г. Вологда |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А44-3029/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу артели "Город Мастеров" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2018 года по делу N А44-3029/2018 (судья Киселева М.С.),
установил:
артель "Город Мастеров" (ОГРН 1025300819840, ИНН 5321068899; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Козьмодемьянская, дом 1, квартира 7; далее - артель) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС) по Новгородской области (ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197; место нахождения: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Прусская, дом 10/12; далее - управление) о признании незаконным бездействия ответчика в виде отказа проверить и принять меры по сообщению 12.04.2018 N Г-70 о нарушениях правил пожарной безопасности в здании по адресу: Великий Новгород, пр. Корсунова, д. 14 А, выраженного в письме от 17.04.2018 N 64-1-16; о возложении на ответчика обязанности понудить общество с ограниченной ответственностью "Новгородхимстрой" (далее - ООО "Новгородхимстрой") и Горбача М.А. восстановить систему энергоснабжения здания в соответствии с документацией и провести аварийный ремонт системы энергоснабжения, а также о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Новлайн" (далее - ООО "Новлайн") обязанности отключить от общедомовых сетей здания четыре базовые станции сотовой связи и оборудование, установленное за взятки, с явным нарушением правил пожарной безопасности, на крыше помещения заявителя, находящегося в захвате у группировки физических лиц.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2018 года по делу N А44-3029/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Кроме того, с артели в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
Артель с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявитель просил признать незаконным бездействия по непроведению проверок по сообщению артели о нарушении законодательства об энергоснабжении и правил пожарной безопасности, выводы суда противоречат закону.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.10.2017 артель направила в управление сообщение за N Г-159 о нарушениях законодательства об энергоснабжении в здании по адресу: Великий Новгород, пр. Корсунова, д. 14 А (лист дела 8).
Письмом от 12.10.2017 N 184-1-18 управление сообщило о том, что рассмотрение вопросов нарушений законодательства об энергоснабжении не входит в компетенцию МЧС России (лист дела 22).
На повторное сообщение от 12.04.2018 N Г-70 о нарушениях правил пожарной безопасности в здании по адресу: Великий Новгород, пр. Корсунова, д. 14 А (лист дела 26), управление подготовило ответ от 19.04.2018 N 64-1-16, в котором указало на то, что государственный надзор за соблюдением требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей осуществляется органами государственного энергетического надзора. Одновременно заявитель проинформирован о направлении его сообщения в администрацию Великого Новгорода, УМВД по Новгородской области и Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для рассмотрения в пределах компетенции (лист дела 27).
Считая, что со стороны управления имеет место бездействие по непроведению проверок соблюдения пожарной безопасности в указанном здании, артель обратилась в арбитражный суд. Одновременно артель просила восстановить срок на обращение в суд.
Суд первой инстанции ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд в порядке статей 115, 117, 198 АПК РФ оснований для восстановления пропущенного срока не усмотрел, проанализировав обращение заявителя, пришел к выводу об отсутствии у управления компетенции по проведению проверок, о которых просит заявитель, поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 6 упомянутого Закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС Росси от 06.08.2004 N 372, главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Пунктом 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, предусмотрено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
б) производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
В Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный приказом МЧС России от 22.03.2018 N 116, нормативные правовые акты, содержание требования, предъявляемые к эксплуатации энергосистем (энергоснабжения) при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, не входят.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила эксплуатации электроустановок, Правила N 6).
Согласно пункту 1.1.1 Правил эксплуатации электроустановок данные правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Из пункта 1.1.2 Правил N 6 следует, что они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
В силу пункта 1.2.11 указанных Правил государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.
Следовательно, проверка соблюдения требований Правил N 6 в компетенцию управления не входит.
Как следует из сообщений артели, последняя указывает на уничтожение действующей системы энергоснабжения, незаконную реконструкцию системы энергоснабжения и просит управление провести проверку по факту криминальной реконструкции системы энергоснабжения 6 этажа здания по адресу: Великий Новгород, пр. Корсунова, д. 14 А, а также вынести предписание о восстановлении системы электроснабжения и пультов управления энергоснабжением на 6 этаже в соответствии с технической документацией на здание.
Кроме того, заявитель просит управление проверить сведения о том, что Горбач М.А. в 2015 году самовольно перестроил систему энергоснабжения здания без согласования с государственными органами, что является нарушением правил пожарной безопасности; проверить сведения о том, что здание построено без документов, система энергоснабжения находится в аварийном состоянии, и никто за нее не отвечает, не ремонтирует, что все помещения подключены к сетям незаконно, что все закрывают глаза на такие нарушения правил пожарной безопасности; просит понудить ООО "Новгородхимстрой" и Горбача М.А. восстановить систему энергоснабжения здания в соответствии с документацией и провести аварийный ремонт системы энергоснабжения; понудить ООО "Новгородхимстрой" открыть доступ в машинное отделение лифта и вынести из него посторонние вещества и оборудование; проверить законность подключения ООО "Новлайн" к электросетям здания четырех базовых станций сотовой связи и оборудования, а в случае незаконности - отключить их.
Проанализировав приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведение управлением проверок, о которых просит заявитель в сообщении, не входит в компетенцию территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Оснований не согласиться с данным выводом у коллегии судей не имеется.
Кроме того, из ответа управления на обращение заявителя следует, что сообщения направлено для рассмотрения в компетентные органы (администрацию Великого Новгорода, УМВД по Новгородской области и Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Определением от 13 июля 2018 года артели предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию с артели в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2018 года по делу N А44-3029/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу артели "Город Мастеров" - без удовлетворения.
Взыскать с артели "Город Мастеров" (ОГРН 1025300819840, ИНН 5321068899; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Козьмодемьянская, дом 1, квартира 7) в доход федерального бюджета 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.