г. Челябинск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А34-1636/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю. Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мокроусовского района Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2018 по делу N А34-1636/2018 (судья Тюрина И.Г.).
Администрация Мокроусовского района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Одино" (далее - ООО "Одино", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 357 887 руб. 92 коп., из них 300 000 руб. денежные средства на реализацию бизнес-проекта по созданию собственного бизнеса в сфере производства строительных материалов "По изготовлению сетки рабица и пиломатериалов", 51 442 руб. 03 коп. проценты на сумму долга (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2018 (резолютивная часть объявлена 21.06.2018) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 28.06.2018, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом не исследованы доказательства, предоставленные Администрацией, о нарушениях ответчика при получении денежной субсидии, при проведении конкурса по отбору субъектов малого предпринимательства для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде грантов.
Судом не дана оценка и не исследованы платежные поручения N 9 от 16.11.2015, N 10 от 16.11.2015, договор N 4 от 10.10.2015 на сумму 160 000 руб., заключенный между ответчиком и ООО "Кстовская Металлобаза", договор N 3 от 10.10.2015 на сумму 200 000 руб., заключенный между ответчиком и КФХ Булатовым, указанные документы были предоставлены ответчиком в конкурсную комиссию при Администрации при проведении конкурса. Документы являлись ложными (недостоверными) сведениями. На основании предоставленных недостоверных документов ООО "Одино" получен грант в размере 300 000 руб.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Одино" обратилось в комиссию муниципального образования Мокроусовского района по рассмотрению бизнес-планов для предоставления поддержки в виде грантов с заявлением на участие в конкурсе по отбору субъектов малого предпринимательства для оказания поддержки в виде грантов с просьбой предоставить грант на создание собственного бизнеса "Изготовление сетки рабица и пиломатериалов.
Оказание коммерческой деятельности по реализации товаров, работ и услуг" в сумме 300000 (триста тысяч) рублей.
21.12.2015 комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки было решено поддержать проект ООО "Одино" "По изготовлению сетки рабица и пиломатериалов" в сумме 300 000 руб. (л.д. 47).
Между Администрацией и ООО "Одино" заключен договор N 01 от 21.12.2015 о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, в виде субсидии компенсирующей затраты на создание собственного бизнеса (л.д. 50-52), предметом которого являлось предоставление получателю гранта за счет средств областного и федерального бюджета в виде безвозмездных и безвозвратных денежных средств на реализацию бизнес-проекта по созданию собственного бизнеса в сфере производства строительных материалов "По изготовлению сетки рабица и пиломатериалов" в сумме 300 000 руб. в порядке и сроки, предусмотренные муниципальной программой Мокроусовского района "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства Мокроусовского района на 2015-2020 годы" и условиями договора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора средства гранта используются получателем гранта на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
В силу пункта 2.1 договора получатель гранта обязуется использовать средства гранта по целевому назначению, определенному в пункте 1.2 договора, обеспечить создание 1 рабочего места и выплату заработной платы работникам в размере, установленном трехстороннем соглашением по Курганской области.
Согласно пункту 3.2 договора в случае выявления фактов предоставления получателям гранта ложных сведений, нецелевого использования денежных средств, Администрация направляет письменное уведомление получателю гранта о выявленном нарушении с требованием возврата денежных средств, полученных в виде гранта. В течение десяти календарных дней с момента получения письменного уведомления получатель гранта обязан возвратить денежные средства, полученные им в виде гранта.
В соответствии с пунктом 3.3 договора в случае неисполнения получателем гранта требований, указанных в пункте 2.1 договора, администрация предпринимает все необходимые действия для побуждения получателя гранта к надлежащему их исполнению. В случае невозможности выполнения показателей администрация направляет письменное уведомление получателю гранта. В течение десяти календарных дней с момента получения письменного уведомления получатель гранта обязан возвратить на счет администрации денежные средства, полученные им в виде гранта.
Согласно пункту 3.4 договора в случае не возврата денежных средств в указанный срок Администрация вправе обратиться в суд с целью их принудительного взыскания в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Соглашением N 171 о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Мокроусовский район Курганской области в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства от 13.10.2015 (л.д. 42-46) Администрации предоставлены субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств бюджета Мокроусовского района Курганской области по реализации мероприятий муниципальной программы "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мокроусовском районе на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Мокроусовского района от 19.12.2014 N 607 "О муниципальной программе Мокроусовского района "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мокроусовском районе на 2015-2020 годы", связанного с поддержкой начинающих субъектов малого предпринимательства.
