
от заинтересованного лица: Степанкевич Е.В., по доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19150/2018) ТСЖ "НАДЕЖДА''
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-16672/2018 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску ТСЖ "НАДЕЖДА''
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 1 745 кв.м., расположенного на кадастровом плате территории, выраженный в письме N 107427-36 от 03.11.2017 незаконным и необоснованным, обязании осуществить предварительное согласование предоставления в аренду земельного участка; признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 1 592 кв.м., расположенного на кадастровом плате территории, выраженный в письме N 117936-36 от 14.12.2017 незаконным и необоснованным, обязании осуществить предварительное согласование предоставления в аренду земельного участка,
установил:
Товарищество собственников жилья "Надежда'' обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 1 745 кв.м., расположенного на кадастровом плате территории, выраженный в письме N 107427-36 от 03.11.2017 незаконным и необоснованным, обязании осуществить предварительное согласование предоставления в аренду земельного участка; признании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 1 592 кв.м., расположенного на кадастровом плате территории, выраженный в письме N 117936-36 от 14.12.2017 незаконным и необоснованным, обязании осуществить предварительное согласование предоставления в аренду земельного участка.
Суд решением от 06.06.2018 отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитата по развитию транспортной инфраструктуры. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель КИО против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Надежда" (ТСЖ "Надежда") в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации осуществляет управление жилым домом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета 90, а также полномочия представительного органа во взаимоотношениях с государственными, муниципальными, общественными и коммерческими организациями.
Во исполнение указанных представительских функций ТСЖ "Надежда", действуя в интересах жильцов многоквартирного дома (собственников жилых помещений), обратилось в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов, а именно:
- с заявлением (исх. N 24 от 24.05.2017 г.) в отношении вновь образуемого земельного участка, формируемого за счет территории, прилегающей к жилому дому с северной стороны, которая не входит в состав какого-либо земельного участка, состоящего на кадастровом учете, площадь которого составляет 1745 кв.м. (Участок 1);
- с заявлением (исх. N 14 от 24.05.2017 г.) в отношении вновь образуемого земельного участка, формируемого за счет территории, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 78:14:0769204:19 общей площадью 14 124 кв. м., в настоящее время не используемого, при этом разрешенное использование которого согласно выписке из ЕГРН - для размещения объектов физической культуры и спорта, площадь вновь образуемого участка составляет 1592 кв. м. (Участок 2).
В обоснование указанных заявлений ТСЖ "Надежда" ссылается на то, что собственникам помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу на праве общей долевой собственности принадлежит небольшой земельный участок с кадастровым номером 78:14:0769204:8 площадью 2375 кв.м., при этом данный участок сформирован "под обрез" жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета 90, в связи с чем возникла необходимость в увеличении площади территории, которую ТСЖ "Надежда", жильцы дома, могли бы использовать по своему усмотрению в целях обслуживания данного дома, в частности для размещения на данной территории объектов благоустройства, в том числе для обустройства парковочных мест.
Указанные заявления были приняты Комитетом в работу, были присвоены входящие номера обращений: N 64462-36/17 от 05.06.2017 г. и N 64468-36/17 от 05.06.2017 г.
В последующем Комитет в лице Управления по распоряжению земельными участками письмами за N 83922-36 от 21.08.2017 г. и N 83929-36 от 21.08.2017 г. уведомило Заявителя о том, что его заявление в порядке, предусмотренном действующим регламентом, были направлены для дальнейшей работы во вновь созданный исполнительный орган Комитета - в Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга".
Письмом за N 12335-36/17 от 02.11.2017 г. Санкт-Петербургское ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" уведомило ТСЖ "Надежда" о том, что Учреждение провело необходимые работы по материально-техническому обеспечению реализации полномочий Комитета в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга по заявлениям ТСЖ "Надежда" о предварительном согласовании по предоставлению в аренду без проведения торгов двух земельных участков, расположенных севернее земельного участка с кадастровым номером 78:14:0769204:8. При этом, вся необходимая документация, необходимая для принятия решения о возможности заключения договора аренды направлена Учреждением в Комитет.
Комитетом решением от 03.11.2017 г. за N 107427-36 и решением от 14.12.2017 г. за N 117936-36, Товариществу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого участка площадью 1745 кв.м. и испрашиваемого участка площадью 1592 кв. м. соответственно.
