г. Саратов |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А12-8081/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Д.М.,
при участии в судебном заседании представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда Енокян С.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июня 2018 года по делу N А12-8081/2018 (судья Шутов С.А.)
по заявлению государственного автономного учреждения Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор" (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10А, ОГРН 1083444010968, ИНН 3444166067)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 38, ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 7 Гвардейской, д. 12, ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось государственное автономное учреждение Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор" (далее - ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор", учреждение, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, инспекция, регистрирующий орган) от 28.07.2017 N 4313018А, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации юридического лица ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
Решением суда первой инстанции от 15 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 28.07.2017 N 4313018А, обязал инспекцию внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
Кроме того, с регистрирующего органа в пользу учреждения взысканы расходы на уплату государственной пошлины.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя.
ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор", инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба регистрирующего органа подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 07.04.2015 администрацией Волгоградской области принято постановление N 159-П о ликвидации ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
Приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 07.04.2015 N 365 создана ликвидационная комиссия учреждения, председателем ликвидационной комиссии назначен Гниденко В.Ю.
22.04.2015 сообщение о ликвидации ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" опубликовано в информационном издании "Вестник государственной регистрации" N 15 (527) 2015, установлен срок предъявления кредиторами требований - 2 месяца с даты публикации.
Письмом от 08.05.2015 N 17-23/07492 ИФНС России по Центральному району г. Волгограда сообщила ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" о наличии задолженности.
11.06.2015 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области) направила ликвидатору ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" требование от 08.06.2015 N 16-26/10898 о погашении задолженности по налогам и сборам в сумме 8 095 118,53 руб. (т. 1, л.д. 86-87).
Почтовое отправление, содержащее указанное требование, ликвидатором ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" не получено, возвратилось в адрес Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области в связи с истечением срока хранения (т. 1, л.д. 88).
02.07.2015 Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области направила ликвидатору ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" требование от 01.07.2015 N 16-26/12763 о погашении задолженности по налогам и сборам в сумме 8 119 595,47 руб. (т. 1, л.д. 89-90).
Письмом от 31.07.2015 N 177 председатель ликвидационной комиссии ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" сообщил Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области об отказе во включении в реестр кредиторов задолженности в размере 8 119 595,47 руб. ввиду пропуска срока на обращение с требованием о ее включении.
Приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 20.07.2017 N 488 утвержден разделительный ликвидационный баланс ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
21.07.2017 ликвидатором ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" Железняковой Е.В. в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда представлено заявление о ликвидации юридического лица (форма N Р16001) с приложением ликвидационного баланса ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" (т. 1, л.д. 59).
28.07.2017 ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда принято решение об отказе в государственной регистрации N 4313018А ввиду отсутствия в ликвидационном балансе сведений о фактической задолженности ликвидируемого юридического лица (т. 1, л.д. 25).
Не согласившись с решением инспекции от 28.07.2017 N 4313018А, ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 24.11.2017 N 1375 жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор", полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации учреждения в связи с его ликвидацией является недействительным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что инспекция не доказала предъявления ликвидатору учреждения в установленный срок требования об оплате задолженности и утратила право на погашение своего требования в процедуре ликвидации учреждения.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1-3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2011 N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц..
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
Из изложенного следует, что при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может и не должно быть ликвидировано кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Из материалов дела следует, что требование Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области об уплате задолженности по налогам и сборам в размере 8 119 595,47 руб. ликвидационной комиссией ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" не рассмотрено.
Сведения о задолженности учреждения перед бюджетом в указанном размере в ликвидационном балансе, утвержденном приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 20.07.2017 N 488 и представленном в регистрирующий орган, отсутствуют.
Таким образом, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор" и его расчетов с кредиторами, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о представлении в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения и отсутствии у регистрирующего органа оснований для принятия решения о прекращении деятельности ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
Вывод суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом предъявления требований ликвидатору учреждения в установленный срок противоречит материалам дела.
Требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области от 08.06.2015 N 16-26/10898 о погашении задолженности по налогам и сборам в сумме 8 095 118,53 руб. направлен учреждению 11.06.2015, однако, не получено заявителем.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно пунктам 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Таким образом, получение корреспонденции по юридическому адресу организации является его обязанностью.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ГАУ Волгоградской области "ФК "Ротор".
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 июня 2018 года по делу N А12-8081/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных государственным автономным учреждением Волгоградской области "Футбольный клуб "Ротор" требований отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8081/2018
Истец: Ликвидационная комиссия Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Футбольный клуб "РОТОР"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЗЕРЖИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА