г. Самара |
|
28 августа 2018 г. |
А49-967/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области - представителя Суванкулова Д.А. (доверенность от 06.09.2017 N 19176),
от частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2018 года по делу N А49-967/2018 (судья Мещеряков А.А.),
по заявлению частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1045802004808), г. Пенза,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680), г. Пенза,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - ответчик, Управление ПФР) от 05.12.2017 N 068V01170000304 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В ходе судебного разбирательства учреждение на основании положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования в письменном виде и просило суд признать оспариваемое решение Управления ПФР от 05.12.2017 N 068V01170000304 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в полном объеме (том 4 л.д. 119).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2018 года требования заявителя удовлетворены, признано недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области от 5 декабря 2017 года N 068V01170000304 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ему вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2018 года по делу N А49-967/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с ч.1 ст.7 и ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 года N212-ФЗ.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2018 года по делу N А49-967/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (сокращенное наименование - Детский сад N 117 ОАО "РЖД") зарегистрировано 05.07.2004 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1045802004808 (том 1 л.д. 33 - 43).
Как видно из материалов дела, в период с 29.08.2017 по 26.10.2017 должностным лицом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области была проведена выездная проверка Детского сада N 117 ОАО "РЖД" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 30.10.2017 N 068V01170000304 (том 2 л.д. 90 - 100).
По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных учреждением возражений на акт (том 2 л.д. 111 - 116) Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области было вынесено решение от 05.12.2017 N 068V01170000304 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (том 2 л.д. 119 - 128).
Считая решение Управления ПФР неправомерным, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением и с учетом уточнения своих требований просит признать его недействительным.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из акта выездной проверки и содержания оспариваемого решения следует, что Управление ПФР пришло к выводу о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов в 2015 и 2016 годах на сумму оплаты разницы между полной стоимостью образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми, оказываемых учреждением, и стоимостью этих услуг, оплачиваемой родителями, являющимися работниками Детского сада N 117 ОАО "РЖД", в общем размере 853644 руб. 29 коп. (в том числе, за 2015 год -358737 руб. 86 коп., за 2016 год - 494906 руб. 43 коп.).
В этой связи на данную сумму Управлением ПФР были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 и 2016 годы в общей сумме 170728 руб. 87 коп. (в том числе, за 2015 год - 71747 руб. 57 коп., за 2016 год -98981 руб. 30 коп.) и предложено их уплатить. Кроме того, учреждение было привлечено к ответственности за неуплату этих страховых взносов в виде штрафа в сумме 34145 руб. 78 коп. Также оспариваемым решением учреждению начислены пени в размере 16378 руб. 33 коп. за просрочку уплаты указанных сумм страховых взносов (том 2 л.д. 119 - 128).
В рассматриваемые расчетные периоды 2015 и 2016 годов порядок исчисления и уплаты страховых взносов определялся Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) упомянутый выше Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017.
Вместе с тем статьей 20 Закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в данном случае подлежат применению положения Закона N 212-ФЗ, который регламентировал порядок исчисления и уплаты страховых взносов за расчетные периоды 2015 и 2016 годов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ приводится перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ и устава Детского сада N 117 ОАО "РЖД" его учредителем является открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - учредитель, ОАО "РЖД"). Заявитель представляет собой частное учреждение и является некоммерческой дошкольной образовательной организацией (том 1 л.д. 34, 35, 44 - 69).
Пунктами 115 и 117 устава Детского сада N 117 ОАО "РЖД" предусмотрено, что деятельность учреждения регламентируется помимо настоящего устава внутренними документами учредителя и локальными нормативными актами учреждения. Локальные нормативные акты учреждения не могут противоречить законодательству Российской Федерации, настоящему уставу и внутренним документам учредителя (том 1 л.д. 66).
Согласно пунктам 102 и 104 устава заявителя финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем. Учреждение распоряжается имеющимися денежными средствами в соответствии с бюджетом доходов и расходов, утвержденным учредителем.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2013 N 3011р был утвержден и принят к исполнению Коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2014 - 2016 годы, в разделе 3 которого определена социальная ответственность компании.
В силу пункта 3.2.31 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014 - 2016 годы компания обязалась обеспечивать финансирование негосударственных учреждений здравоохранения и негосударственных образовательных учреждений, учрежденных компанией, с учетом затрат, необходимых для предоставления работникам и неработающим пенсионерам этих учреждений гарантий не ниже уровня, предусмотренного настоящим Коллективным договором (том 2 л.д. 1 - 21, том 4 л.д. 139 - 155).
Согласно пункту 1 распоряжения ОАО "РЖД" от 23.01.2015 N 118р "О порядке финансирования негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО "РЖД"" средства на обеспечение деятельности частных дошкольных образовательных учреждений ОАО "РЖД" и иных негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО "РЖД", имеющих дошкольные группы, формируются, в частности, за счет целевого финансирования ОАО "РЖД" (том 2 л.д. 34 - 36).