ТСЖ "Надежда" полагая, что отказы Комитета от 03.11.2017 г. за N 107427-36 и от 14.12.2017 г. за N 117936-36 в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду являются незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы Товарищества и собственников помещений многоквартирного дома, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьёй 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.
До 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ (пункт 31 статьи 34 Федеральный закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.04.2015 N 219-37 "Об основаниях принятия решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов" решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается Правительством Санкт-Петербурга наряду с основаниями, предусмотренными в статьях 39.15 и 39.16 ЗК РФ, по следующим основаниям:
- наличие предусмотренных в действующем законодательстве положений, в соответствии с которыми запрещается использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или в заявлении о предоставлении земельного участка;
- подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного или дачного строительства;
- подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;
- оспаривание в судебном порядке права государственной собственности Санкт-Петербурга на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;
- подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой отсутствует проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, предусмотренный Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования".
Как следует из материалов дела, 05.06.2017 Товарищество обратилось в Комитет с заявлениями о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов: для временного размещения неограниченным кругом лиц транспортных средств на безвозмездной основе.
В соответствии с разделами 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 N 800 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков и получения информации о земельных участках Комитет 28.06.2017 направил запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по строительству, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, о чем 03.07.2017 сообщил Товариществу.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ и статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.04.2015 N 219-37 Комитет принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет его заявителю (пункт 2.3.1 Положения).
В случае наличия оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ и статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.04.2015 N 219-37 Комитет принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет заявителю уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием всех оснований отказа (пункт 2.3.2 Положения).
Согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре от 12.07.2017 N 220-5-8727/17, Участок 1 расположен в границах территории, учтенной как внутриквартальный сквер N 14-48-132 по адресу: Санкт-Петербург, Звездная улица, участок 17 (внутриквартальный сквер южнее дома 5, корпус 1, литера А по Звездной улице), площадью 1,62 га, принятого на баланс постановлением местной администрации муниципального образования муниципальный округ Звездное от 25.02.2016 N 8.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в ответе от 13.09.2017 N 01-10-11913/17-0-1 считает нецелесообразным предоставление Участка 1, поскольку размещение автотранспорта на нем не будет соответствовать нормативным требованиям размещения автотранспорта в соответствии с таблицей 10 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также Национальному стандарту (в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 162-ФЗ).
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению письмом от 24.07.2017 N 01-16-11672/17-0-1 и филиал ПАО энергетики и электрофикации "Ленэнерго" "Кабельная сеть" письмом от 24.07.2017 N КС/033/5141, отказали в согласовании возможности использования Участка 1, поскольку в его границах проходят ЗКЛ ЮкВ и 6КЛ 0.4кВ, находящиеся на балансе и в обслуживании филиала.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", запрещается размещение любых объектов в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства.
Участок 2 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 78:14:0769204:19 по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский проспект, участок 1 (северо-западнее дома 24, литера А по Дунайскому проспекту), что противоречит требованиям, изложенным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре от 12.07.2017 N 220-5-8726/17, Участок 2 расположен в границах территории, в отношении которой планируется разработка проекта благоустройства территории с обустройством дополнительных парковочных мест и пешеходных зон.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в ответе от 03.08.2017 N 01-10-11917/17-0-1, считает нецелесообразным предоставление Участка 2, поскольку Участок 2 расположен в границах проезжей части внутри квартального проезда, то есть его использование возможно неограниченным кругом лиц, что не позволяет соблюдать требования к размещению автотранспорта в соответствии с таблицей 10 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению письмом от 24.07.2017 N 01-16-11669/17-0-1 и филиал ПАО энергетики и электрофикации "Ленэнерго" "Кабельная сеть" письмом от 24.07.2017 N КС/033/5138 отказали в согласовании возможности использования Участка 2, поскольку в его границах проходят 6КЛ ЮкВ и 17КЛ 0.4кВ, находящиеся на балансе и в обслуживании филиала.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", запрещается размещение любых объектов в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства.
На основании указанных ответов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ и статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.04.2015 N 219-37 Комитетом приняты решения об отказе в предварительном согласовании предоставления Участка 1 и Участка 2, Товариществу направлены оспариваемые уведомления N 107427-36 от 03.11.2017 и N 117939-36 от 14.12.2017 об отказе в предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков с указанием всех оснований отказа.
Таким образом, с учётом указанных фактов суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Комитета соответствуют требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для иной оценки обстоятельств данного спора, установленных судом первой инстанции.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-16672/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.