город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2018 г. |
дело N А32-14718/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар - 2" - Мирошниченко Е.В. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар - 2"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2018 по делу N А32-14718/2017 (судья Левченко О.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар - 2"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Трехсельского сельского поселения Успенского района, администрация муниципального образования Успенский район
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар - 2" (далее - ООО "АФ "Агросахар-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги исх. N 52-39202/16-32-20 от 30.12.2016 по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:0381, общей площадью 70,60 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба"; о возложении на департамент обязанности в десятидневный срок с даты вступления в силу решения суда направить обществу проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:0381, общей площадью 70,60 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Трехсельского сельского поселения Успенского района и администрация муниципального образования Успенский район
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АФ "Агросахар-2" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что нахождение на спорном земельном участке полевой дороги и лесополос не является препятствием для предоставления в собственность земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0701000:381 является земельным участком сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство, что подтверждается договорами аренды, а так же кадастровым паспортом и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Доказательств того, что спорный земельный участок в генеральном плане Успенского района относится к землям общего пользования, Департаментом имущественных отношений не предоставлено. Кроме того, Постановлением Совмина РСФСР от 07.06.1966 N 503 "Об утверждении показателей для определения административного значения автомобильных дорог общего пользования РСФСР" установлено, что дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов и совхозов с отделениями, фермами, полевыми станами и другие внутрихозяйственные дороги, к дорогам общего пользования не относится. Таким образом, предоставление в собственность испрашиваемого участка, частично занятого полезащитными лесополосами, не противоречит действующему законодательству.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар - 2" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации муниципального образования Успенский район от 17.09.2007 N 818 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" в аренду земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" 17.09.2007 между администрацией муниципального образования Успенский район (арендодатель) и ООО "АФ "Агросахар-2" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) N 8834000030, согласно которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0701000:0381, общей площадью 70,60 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Трехсельское сельское поселение, в границах земель СПК "Колхоз Дружба", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, признанный для производства сельскохозяйственной продукции (т.д. 1 л.д. 55-63).
В силу пункта 7.2 договора он действует в течение 10 лет, до 17 сентября 2017 года.
06.12.2016 в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации общество обратилось в департамент с заявлением о представлении в собственность спорного земельного участка (т.д. 1 л.д.74-76).
Письмом от 30.12.2016 N 52-39202/16-32-20 департамент отказал в предоставлении в собственность спорного земельного участка (т.д. 1 л.д.77).
Отказ мотивирован тем, что договор аренды от 17.09.2007 N 8834000030 имеет признаки ничтожности. Так, в соответствии с пунктами 1.2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей в период заключения договора) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), передача в аренду находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектов Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (пример, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса РФ, статьи 74 Лесного кодекса РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Полагая вышеуказанный отказ незаконным, ООО "АФ "Агросахар-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон края N 532-КЗ) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
До обращения с заявлением о приобретении земельного участка сельскохозяйственного назначения общество более трех лет являлось его арендатором на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) от 17.09.2007 N 8834000030, заключенного на срок 10 лет до 17.09.2017.
Земельный участок используется по целевому назначению, что подтверждается актом обследования земельного участка от 20.12.2016 N 586 (т.д.1 л.д.112).
В качестве основания отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка департамент указал на наличие у договора аренды признаков ничтожной сделки, поскольку заключен в 2007 году не по результатам публичной процедуры предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду.
Вместе с тем, по общему правилу, сформулированному в частях 1, 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды), передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялась в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имелось только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В материалы дела предоставлена публикация от 19.07.2007 N 86 (8254) газеты "Рассвет", согласно которой администрация района информировала о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:34:0701000:381.
В публикации обозначены признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок (местоположение, площадь земельного участка, вид угодий), и согласно размещенным сведениям определить предмет договора аренды.
В дальнейшем на основании постановления от 17.09.2007 N 818 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Агросахар-2" 20.08.2007 (через два месяца после публикации) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) N 8834000030, что соответствует положениям Закона 101-ФЗ, действующим на указанный момент. Доказательства наличия иных заявлений о предоставлении земельного участка на момент заключения договора аренды с обществом в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок заключения договора аренды от 17.09.2007 N 8834000030 соблюден, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что указанный договор является недействительным (ничтожным).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Актом обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" N 586 от 20.12.2016 установлено, участок пересекает дорога с гравийным покрытием (т.д. 1 л.д. 112).
Согласно пояснительной записке к акту обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" N 1159 от 11.05.2018 на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0701000:381 имеется полевая дорога с гравийным покрытием, которая является подъездом к смежным земельным участкам (т.д. 1 л.д. 109-111).
Из публикации в газете "Рассвет" от 19.07.2007 N 86 (8254) также следует, что в состав спорного земельного участка входят: пашни, лесополосы, дороги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нахождение на испрашиваемом заявителем земельном участке полевой дороги является препятствием для предоставления данного участка в собственность обществу.
Ссылка апелляционной жалобы на Постановление Совмина РСФСР от 07.06.1966 N 503 "Об утверждении показателей для определения административного значения автомобильных дорог общего пользования РСФСР" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.1981 N 264 оно было признано утратившим силу.
Кроме того, из представленного фотоматериала (т.д. 1 л.д. 163-168), а также информационного сообщения в газете "Рассвет" следует, что в границах земельного участка расположены защитные лесополосы.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с данным кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0701000:381, относящийся к категории - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства сформирован так, что в его границах включены земли под полезащитными лесными полосами, которые не относятся к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования, а являются элементами мелиоративной системы.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся:
противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях;
полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;
пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Следовательно, защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка и фактически представляют собой территории общего пользования.
Таким образом, в случае, если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2018 по делу N А32-11841/2017).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии препятствий для приватизации спорного земельного участка, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2018 по делу N А32-14718/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.