Пунктом 2 указанного распоряжения был утвержден типовой договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, содержании, присмотре и уходе за воспитанниками (том 2 л.д. 37 - 49).
В пункте 3.1 типового договора подлежит указанию ежемесячная стоимость образовательных услуг, а также ежемесячная стоимость услуг по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником в учреждении.
При этом пункты 3.2 и 3.4 типового договора предусматривают указание размера ежемесячной платы заказчика за оказание образовательных услуг и размера ежемесячной платы заказчика за оказание услуг по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником в процентах (20, 10, 5 процентов) от стоимости соответствующих услуг, установленной в пункте 3.1 договора, в зависимости от указанных в типовом договоре критериев.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 23.01.2015 N 130р было утверждено Положение об установлении стоимости и оплате услуг в дошкольных группах негосударственных (частных) образовательных учреждений ОАО "РЖД" и частных дошкольных образовательных учреждениях дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" (далее - Положение, том 4 л.д. 55 - 63).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения ежемесячная оплата образовательных услуг и услуг по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником в образовательных учреждениях, имеющих дошкольные группы, и в частных дошкольных образовательных учреждениях группы "РЖД", взимаемая с родителей, устанавливаются в размере 10 процентов ежемесячной стоимости образовательных услуг и услуг по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником из числа детей, воспитывающихся в семьях, в которых один из родителей - работник негосударственного (частного) образовательного учреждения ОАО "РЖД", частного дошкольного образовательного учреждения группы "РЖД".
Из материалов дела следует, что названные в оспариваемом решении работники Детского сада N 117 ОАО "РЖД", которые имеют детей дошкольного возраста, в 2015 и 2016 годах пользовались услугами данного детского сада, куда они водили своих детей.
При этом Детский сад N 117 ОАО "РЖД" (исполнитель, учреждение) заключало с этими своими работниками (заказчики) договоры об образовании по образовательным программам дошкольного образования, содержанию, присмотру и уходу за воспитанниками, а также дополнительные соглашения к ним, которые действовали в 2015 и 2016 годах (том 2 л.д. 138 - 153, том 3 л.д. 1 - 98).
В пунктах 3.1 заключенных с работниками договоров об образовании указывался полный размер ежемесячной платы за образовательные услуги и полный размер ежемесячной платы за услуги по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником.
Пунктами 3.2 рассматриваемых договоров предусмотрено условие о том, что размер ежемесячной платы за образовательные услуги и размер ежемесячной платы за услуги по содержанию, присмотру и уходу за воспитанником для заказчиков (работников детского сада) составляют 10 процентов от полной стоимости этих услуг, указанной в пунктах 3.1 договоров.
Из содержания пунктов 3.3 договоров об образовании, заключенных с работниками Детского сада N 117 ОАО "РЖД", следует, что остальные 90 процентов ежемесячной платы за образовательные услуги и ежемесячной платы за услуги по содержанию, присмотру и уходу в отношении их детей относятся на учреждение.
Согласно положениям пунктов 3.4, 3.5 договоров заказчик ежемесячно вносит плату, указанную в пунктах 3.2 договоров. Учреждение, в свою очередь, ежемесячно вносит плату, указанную в пунктах 3.3 договоров.
В проверяемом периоде учреждение на основании пункта 3.3 договоров оплачивало разницу между полной стоимостью образовательных услуг и услуг по содержанию, присмотру и уходу в отношении детей своих работников (90 процентов ежемесячной стоимости услуг) и стоимостью услуг, оплачиваемой родителями, являющимися работниками данного детского сада (10 процентов ежемесячной стоимости услуг).
Общая сумма произведенной учреждением в отношении детей своих работников компенсации стоимости услуг детского сада составила 853644 руб. 29 коп. (в том числе, за 2015 год - 358737 руб. 86 коп., за 2016 год - 494906 руб. 43 коп.).
Управление ПФР указывает, что рассматриваемые суммы являются выплатами учреждения в пользу своих работников, которые производились в рамках трудовых отношений, в связи с чем полагает, что они подлежат обложению страховыми вносами на основании приведенных норм Закона N 212-ФЗ.
Между тем, как указывалось выше, согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых правоотношений.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вместе с тем в рассматриваемом случае спорные выплаты представляют собой по сути компенсацию учреждением своим работникам части стоимости услуг детского сада.
При этом спорные компенсационные выплаты не предусмотрены самими трудовыми договорами, заключенными учреждением с работниками на основании положений ТК РФ, и не входят в систему оплаты труда и в состав заработной платы, что Управлением ПФР не опровергнуто.
