город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2018 г. |
дело N А53-11856/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Родина Владимира Федоровича - Беспалова Е.А. по доверенности от 01.10.2018;
от комитета по управлению имуществом администрации г. Шахты - Нестеровой Л.В. по доверенности от 19.02.2018 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Родина Владимира Федоровича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2018 по делу N А53-11856/2018,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.
по заявлению индивидуального предпринимателя Родина Владимира Федоровича к комитету по управлению имуществом администрации г. Шахты о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Родин Владимир Федорович (далее - ИП Родин В.Ф., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к комитету по управлению имуществом администрации г. Шахты (далее - комитет) о признании незаконным решения от 17.01.2018 N 2.1-06/99 об отказе в заключении без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:59:0030236:468, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты ул. Свободная 59-а, обязании комитета заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N 61:59:0030236:468, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты ул. Свободная 59-а, в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу сроком на 3 года.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель зданий, сооружений, расположенных на арендованном земельном участке, принадлежащих ему на праве собственности не имеет, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в комитет не обращался; права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 61:59:0030236:468 подлежали оформлению по действующим правилам Земельного кодекса РФ, соответственно, у суда отсутствуют основания для обязания комитета заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Родин В.Ф. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель сослался на то, что на спорном земельном участке, предоставленном заявителю для строительства магазина по результатам торгов, построено нежилое двухэтажное здание магазина, которое является объектом незавершенного строительства. Действующим законодательством предусмотрена возможность заключения договора аренды однократно в целях завершения строительства. Заявитель жалобы полагает, что к участию в деле надлежало привлечь администрацию города Шахты, как главного распорядителя земельными участками в городе Шахты.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель комитета в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации г. Шахты от 13.12.2012 N 6409 и протокола о результатах аукциона от 19.02.2013 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, 20.02.2013 между предпринимателем и комитетом заключен договор аренды N 6510 земельного участка с кадастровым номером 61:59:0030236:468, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты ул. Свободная 59-а, для строительства магазина, с разрешенным использованием: магазины продовольственные и промтоварные торговой площадью не более 100 кв.м.
Срок аренды земельного участка установлен с 19.02.2013 по 19.02.2016.
Договор аренды в установленном законом порядке был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 14.03.2013.
Согласно пояснениям предпринимателя, на земельном участке с кадастровым номером N 61:59:0030236:468 построен магазин, являющийся объектом незавершенного строительства.
Предприниматель 21.12.2017 обратился в комитет с заявлением о продлении срока договора аренды (т. 1 л.д. 64-65).
Комитет 17.01.2018 уведомлением N 2.1-06/459 отказал в заключении договора аренды земельного участка, указав на отсутствие документов, подтверждающих право собственности на магазин или объект незавершенного строительства по данному адресу.
Полагая, что данный отказ в заключении договора аренды спорного земельного участка является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, приведенной нормой права предусмотрено право предпринимателя, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015. При этом отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ.
При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Пунктом 33 перечня, установленным Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень) предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
Из материалов дела следует, что в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду отсутствует указание на наличие на спорном земельном участке какого-либо объекта незавершенного строительства, также не были приложены документы, подтверждающие наличие какого-либо объекта на испрашиваемом земельном участке и удостоверяющие права заявителя на объект незавершенного строительства.
Заявление предпринимателя не содержало информации об объекте, находящемся на испрашиваемом земельном участке, в связи с чем оно не соответствовало пункту 33 Перечня, пункту 2 статьи 39.17 и подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ комитета не противоречит действующему законодательству, в связи с чем отсутствуют основания для обязания уполномоченного органа заключить договор купли-продажи, а также аренды спорного земельного участка.
Предприниматель не лишен возможности при наличии соответствующих оснований обратиться с надлежаще оформленным заявлением в уполномоченный орган за предоставлением ему земельного участка в аренду в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства.
Ходатайство о необходимости привлечения к участию в деле администрации города Шахты, судебной коллегией подлежит отклонению.
Согласно Положению о комитете по управлению имуществом администрации г. Шахты, утвержденном решением Шахтинской городской Думы от 21.12.2006 N 277, комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Шахты, входящим в структуру администрации города Шахты и обеспечивающим от ее имени координацию деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Шахты", в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Шахты, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми распоряжаются органы местного самоуправления, кроме средств бюджета города Шахты.
Комитет, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "Город Шахты", обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Шахты" (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктами 2.21 и 2.24.1 указанного Положения комитет в соответствии с муниципальными правовыми актами от имени города Шахты выступает продавцом, арендодателем и ссудодателем земельных участков в порядке, установленном действующим земельным законодательством; в соответствии с муниципальными правовыми актами осуществляет функции организатора торгов по продаже земельных участков, торгов на право заключения договоров аренды земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, в том числе, что комитет является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками в городе Шахты и выступает от имени города Шахты продавцом, арендодателем и ссудодателем земельных участков, а также выдачу оспариваемого отказа непосредственно комитетом, судебная коллегия не усматривает в данном случае оснований для привлечения к участию в деле администрации города Шахты. Интересы и права администрации города Шахты по вопросу распоряжения земельным участком обеспечены в настоящем деле участием уполномоченного на это органа - комитетом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.08.2018 по делу N А53-11856/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.