г. Москва |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А40-99627/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Энергосервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 по делу N А40-99627/18, принятое судьей В.Д. Поздняковым,
по заявлению АО "Энергосервис" (ОГРН 1047796768304)
к Московскому УФАС России
об оспаривании постановления от 19.04.2018 привлечении к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ по делу N 4.9-18-319/77-18 об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 26.12.2017. |
УСТАНОВИЛ:
АО "Энергосервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 19.04.2018 N 4.9-18-319/77-18 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, АО "Энергосервис" (далее - заявитель) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить. Считает, что Общество повторно привлечено к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения. Кроме того, считает, что совершенное правонарушение является малозначительным, назначенное наказание несоразмерным допущенному нарушению.
Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.02.2016 N 5/1 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Энергосервис" и ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на период с 01.03.2016-31.12.2016 включительно.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 15.12.2016 N 51/31 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Энергосервис" и ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" на период с 01.01.2017-31.12.2019.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, являются субъектами розничных рынков.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), указанные стандарты устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно п/п "в(1)" пункта 11 Стандартов раскрытия информации сетевой организацией, сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает также информацию о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в разбивке по уровням напряжения.
В соответствии с пунктом 12 Стандарта информация, указанная в подпункте "в(1)" пункта 11 указанного документа подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, опубликования в электронных средствах массовой информации, предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В силу пункта 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Стандартов).
Антимонопольным органом установлено, что Общество не предоставило (не разместило) сведения, предусмотренные подпунктом "в(1)" пункта 11 Стандарта.
Неразмещение необходимой информации было установлено в ходе осмотра официального интернет-сайта Общества (http://energoservis-pik.ru/) при проведении проверки должностными лицами Нижегородского УФАС России, путем последовательности переходов, отражаемых в акте, на страницы осматриваемого Интернет-сайта.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, начальником отдела контроля за соблюдением законодательства хозяйствующими субъектами Московского УФАС 09.04.2018 в отношении АО "Энергосервис" в присутствии уполномоченного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 4-9.15-319/77-18, по результатам рассмотрения которого в присутствии представителя Общества вынесено постановление от 19.04.2018 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности административным органом события и состава вменяемого Обществу правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Субъектами данного правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
В качестве противоправного деяния (бездействия), образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, Обществу вменено несоблюдение требований подпункта "3(1)" пункта 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, в части нераскрытия (неразмещения) на официальном сайте АО "Энергосервис" информации о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в разбивке по уровням напряжения.
Факт нарушения АО "Энергосервис" регламентированного пунктом 12 Стандартов срока раскрытия информации, содержащейся в подпункте "в(1)" пункта 11 названных Стандартов, установлен административным органом, судом, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и не оспаривается заявителем в апелляционной жалобе.
Не оспаривая состав вменяемого Обществу административного правонарушения, заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства по делу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Ссылаясь на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, заявитель в апелляционной жалобе не указывает на какие-либо конкретные (исключительные) обстоятельства данного дела.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что требования Стандартов раскрытия информации являются обязательными для всех субъектов розничного рынка электрической энергии безотносительно к размеру выручки субъекта от оказания данной услуги и вне зависимости от того, является для них деятельность по передаче электрической энергии основной или вспомогательной.
Нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации препятствует эффективному осуществлению контроля, следовательно, совершенное Обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений и порядок государственного регулирования в области энергетики.
Коллегия судей считает, что в рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), по мнению апелляционного суда, отвечает положениям статьей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административным органом и судом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи. Оснований для изменения размера назначенного Обществу административного взыскания коллегия судей не усматривает.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, антимонопольным органом не допущено.
Доводы заявителя о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, апелляционной коллегией отклоняются. Указанные доводы были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка в судебном акте, с которой апелляционный суд соглашается.
Иных доводов, которые могли бы являться основаниями для изменения или отмены обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 по делу N А40-99627/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99627/2018
Истец: АО "ЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: Московское УФАС России, УФАС