г. Вологда |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А52-1309/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2018 года по делу N А52-1309/2018 (судья Циттель С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086; место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 90/92; далее - общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (ОГРН 1046000111992, ИНН 6025001423; место нахождения: 182105, Псковская область, город Великие Луки, улица Тимирязева, дом 2, далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2018 N 2.11-09/01 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19 июня 2018 года заявленное требование удовлетворено - постановление инспекции от 06.03.2018 N 2.11-09/01 признано незаконным и отменено.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества отказать. В обоснование своей позиции указывает, что общество обоснованно привлечено к ответственности на несоблюдение правил внутреннего контроля в целях соблюдения мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
От ООО "Агроторг" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В силу пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании поручения от 05.02.2018 N 2.11-09/01 проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в отношении общества, являющегося организацией - распространителем лотерей, реализующим лотерейные билеты посредством розничной продажи в магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Холмская, д. 18, по результатам которой составлен акт от 05.02.2018 N 01.
В ходе проверки инспекцией установлен факт получения кассиром магазина "Пятерочка" Фоминой З.Б. от клиента денег в сумме 100 руб. за продажу лотерейного билета "Русское Лото" (N 44529925, серия 4Е74, N пачки 890599) по кассовому чеку N 0176 (смена: от 05.02.2018 N 0146). При продаже лотерейного билета (заключении договора с участником лотереи) кассиром не был истребован документ подтверждающий личность гражданина приобретшего лотерейный билет, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения, о их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму отсутствовал, доступ к официальному сайту Росфинмониторинга на рабочем месте кассира не имеется.
Посчитав, что обществом нарушены положения пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), инспекция составила в отношении общества протокол об административном правонарушении от 26.02.2018 N 2.11-09/01.
Постановлением инспекции от 06.03.2018 N 2.11-09/01 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил указанное постановление инспекции, поскольку пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события вмененного правонарушения.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
Согласно статье 3 данного Закона организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
При этом осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (пункт 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх, относится к иным сделкам с движимым имуществом.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона N 115-ФЗ следует, что распространитель лотерейных билетов обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере свыше 600 000 руб., а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб.
Из материалов дела следует, что общество осуществило прием денежных средств от клиента за приобретенный им лотерейный билет в сумме 100 руб., то есть менее 15 000 руб., следовательно, ООО "Агроторг" не обязано было в данном случае проводить совокупность мероприятий по идентификации клиента.
Доказательства того, что у кассира магазина, обслуживающего клиента должны были возникнуть (возникли) подозрения, что он совершает эту операции по оплате приобретаемого лотерейного билета в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ответчиком не представлены.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие в действиях общества события правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о наличии в действиях общества состава правонарушения, поскольку, по мнению инспекции, заявителем нарушены утвержденные им и размещенные в сети Интернет Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, о чем свидетельствует отсутствие доступа в Интернет с рабочего места кассира.
В данном случае из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется именно непроведение идентификации личности участника лотереи при продаже физическому лицу лотерейного билета.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости признания незаконным и отмене постановления инспекции от 06.03.2018 N 2.11-09/01 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 июня 2018 года по делу N А52-1309/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1309/2018
Истец: ООО "Агроторг"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция N2 по Псковской области