Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2018 г. N Ф03-4618/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А24-1825/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-5565/2018
на решение от 09.06.2018
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-1825/2018 Арбитражного суда Камчатского края
при участии:
от общества: Кобзарь Е.Н., по доверенности от 28.12.2017 сроком действия до 31.12.2018, паспорт (до перерыва)
Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, ГУП Камчатского края "Спецтранс" не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, Общество, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - заинтересованное лицо, Контрольное управление) от 13.02.2018 N 156.
Определением суда от 17.05.2018 участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - третье лица, ГУП "Спецтранс").
Решением суда от 09.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы, со ссылкой на протокол общего собрания собственников от 26.10.2010, выражает несогласие с выводом суда о том, что собственниками не принималось решения о способе исполнения обязательств потребителям путем внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами и содержанием площадок непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Указывая на то, что договор управления многоквартирным домом N 246-ДУ-10 является заключенным, суд не учитывает, что при его заключении собственники помещений предоставили ООО "УЖКХ" право заключать договоры, по условиям которых граждане вносят плату напрямую ресурсоснабжающей организации.
Указывает, что содержание контейнерных площадок не является коммунальной услугой, следовательно, указание на нарушение требований статьи 154,155 ЖК РФ необоснованно.
Так как собственники дома N 12 по ул. Кирдищева не приняли на общем собрании решение об установлении либо изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, управляющая компания применяет размер платы за содержание и ремонт, установленный органом местного самоуправления, в размере 40,61 руб., включая содержание контейнерных площадок в размере 1,17 рублей в месяц за квадратный метр общей площади жилого помещения.
Со ссылкой на п. 8 статьи 11 Правил благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утвержденных Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.10.2017 N 10-нд указывает, что места размещения контейнерных площадок определяются территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае.
Как правило, размещение контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов осуществляется отдельно для каждого многоквартирного дома. Допускается размещение одной контейнерной площадки либо одной площадки для сбора крупногабаритных отходов для двух и более многоквартирных домов в случаях, когда управление (обслуживание) такими домами осуществляется одной управляющей организацией (одним собственником или объединением собственников), либо если территориальное расположение нескольких многоквартирных домов обуславливает обеспечение наиболее эффективного сбора отходов размещением контейнеров на одной контейнерной площадке.
В данном случае, согласно договора на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок N 26/16, имеющегося в материалах дела и выдержке из поадресного приложения N 4 к договору усматривается, что контейнерной площадкой, расположенной в торце у дома N 35/1 по ул. Циолковского, пользуются жители нескольких многоквартирных домов, в том числе и Кирдищева,12. Полагает, что оснований для освобождения собственников от начисления платы за оказание услуг по содержанию контейнерных площадок не имеется.
Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, ГУП Камчатского края "Спецтранс", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21.08.2018 объявлялся перерыв до 28.08.2018 до 13 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва заседание продолжено, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "УЖКХ г. ПетропавловскаКамчатского" на основании договора от 01.06.2010 N 246-ДУ-10 осуществляет управление многоквартирным домом N 12 по улице Кирдищева в городе Петропавловске-Камчатском.
13.02.2018 на основании приказа начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2018 N 156/ЛК в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по обращению Кравченко Т.Д., проживающей в вышеуказанном доме.
В ходе проведенной проверки установлено, что между ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" и ГУП "Спецтранс" заключен договор от 17.03.2016 N 26/16 на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок.
Соглашением от 01.06.2016 определен порядок оплаты, в том числе услуг по санитарному содержанию контейнерных площадок, путем уступки права требования с граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата.
Кроме того, установлено, что с 01.11.2017 между Обществом и ГУП "Спецтранс" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 26/17.
В рамках указанных договоров ГУП "Спецтранс" самостоятельно предъявляет платежные документы на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и услуги по содержанию контейнерных площадок. При этом собственниками помещений дома N 12 по улице Кирдищева решение об оплате коммунальных услуг напрямую в ресурсоснабжающую организацию не принималось.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 13.02.2018 N 156.