Рассматриваемые договоры об образовании представляют собой гражданско-правовые договоры, в которых их стороны согласовали условия о размере платы за оказание соответствующих услуг, что не противоречит положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора.
В этих договорах об образовании отсутствует указание на то, что оплата учреждением части стоимости услуг детского сада является заработной платой работника дошкольного учреждения или направлена на получение его работниками дохода по результатам выполняемой ими работы.
Спорные выплаты предоставляют собой по сути компенсацию работникам затрат за пользование детским садом, носят социальный характер и основываются на гражданско-правовом договоре относительно образовательных услуг.
Также спорная компенсация не является стимулирующими выплатами, не зависит от конкретных результатов труда, от квалификации работников, от сложности, качества, количества и условий выполнения ими работы, то есть не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В данном случае спорная компенсация части стоимости услуг детского сада своим работникам произведена учреждением на основании приведенных выше положений Коллективного договора ОАО "РЖД", которое является собственником учреждения и обязалось обеспечить работникам учрежденных им образовательных организаций уровень социальных гарантий не ниже уровня, предусмотренного этим Коллективным договором, а также на основании названных выше распоряжений ОАО "РЖД", которые согласно упомянутым положениям устава Детского сада N 117 ОАО "РЖД" являются для него обязательными.
Кроме того, из приведенных выше положений устава Детского сада N 117 ОАО "РЖД" и распоряжений ОАО "РЖД" следует, что финансирование соответствующих затрат учреждения в конечном счете производится за счет средств его учредителя -ОАО "РЖД".
При этом из анализа приведенных правовых норм Закона N 212-ФЗ и ТК РФ следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что произведенные учреждением в 201 5 и 2016 годах компенсационные выплаты в виде оплаты части стоимости услуг детского сада в отношении детей своих работников в общей сумме 853644 руб. 29 коп. на основании Коллективного договора ОАО "РЖД" и распоряжений ОАО "РЖД", являющегося его учредителем, а также заключенных с работниками договоров об образовании, не относятся к вознаграждению в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) и не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников в том смысле, как она определена статьями 129, 135 ТК РФ, они носят выраженный социальный характер, не являются стимулирующими выплатами, так как производятся вне зависимости от конкретных результатов труда, квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения ими работы, что исключает их квалификацию в качестве оплаты труда работников.
При изложенных обстоятельствах, поскольку спорные выплаты не являются вознаграждением за труд, носят социальный характер и представляет собой по сути компенсацию части стоимости услуг детского сада в отношении детей его работников, данные выплаты в силу приведенных правовых норм Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Следовательно, Детский сад N 117 ОАО "РЖД" правомерно в 2015 и 2016 годах не облагал страховыми взносами спорные выплаты в виде оплаты части стоимости услуг детского сада в отношении детей своих работников и не учитывал указанные суммы при определении базы для исчисления страховых взносов.
Кроме того, как указывалось выше, спорная компенсация учреждением части стоимости услуг детского сада производилась за счет финансирования ОАО "РЖД", которое не является работодателем и страхователем в отношении работников учреждения, что также не позволяет рассматривать данные выплаты в качестве объекта обложения страховыми взносами, предусмотренного частью 1 статьи 7 Закона 212-ФЗ. Подобная позиция приведена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.09.2015 N 17-3/13-465 (том 5 л.д. 4).
Управление ПФР ссылается на то, что заявитель при исчислении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитывал спорные выплаты в лицевых счетах и в справках о доходах своих работников по форме 2-НДФЛ в составе их доходов по коду "2510", который согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ определяется как "оплата за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика".
Данные доводы не приняты арбитражным судом, поскольку порядок исчисления и уплаты НДФЛ, в том числе правила определения объекта налогообложения по данному налогу регламентированы главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как объект обложения страховыми взносами в рассматриваемый период 2015, 2016 годов определялся приведенными нормами Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, правила определения объекта налогообложения по НДФЛ и объекта обложения страховыми взносами имеют разное правовое регулирование.
При этом правильность определения учреждением налогооблагаемой базы по НДФЛ не была предметом проведенной Управлением ПФР выездной проверки, не входит в его компетенцию и не относится к предмету спора по настоящему делу.
В этой связи само по себе отражение заявителем спорной компенсации в лицевых счетах и справках о доходах в целях исчисления НДФЛ не опровергает приведенные выше выводы суда о том, что рассматриваемые выплаты с учетом изложенных обстоятельств и положений статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, Управление ПФР неправомерно доначислило заявителю указанные в оспариваемом решении суммы страховых взносов за 2015 и 2016 годы по мотиву занижения объекта обложения страховыми взносами, а также незаконно начислило пени за просрочку их уплаты по статье 25 Закона N 212-ФЗ и привлекло учреждение к ответственности за неуплату страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе Управления не содержится. Обратного ответчиком не доказано.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2018 года по делу N А49-967/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.А. Терентьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.