Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 ноября 2018 г. N Ф03-5050/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А51-18078/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.М. Синицыной, А.С. Шевченко,
при ведении протокола помощником судьи Э.В. Гуляевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Муниципальной собственности г.Владивостока, Администрации г.Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-5072/2018, 05АП-5078/2018,
на решение от 28.05.2018 судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-18078/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку (ИНН 2538033670, ОГРН 1032501897636),
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2540019970, ОГРН 1032502257050),
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
(ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424),
к Администрации города Владивостока
(ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955),
Управлению муниципальной собственности г.Владивостока
(ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602),
Думе города Владивостока
(ИНН 2536111725, ОГРН 1032501280723),
третьи лица: Министерство внутренних дел Российской Федерации,
об обязании передать имущество из муниципальной собственности в федеральную,
при участии:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку: С.А. Маренчак, по доверенности от 12.03.2018, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю: С.А. Маренчак, по доверенности от 12.05.2018, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение;
от Администрации города Владивостока: Л.В. Салыкова, по доверенности от 28.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение;
от Управления муниципальной собственности г.Владивостока: Л.В. Салыкова, по доверенности от 08.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации г. Владивостока об обязании передать помещение общей площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133/а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18,20 29-42, этаж цокольный из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 27.07.2017 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, УМВД России по Приморскому краю.
Определением от 19.09.2017 УМВД России по Приморскому краю в порядке статьи 46 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Определением от 28.11.2017 в порядке статьи 46 АПК РФ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2017 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дума города Владивостока.
Определением от 16.04.2018 Дума города Владивостока, Управление муниципальной собственности г. Владивостока в порядке статьи 46 АПК РФ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Истцами было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, просили Администрацию города Владивостока, совершить действия по передаче спорных помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность. Суд первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ ходатайство об уточнении требований удовлетворил.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.05.2018 суд обязал Администрацию г.Владивостока, Управление муниципальной собственности г.Владивостока, Думу г.Владивостока совершить действия по передаче помещений общей площадью 349, 9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133/а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18,20 29-42, этаж цокольный из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация г.Владивостока, Управление муниципальной собственности г.Владивостока обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Отмечают, что факт внесения спорного помещения в реестр муниципальной собственности не оспаривался в судебном порядке, более того администрацией г.Владивостока, в лице УМС г.Владивостока, являясь собственником спорных помещений, 06.08.2010 был заключен договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями, общей площадью 349,9 кв.м., расположенными по пр. 100 лет Владивостоку, 133/а в г.Владивостоке с УФМС по ПК. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, по мнению апеллянтов, пришел к ошибочному выводу о необходимости безвозмездной передачи спорного нежилого помещения из муниципальной собственности в федеральную. Факт использования спорного помещения УМВД по Приморскому краю, а также УМВД по г.Владивостоку не нашел своего подтверждения представленными в материалы дела документами. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда ПК от 18.07.2016 N А51-2469/2016 с УФМС по Приморскому краю в пользу УМС г.Владивостока было взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 227 161 р.79 к. и проценты за пользования чужими денежными средствами в сумме 44 140, 53 рублей. Поскольку в спорном нежилом помещении никогда не размещалось УМВД по г.Владивостоку и УМВД по Приморскому краю, отсутствуют основания для удовлетворения настоящего искового заявления.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 жалоба ответчиков принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 22.08.2018.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель УМС г.Владивостока, Администрации г.Владивостока поддержал доводы апелляционных жалоб. Решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель УМВД РФ по г.Владивостоку, УМВД РФ по Приморскому краю на доводы апелляционных жалоб возражал. Решение Арбитражного суда Приморского края просил оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока от 16.03.1999 N 118 Советскому РУВД г.Владивостока выделено помещение по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а. Указанное обстоятельство также следует из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока от 08.10.1999 N 12/2-6381.
Согласно справкам о проделанной работы службы тылового обеспечения за 2000, 2001, 2002 годы, в 2000 году произведен капитальный ремонт ПВС по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, и помещения службы тылового обеспечения, в 2001 году проведен ремонт коридора, кровли, установлены отливы в здании ПВС по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, в 2002 году проведен косметический ремонт кабинетов, ремонт электропроводки и системы видеонаблюдения в здании ПВС и тыла по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а.
22.04.2003 Советское РУВД г.Владивостока обратилось в адрес Администрации г.Владивостока с письмом N 2108, в котором просило заключить договор на право оперативного управления для служб и отделов, в том числе, по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, для размещения паспортно-визовой службы, службы тылового обеспечения.
Согласно постановлению Главы Администрации муниципального образования город Владивосток N 510 от 18.03.2004 подразделения УВД районов города освобождены от арендной платы за нежилые помещения по действующим и заключаемым договорам на срок с 01.01.2004 по 30.09.2004.
18.09.2006 УВД Советского района обратилось в адрес Главы администрации муниципального образования г.Владивосток во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, указания ТУФАУГИ по Приморскому краю от 25.08.2006 N 07-7593 с письмом о принятии решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества, занимаемого УВД Советского района, в том числе, по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, площадью 440,4 кв.м.
Письмом от 17.09.2008 N 13228д (06) Администрация г.Владивостока сообщила УВД Ленинского района г.Владивостока о том, что решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, при этом, указанным письмом направлен проект постановления решения Думы города Владивостока об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность, в который также вошли нежилые помещения площадь 442,4 кв.м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а.
06.08.2010 УМС г.Владивостока и УФМС по Приморскому краю (пользователь) заключен договор N 05-00207-0001-Н-БП-6412-00 в отношении нежилых помещений общей площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133/а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18, 20, 29-42, этаж цокольный, сроком с 02.08.2010 по 01.08.2015.