По результатам проверки 13.02.2018 должностным лицом Контрольного управления выдано предписание N 156, которым на Общество возложена обязанность в срок до 30.03.2018 осуществить следующие действия: - привести договорные отношения в отношении дома N 12 по улице Кирдищева с ГУП "Спецтранс" в соответствие с требованиями жилищного законодательства: исключить условия об уступке прав требования; - привести договорные отношения между ООО "УЖКХ г. ПетропавловскаКамчатского" и ГУП "Спецтранс" по договору на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок в соответствие с требованиями жилищного законодательства; - произвести перерасчет платы, предъявленной на имя граждан, проживающих по адресу: ул. Кирдищева, д. 12, кв. 7, в части предъявления к оплате услуг по содержанию контейнерных площадок.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Действительно, согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).
На основании п. п.п "ж" п. 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. п. "б" п. 148 (22) Правил N 354).
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148 (7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Таким образом, с учетом положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений многоквартирных домов имеют право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Возможность и условия уступки прав требования исполнителя коммунальных услуг к потребителям в адрес ресурсоснабжающей организации также рассмотрена Верховным Судом Российской Федерации также в Определении от 27.01.2015 N 310-КГ14-9029.
Из данного Определения следует, что такая уступка предусмотрена действующим законодательством; при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией без соответствующего волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Соответственно, при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствии соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию.
Проанализировав условия договора от 01.11.2017 N 26/17 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.5), дополнительного соглашения к данному договору от 01.11.2017, квитанции ГУП "Спецтранс" на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) и содержанию контейнерных площадок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ом, что в рассматриваемом случае Общество уступило ГУП "Спецтранс" права требования с собственников помещений в многоквартирном доме оплаты поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг по содержанию контейнерных площадок в полном объеме, включая текущие платежи, что не соответствует пункту 26 Правил N 124 и вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Принимая во внимание, что по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме Общество является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами, решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям собственники не принимали, суд первой инстанции обоснованно заключил, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" своими действиями фактически подменило волю собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, самостоятельно приняв решение о способе исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг путем внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами и содержание контейнерных площадок непосредственно ресурсоснабжающей организации, не являющейся стороной управления многоквартирным домом.
Принятие положительного решения об утверждении условий заключенного договора на управление многоквартирным домом, в соответствии с п. 3.2.1.16 которого управляющая организация вправе по согласованию с ресурсоснабжающей организацией заключить договор цессии, не является решением собственников о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающией организации, принятом на общем собрании.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, признаются коллегией несостоятельными.
Далее, Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами). Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 4 Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197, предусмотрено, что в состав территориальной схемы входит раздел - место накопления отходов.
Согласно пункту 8 статьи 11 Правил благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, утв. Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.10.2017 N 10-нд в Камчатском крае места размещений контейнерных площадок определяются территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Из имеющегося в материалах дела приложения N 3 к договору управления многоквартирным домом от 01.06.2010 N 246-ДУ-10 не следует, что в состав общего имущества собственников многоквартирного дома N 12 по улице Кирдищева в городе Петропавловска-Камчатского входит контейнерная площадка для складирования и накопления коммунальных отходов.
Сведений о том, что контейнерная площадка находится на придомовой территории данного многоквартирного дома, в материалах дела также не имеется.
Суд учел, что согласно приложению к заключенному между Обществом и ГУП "Спецтранс" договору от 17.03.2016 N 26/16 вышеуказанный многоквартирный дом не имеет своей контейнерной площадки, а для целей складирования и накопления коммунальных отходов используется контейнерная площадка, расположенная у дома N 35/1 по проспекту Циолковского, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае.
При таких обстоятельствах, поскольку действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по содержанию земельных участков, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе и по организации на них контейнерных площадок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном возложении на собственников помещений многоквартирного дома N 12 по ул. Кирдищева в городе Петропавловск-Камчатском расходов по содержанию контейнерных площадок.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, предписание Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.02.2018 N 156 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя, сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.06.2018 по делу N А24-1825/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.