Ответчику Администрацией были перечислены денежные средства в размере 300 000 руб. (15 000 руб. из бюджета Мокроусовского района, 285 000 руб. из средств бюджета Курганской области), что подтверждается платежными поручениями N 477176 от 28.12.2015, N 477171 от 28.12.2015 (л.д. 53, 54).
Постановлением заместителя начальника СО МО МВД России "Макушинский" от 08.12.2017 по материалам проверки по факту хищения бюджетных денежных средств путем незаконного получения гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в виде субсидии, компенсирующей затраты на создание собственного бизнеса, предоставленной Администрацией в рамках муниципальной программы Мокроусовского района "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мокроусовском районе на 2015-2020 годы" отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Муштаева Я.М., Пермяковой Е.В. в связи с отсутствием в деяниях признаков состава преступлений, предусмотренных статьями 159, 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 71-74).
На основании информации, полученной от МО МВД России "Макушинский" ОП "Мокроусовское" 20.11.2017 директору ООО "Одино" Муштаеву Я.М. было направлено соответствующее уведомление с требованием возвратить на счет Администрации денежные средства, полученные в виде гранта в размере 300 000 руб. (л.д. 64-65).
Ссылаясь на то, что ответчик для получения гранта, нарушил условие целевого использования средств, полученных в виде поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставил в Администрацию Мокроусовского района подложные документы о приобретении пилорамы за 200 000 руб. и станка для изготовления сетки - рабицы за 160 000 руб., приобретенное в действительности за 70 000 руб. и 15 000 руб., соответственно, и уклонился от возврата бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ответчиком представлены документы, подтверждающие факт использования бюджетных средств по целевому назначению на сумму, превышающую выделенной субсидии.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, пришел к следующим выводам.
Использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственно власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области N 607 от 19.12.2014 утверждена муниципальная программа Мокроусовского района "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мокроусовском районе на 2015-2020 годы" (л.д. 16-46).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджет, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции установлено, что в числе приобретенного оборудования для целевого использования ответчиком были приобретены пилорама за 70 000 руб. (расписка - в деле), станок для производства сетки рабица за 15 000 руб. (отзыв - л.д. 115-122, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.12.2017 - л.д. 71-74), бензопила по цене 16 580 руб., цепь для бензопилы по цене 13 900 руб., шипа для цепных пил по цене 3 000 руб., пильная цепь по цене 9 200 руб. (чек от 10.01.2016 - в деле), предоставлены услуги по договору подряда N 6р на оказание услуг по заготовке древесины (заготовка швырка) на сумму 204 750 руб. (акты от 13.06.2017, 26.06.2017, 09.08.2017, 24.08.2017, 13.09.2017 - в деле), заключены договоры по уборке помещений, очистки прилегающей территории от 15.02.2016 на сумму 10 000 руб., договор N 02Р подряда заготовки древесины от 11.01.2016 на сумму 50 400 руб. (п. 4.1 договора с указанием на произведенную оплату).
Таким образом, во исполнение условий заключенного договора фактическое расходование средств было использовано лишь на целевые нужны, а именно приобретено оборудование, согласно бизнес плану на сумму 392 830 руб.
В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом, как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставление субсидий.
Между тем, в рассматриваемом деле истцом и ответчиком условия предоставления субсидии выполнены в полном объеме, из протокола N 02 заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки (т.1, л.д. 48) усматривается что, предварительно комиссией была проведена экспертиза представленных документов, а также членами комиссии было обследовано приобретенное оборудование для изготовления сетки рабицы и пиломатериалов, цель предоставления субсидии достигнута, денежные средства предоставленные ответчику реализованы в соответствии с указанным целевым назначением.
При таких обстоятельствах руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правилами предоставления и распределения субсидий, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика денежных средств, полученных в виде субсидии.
При таких обстоятельствах, судебный акт отвечает нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2018 по делу N А34-1636/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мокроусовского района Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.