Письмом от 30.05.2017 N 07-4477 ТУФАУГИ в Приморском крае обратилось в адрес главы города Владивостока с предложением о рассмотрении вопроса о передаче помещения общей площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133/а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18,20 29-42, этаж цокольный из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Письмом от 03.07.2017 N 6287Д Администрация г.Владивостока ответила отказом в такой передаче, указав, что в отношении указанного имущества на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2016 N А51-2469/2016 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Советскому району города Владивостока УФССП по Приморскому краю 10.10.2016 возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности УФМС России по Приморскому краю освободить нежилые помещения, передав их по акту приема-передачи УМС, до настоящего времени решение не исполнено, распоряжение указанным имуществом будет возможно после исполнения решения суда.
В письме от 04.10.2017 N 28/6-5493 УМС сообщило заместителю начальника правового управления о том, что после фактического освобождения нежилых помещений площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а их планируется использовать для размещения органов администрации г. Владивостока.
Согласно письму УМС от 16.10.2017 N 2-7/7407 в адрес заместителя начальника правового управления, информация о размещении структурных подразделений администрации г.Владивостока в нежилых помещениях общей площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, в УМС г.Владивостока отсутствует. Помещения находились в пользовании у УФМС по Приморскому краю на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 06.08.2010 N 05-00207-001-Н-БП-6412-00 сроком действия с 02.08.2010 по 01.08.2015, до настоящего времени помещения не освобождены и не переданы.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности от 10.02.2009 нежилые помещения цокольного этажа общей площадью 440,4 кв.м, номера на поэтажном плане 1-42 (лит. I), расположенные в строении лит. А, внесены в реестр муниципальной собственности 13.12.1993 за номером 207 на основании решения малого Владивостокского городского Совета N 182 от 25.03.1992, государственная регистрация права муниципальной собственности от 04.04.2005, запись в ЕГРП N 25-25-01/047/2005-138. Кроме того, согласно указанной выписке помещения заняты без правовых оснований УВД Советского района г.Владивостока.
Также, согласно выписке из реестра муниципального имущества Владивостокского городского округа от 17.10.2017 N 26265 в указанный реестр на основании решения малого Владивостокского городского Совета N 182 от 25.03.1992 внесены сведения о нежилых помещениях площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18, 20, 29-42, кадастровый номер 25:28:000000:47210, право собственности зарегистрировано 13.06.2012, запись N 25-25-01/089/2012-297. Указанные сведения также подтверждаются выпиской из ЕГРН от 19.10.2017 N 25/000/004/2017-83399.
Поскольку решение о передаче спорного имущества в федеральную собственность не было принято, УМВД России по г.Владивостоку обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
После предъявления иска, 13.03.2018 комиссией в составе представителей УМВД России по г.Владивостоку составлен акт проверки, согласно которому нежилые помещения площадью 349,9 м по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133/а (в здании литера А) номера на поэтажном плане 4-18, 20, 29-42, используются сотрудниками Отдела по вопросам миграции отдела полиции N 5 УМВД России по г.Владивостоку для осуществления полномочий по предоставлению гражданам Советского района г.Владивостока государственных услуг.
14.05.2018 УМС г.Владивостока проведена проверка использования муниципального имущества, расположенного по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, по результатам которой составлен акт N 52.
В результате проверки установлено, что помещение по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а, используется Отделом по вопросам миграции отделение по обслуживанию территории Советского района УМВД России по г.Владивостоку и используется для размещения сотрудников и приема граждан без договора на право пользования; на входе в помещение имеется вывеска "МВД России Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Владивостоку Отдел по вопросам миграции отделение по обслуживанию территории Советского района", "Режим работы отделения по вопросам миграции".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На основании вышеуказанных норм находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества используется истцом для обеспечения публичных функций, в спорных помещениях располагается отделение по обслуживанию территории Советского района Отдела по вопросам миграции МВД России УМВД РФ по г.Владивостоку, таким образом, спорное помещение, в отношении которого зарегистрировано право собственности муниципального образования города Владивостока, используется полицией, соответственно, подлежит передаче из муниципальной собственности в федеральную.
Доводы апеллянтов о том, что поскольку в спорном нежилом помещении никогда не размещалось УМВД по г.Владивостоку и УМВД по Приморскому краю, отсутствуют основания для удовлетворения настоящего искового заявления, отклоняются апелляционным судом как необоснованные, противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, а именно: актом проверки объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а от 13.03.2018; предписанием о результатах проведенного обследования (проверки) помещений паспортно-визовой службы по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а; сведениям о размещении подразделений УВД г.Владивостока, созданных для исполнения государственных функций; актом проверки N 52 УМС г.Владивостока использования муниципального имущества, расположенного по адресу: г.Владивосток, пр-кт 100 лет Владивостоку, 133а от 14.05.2018.
Как усматривается из правовой позиции в отношении порядка передачи имущества, сформулированной в актах Конституционного Суда Российской Федерации, вопросы о том, имеется ли волеизъявление органа местного самоуправления на прием/передачу имущества и насколько обоснованным является его решение об отказе принять или передать имущество, выясняются арбитражным судом при разрешении конкретного дела по результатам исследования всего комплекса доказательств. При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения. Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества, используемого для осуществления соответствующих полномочий, в данном случае - имущества, используемого органами полиции.
Доводы жалобы о том, что спорные помещения внесены в реестр муниципальной собственности, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу, поскольку материалами дела подтверждено, что спорные помещения используются для обеспечения деятельности полиции.
Доказательств того, что спорные помещения необходимы для обеспечения осуществления полномочий органа местного самоуправления и решения вопросов местного значения, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы дела ответчиками не представлено.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку апеллянты освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.05.2018 по делу N А51-18078/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.