г. Вологда |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А05-8168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2018 года по делу N А05-8168/2017 (судья Шашков А.Х.),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Беломор" (ОГРН 1022900840907, ИНН 2902028216; место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 37, оф. 3, 12; далее - Товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 в соответствии с каталогом координат схемы границы Товарищества, сформированной с учетом фактического местоположения границ земельных участков, подготовленных кадастровым инженером Голомысовой Е.А., в части границы от точки N 32 до точки N 37.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Северодвинск", общество с ограниченной ответственностью "Архземкадастр" (далее - ООО "Архземкадастр").
Определением суда от 26.10.2017 назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту - индивидуальному предпринимателю Талых Александру Сергеевичу.
С учетом результатов экспертизы Товарищество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило установить границы земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 с учетом территории, фактически занятой садовыми участками Товарищества в части спорной границы, смежной с земельным участком с кадастровым номером 29:28:604005:1580, в соответствии со схемой N 7 приложения 1 экспертного заключения N 34/18-2972 судебной землеустроительной экспертизы, выполненной экспертом - индивидуальным предпринимателем Талых Александром Сергеевичем, в характерных точках границ (н1- н13) земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 в координатах:
н1 - X 642954,62, У 2494357,25 н2 - X 642907,52, У 2494458,49 н3 - X 642882,24, У 2494501,02 н4 - X 642805,51, У 2494466,52 н5 - X 642788,33, У 2494508,94 н6 - X 642722,65, У 2494560,19 н7 - X 642696,55, У 2494549,24 н8 - X 642623,28, У 2494589,67 н9 - X 642466,97, У 2494539,29 н10 - X 642471,03, У 2494498,56 н11 - X 642419,74, У 2494430,63 н12-X 642366,16, У 2494364,55
н13-Х 642262,33, У 2494249,05.
Уточнение иска принято судом.
Решением суда от 30 мая 2018 года уточненные исковые требования Товарищества удовлетворены, кроме того, с Министерства в пользу истца взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы ссылается на самозахват земель лесного фонда, прилегающих к земельному участку Товарищества. Считает, что фактическое землепользование не свидетельствует о его правомерности. Правовые основания для установления границ участка истца по фактическому пользованию отсутствуют, поскольку не доказано, что на момент согласования в 2013 году границ лесного участка фактическое землепользование Товарищества в спорных границах уже имелось. Указывает, что Товарищество в лице председателя в 2013 году выразило свое согласие с описанием границ лесного участка с кадастровым номером 29:28:604005:1580.
Отзывы на апелляционную жалобу от истца, третьих лиц не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Северодвинска от 19.12.1997 N 9/455 Товариществу выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 30.12.1997 N Ар028-007745 и отведен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 278,6 га для садоводства.
Данный земельный участок с кадастровым номером 29:28:000000:4541 поставлен на кадастровый учет 30.12.1997. При этом границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В ходе проведения кадастровых работ ООО "Архземкадастр" установлено, что фактическая площадь земельного участка Товарищества составляет 2 713 569 кв. м (271,36 га), в том числе в нее входят земельные участки под пожарные проезды и центральные дороги, а также земельные участки, предоставленные в пользование физическим лицам и состоящие на государственном кадастровом учете в соответствующих координатах.
Кроме того, при проведении кадастровых работ установлено пересечение границ земельного участка Товарищества с землями лесного фонда с кадастровым номером 29:28:604005:1580.
Данные обстоятельства подтверждаются схемами расположения земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541, которые ООО "Архземкадастр" подготовило для согласования границ с Министерством.
Министерство в письме от 13.05.2016 N 204-05-23/3789 отказало Товариществу в согласовании границы земельного участка, указав, что в соответствии с данными государственного лесного реестра усматривается наложение земельного участка Товарищества на земли лесного фонда Северодвинского участкового лесничества, Северодвинского лесничества. При проведении лесоустроительных работ в 2013 году от всех председателей садоводческих товариществ, в границах Северодвинского участкового лесничества, были получены согласования о прохождении границ земель лесного фонда.
Товарищество сообщило, что при согласовании границ земель лесного фонда председателем Товарищества были письменно изложены замечания по наложению границ земель лесного фонда на границы земельного участка Товарищества с южной стороны.
При рассмотрении спора судом установлено, что участки в месте наложения границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 и земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 29:28:604005:1580 разработаны членами Товарищества (дачниками), на них построены дачные строения, участки используются по назначению для садоводства и огородничества длительное время.
Ссылаясь на отказ Министерства в согласовании границ земельного участка, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований Товарищества.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
В силу части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Частью 3 указанной статьи Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В случае если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц (часть 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 40 названного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В части 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Согласно части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В ходе рассмотрения спора судом по ходатайству Товарищества назначено проведение землеустроительной экспертизы для определения границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541.
Согласно выводам, изложенным в заключении от 30.03.2018 N 34/18-2972, экспертом по результатам экспертизы установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:604005:1580, определенных по данным ЕГРН, на границы земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541, установленные согласно свидетельству о праве на земельный участок Ар028-007745 от 30.12.1997 и дела по установлению границ землепользования садоводческого товарищества "Беломор" от 1996 года, площадь наложения составляет 14 088,98 кв. м. Кроме того, выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 29:16:000000:5145, определенных по данным ЕГРН, на границы земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541, установленные согласно свидетельства о праве на земельный участок Ар028-007745 от 30.12.1997 и дела по установлению границ землепользования садоводческого товарищества "Беломор" от 1996 года.
Как указал эксперт, наложение обусловлено отсутствием согласования границ с правообладателем земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Товариществу, а также отсутствием на схеме расположения образуемых земельных участков границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541, определенных согласно землеустроительной документации.
По мнению эксперта, для устранения наложения границ земельных участков наиболее целесообразен вариант снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 29:28:604005:1580, так как он практически полностью попадает в границы земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541.
Также в заключении экспертом установлена граница земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 с учетом территории фактически занятой садовыми участками Товариществ в части спорной границы, смежной с земельным участком с кадастровым номером 29:28:604005:1580; результат представлен в виде схемы (приложение 1 схема N 7 экспертного заключения N34/18-2972), а также в виде каталога координат (приложение 10 экспертного заключения N34/18-2972).
Результаты судебной экспертизы ответчиком в установленном порядке не опровергнуты.
Оценив экспертное заключение по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными материалами дела, суд правомерно признал его в качестве надлежащего доказательства, поскольку оно подготовлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, экспертами, обладающими необходимым уровнем квалификации, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение соответствует требованиям статьи 82 АПК РФ, является ясным и полным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, принимая во внимание результаты судебной экспертизы, пришел к обоснованному выводу о правомерности требований Товарищества и установил границы земельного участка с кадастровым номером 29:28:000000:4541 в соответствии с результатами землеустроительной судебной экспертизы.
Доводы Министерства о самозахвате истцом земель лесного фонда не принимаются апелляционным судом, поскольку доказательствами не подтверждены и опровергаются материалами судебной экспертизы.
Иные аргументы, приведенные Министерством в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2018 года по делу N А05-8168/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.