г. Москва |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А40-252060/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Г.Н. Поповой,
Судей: Б.С. Веклича, Т.Ю. Левиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Ю. Петровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 марта 2018 года по делу N А40-252060/17
по иску Открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" (ОГРН 1057748480899, ИНН 7719567218)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о взыскании денежных средств в сумме 3693537 рублей 16 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Путинцев П.Э. по доверенности от 24.08.2017
от ответчика: Блистанова А.А. по доверенности от 25.12.2017
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании задолженности за коммунальные услуги в сумме 3693537 рублей 16 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2018 г. взыскано с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) за счет казны города Москвы в пользу Открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора" (ОГРН 1057748480899, ИНН 7719567218) 3693537 рублей 16 копеек - задолженности, а также 41468 рублей - судебных расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 20 района "Соколиная гора", в качестве управляющей компании выполняет работы по техническому обслуживанию и оказывает коммунальные услуги в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А.
Помещения в домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 5 8А, являются собственностью Департамента городского имущества города Москвы, что подтверждается выписками из ЕГРП.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а в силу норм п. 5 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Согласно нормам ст. 46 ЖК РФ, решения собственников по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются обязательными для всех собственников помещений.
Судом установлено, что при расчете сумм, подлежащих уплате за коммунальные и эксплуатационные услуги, применялось постановление Правительства Москвы от 13.11.2014 г. за N 644-ПП. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Выполненные работы и оказанные истцом в январе 2015 г. - декабре 2015 года услуги по многоквартирным домам, расположенным по адресам: ул. Фортунатовская д. 31/35, ул. Фортунатовская д. 33/44, ул. Щербаковская д. 40, ул. Щербаковская д. 54, Щербаковская д. 57/20, Щербаковская д. 58, ул. Щербаковская д. 58А приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 3693537 рублей 16 копеек.
Обязанность Департамента городского имущества города Москвы перед ОАО "РЭУ N 20 района "Соколиная гора" по оплате стоимости, потребленных коммунальных услуг, возникла с января 2015 года и по состоянию на декабрь 2017 года за период январь 2015 года - декабрь 2015 года составляет 3693537 рублей 16 копеек, из них: техническое обслуживание - 1637120 рублей 02 копеек, отопление - 2056417 рублей 13 копеек.
В силу норм ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в силу норм ст. ст. 39, 153 ЖК РФ.
Довод ответчика о не доказанности факта оказания услуг поставки тепловой энергии, правомерно отклонены судом первой инстанции, как необоснованные, противоречащие материалам дела.
Доказательства, подтверждающие наличия приборов учета в спорных помещениях и ввод их в эксплуатацию, не представлены ответчиком.
Довод ответчика, что он является не надлежащим ответчиком по настоящему делу, правомерно отклонен судом первой инстанции, в силу следующего:
Из п. 9 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" следует, что Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно, в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП и постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент имущества города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и не движимым имуществом города Москвы, в связи с чем, в силу норм ст. 210 ГК РФ, бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте городского имущества города Москвы.
Исходя из п. 1 ст. 125 ГК РФ, Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе, в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п.п.1, 33.3, 35 Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В силу п.п. 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации", интересы субъекта Российской Федерации - города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент городского имущества города Москвы, в отношении жилых помещений - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств в пределах своей компетенции.
В п. 2 постановления Правительства Москвы от 15.06.2012 г. N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" определено, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет возмещение расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) в отношении нераспределенных жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в общежитиях), находящихся в собственности города Москвы, или жилых помещений переходящих (подлежащих передаче) в собственность города Москвы, возмещение которых не производилось до вступления в силу настоящего постановления (т.е. до 01.01.2013 г.).
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд признал обоснованными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований на сумму 3693537 рублей 16 копеек за счет казны города Москвы.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего:
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о не доказанности истцом факта оказания услуг по поставке тепловой энергии в нежилые помещения, является не обоснованным и противоречит материалам дела.
При расчете сумм, подлежащих уплате за коммунальные и эксплуатационные услуги, применялось Постановление Правительства Москвы от 13.11.2014 г. за N 644-ПП г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Выполненные работы и оказанные истцом в январе - декабре 2015 года услуги по многоквартирным домам приняты и подтверждены Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Соколиная гора" в сумме 3693537 рублей 16 копеек, в том числе: техническое обслуживание - 1637120 рублей 02 копейки, отопление - 2056417 рублей 13 копеек.
Обязанность Департамента городского имущества города Москвы перед ОАО "РЭУ N 20 района "Соколиная гора" по оплате стоимости, потребленных коммунальных услуг, возникла с января 2015 и по состоянию на декабрь 2017 г., за период январь 2015 г. - декабрь 2015 года составляет 3693537 рублей 16 копеек, из них: техническое обслуживание - 1637120 рублей 02 копейки, отопление - 2056417 рублей 13 копеек.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что ответственность перед истцом должна нести Префектура Восточного административного округа города Москвы, а он является ненадлежащим ответчиком, отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Постановления правительства Москвы от 15.06.2012 г. N 272-ПП "О мерах по совершенствованию содержания жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города Москвы или принятых от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по передаточному акту или иному документу о передаче с момента такой передачи, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" не применимо, так как, Префектура не представляет интересы города Москвы, как субъекта Российской Федерации по искам к субъекту Российской Федерации; осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Префектуре, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г.
N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы", в соответствии с которым, определены полномочия Префектуры, и не может осуществлять иные полномочия, не определенные положением о Префектуре.
Префектура не является главным распорядителем бюджетных средств, так как, при рассмотрении исков к субъекту Российской Федерации - город Москва, его интересы представляет Департамент городского имущества, в системе городского управления Департамент является наиболее значимым учреждением в системе управления городским имуществом.
Учитывая изложенное, Префектура округа не является и не может являться ответчиком по данной категории споров.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г.
N 99-ПП "Положение о Департаменте городского имущества г. Москвы" ответчик выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, соответственно, в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего имущества лежит на Департаменте имущества города Москвы.
Нормы п. 2.1.4.11 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г.
N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", не освобождает Департамент городского имущества города Москвы от обязанности выполнять полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, как указано в Положении о Департаменте городского имущества города Москвы.
В настоящем случае, собственником является город Москва.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу Положения о Департаменте, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
В силу норм п. 1 ст. 125 ГК РФ, Департамент выступает от имени субъекта Российской Федерации в суде, в том числе, в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Поэтому надлежащим ответчиком является город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
В данном случае орган, имеющий право как главный распорядитель бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования - города Москвы, участвовал в качестве ответчика.
С учетом положений ст. 125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Остальные доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
В силу постановления Правительства Российской Федерации N 603, размер платы за тепловую энергию в жилом и нежилом помещении производится по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы ответчика проверены арбитражным судом и отклоняются с учетом указанных обстоятельств дела и требований ГК РФ.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу N А40-252060/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.