г. Саратов |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А12-7321/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2018 по делу N А12-7321/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Л.В.Кострова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (400050, г. Волгоград, ул. им. Пархоменко, 47 "А", ИНН 3460019060, ОГРН 1143443032468)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, дом 39 "А", ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 19.12.2017 N СН-183 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Концессии водоснабжения", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенных Инспекцией мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, а также в соответствии с информацией, представленной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда о превышении ресурсоснабжающими организациями Волгограда нормативных сроков устранения аварийных ситуаций на инженерных сетях тепло-, водо- и электроснабжения за сентябрь 2017 года в отношении ООО "Концессии водоснабжения", установлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 22 час. 30 мин. 12.11.2017 до 18 час. 00 мин. 13.11.2017 в многоквартирном доме N 6 по ул.Арсеньева Красноармейского района Волгограда не осуществлялось холодное водоснабжение. Предоставление указанной коммунальной услуги было восстановлено лишь с 18 час. 00 мин. 13.11.2017.
Таким образом, коммунальная услуга по холодному водоснабжению не предоставлялась потребителям в течение 19 час. 30 мин. единовременно, что является нарушением требований пп. "в" п. 3, пп. "а" п. 31, п. 1 Приложения N 1 Правил N 354.
Таким образом, холодное водоснабжение отсутствовало с нарушением пределов установленной нормативной продолжительности по причине неисправности на централизованных сетях водоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении ООО "Концессии водоснабжения" в силу условий Концессионного соглашения, что повлекло нарушение требований подпункта "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 приложения N 1 Правил N 354.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, 13.12.2017 в отношении ООО "Концессии водоснабжения" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ, согласно которому ООО "Концессии водоснабжения" вменяется нарушение требований п.п. "в" п.З, п.п. "а" п.31, п.1 Приложения N 1 Правил N 354.
Постановлением Инспекции 19.12.2017 N СН-183 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 5 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу положений подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
В силу положения пункта 1 Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам N 354 требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
- 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
- 4 часа единовременно,
- при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
"СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, которым утвержден Свод правил СП 31.13330.2012.
Согласно пункту 11.4 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза. При этом допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в пункте 7.4, согласно которому централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории.
При первой категории допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до 4 предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.
При второй категории величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов.
При третьей категории величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часа.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. - ко второй категории; менее 5 тыс. чел. - к третьей категории.
Учитывая, что ООО "Концессии водоснабжения" производит подачу питьевой воды и оказывает услуги по водоснабжению населению Волгограда в количестве 939 546 человек, объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы на территории Волгограда следует относить к первой категории.
Таким образом, максимальная продолжительность перерыва в подаче воды допускается на время ликвидации аварии, но не более чем на 10 минут.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что предусмотрено частью 1 статьи 540 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 10 Правил N 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
Согласно пункту 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что для ресурсоснабжающей организации, гарантирующего поставщика, у которых возникли правоотношения с потребителями, проживающими в жилых домах, установлена ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, в случае если договором не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, ООО "Концессии водоснабжения" осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования городского округа город - герой Волгоград на основании постановления Администрации Волгограда от 25.06.2015 N 877 "Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлении зоны ее деятельности" и концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город - герой Волгоград.
Согласно пункту 1 постановления от 25.06.2017 N 877 общество определено в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения Волгограда, зона ее деятельности установлена в границах городского округа город - герой Волгоград с 01.07.2015.
В силу положений концессионного соглашения ООО "Концессии водоснабжения" обязано осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта соглашения и иного имущества. Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ город - герой Волгоград.
ООО "Концессии водоснабжения" обязано поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества в течение всего срока действия соглашения в объеме, сроки и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (пункт 5.34 соглашения).
В соответствии с пунктом 5.35 соглашения общество обязано в рамках средств, составляющих необходимую валовую выручку, при установлении тарифов (в случае их достаточности) принимать разумные меры по предотвращению возникновения аварийных ситуаций.
Согласно пункту 11.1 соглашения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и самим соглашением.
Пунктом 14.3 соглашения предусмотрены существенные нарушения обществом условий соглашения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по водоснабжению и услуг по водоотведению.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.06.2015 N 24/1 для потребителей ООО "Концессии водоснабжения" городского округа город - герой Волгоград, в том числе населения, установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение.
В силу положений устава одними из основных видов деятельности ООО "Концессии водоснабжения" являются распределение воды, удовлетворение потребностей населения, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории г. Волгограда в питьевой воде.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Концессии водоснабжения" не были приняты своевременные и необходимые меры в соответствии с требованиями Правил N 354. Акт о нарушении режима и качества предоставляемой коммунальной услуги отсутствует. Письма, содержащие уведомления о предстоящем перерыве, ограничении и прекращении подачи коммунального ресурса, не представлены, Сведения о произведенном перерасчете платы за поставленный ресурс ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме отсутствуют.
Кроме того, ООО "Концессии водоснабжения" не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение нормативного уровня и режима обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего оно подлежит освобождению от административной ответственности.
Таким образом, холодное водоснабжение отсутствовало с нарушением пределов установленной нормативной продолжительности перерыва подачи холодной воды по причине неисправности на централизованных сетях водоснабжения, находящихся в хозяйственном ведении ООО "Концессии водоснабжения" в силу условий концессионного соглашения, что повлекло нарушение требований подпункта "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 приложения N 1 Правил N 354.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу норм действующего законодательства обязанность по обеспечению бесперебойного либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, возлагается на энергоснабжающую организацию.
Поскольку ООО "Концессии водоснабжения" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодной воды для потребителей в жилых домах, которые вносят ей плату за данную коммунальную услугу, оно несет ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является субъектом административного правонарушения в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
При этом доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований установлен апелляционным судом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "Концессии водоснабжения" правонарушения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Концессии водоснабжения" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Допущенное ООО "Концессии водоснабжения" правонарушение посягает на права потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Принятие мер по минимизации времени проведения работ по устранению аварийной ситуации, подвозу холодной питьевой воды жителям домов, отключенных от централизованных систем холодного водоснабжения, перерасчету за услуги холодного водоснабжения сами по себе не являются основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения ООО "Концессии водоснабжения" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2018 по делу N А12-7321/2018, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.М.Степура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.