г. Москва |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А40-3917/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В. Каменецкий,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-3917/18, принятое в порядке упрощённого производства судьей В.Д. Поздняковым (93-25),
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
к САО "ВСК"
о привлечении к административной ответственности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (заявитель, ЦБ РФ, Банк России) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении САО "ВСК" (ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 11.05.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ЦБ РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие события и состава вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами заявителя не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение Морозова А.А. (вх. N ОЭТ-1113 от 16.10.2017) на незаконные действия САО "ВСК", выразившиеся в невозможности заключения/продления договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа.
Из обращения следует, что для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа Морозов А.А. обратился на официальный сайт САО "ВСК" 15.10.2017 и был перенаправлен на сайт замещающего страховщика для продолжения заключения договора ОСАГО.
Согласно документам, представленным САО "ВСК" (исх. N 00-70-32/6792 от 08.11.2017, вх. N 109683 от 09.11.2017), при оформлении договора ОСАГО в виде электронного документа Морозовым А.А. 15.10.2017 на официальном САО "ВСК", на завершающем этапе оформления полиса произошла непредвиденная ошибка, которая была идентифицирована системой страховщика как угроза бесперебойного функционирования работы системы в рамках текущей сессии, в связи с чем, активировалась система замещения и заявителю было предложено перейти на сайт замещающего страховщика. Причиной возникновения вышеуказанной ситуации является системная ошибка программного обеспечения страховщика.
По сообщению Страховщика, система записи логирования дала сбой и лог-файлы записались без фиксации данной ошибки, в связи с чем, информация об ошибке отсутствует в сеансовой информации за 15.10.2017, представленной страховщиком.
Вместе с тем, по сообщению страховщика, 15.10.2017 система работала в штатном режиме, нарушения (угрозы нарушений) бесперебойности функционирования сайта не выявлено.
Как указывает заявитель, ЦБ РФ установлено, что 15.10.2017 страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование своих информационных систем на его официальном сайте, в связи с системной ошибкой программного обеспечения, послужившей причиной перенаправления страхователя на сайт замещающего страховщика. Сведения об ошибке не отражены в сеансовой информации.
Таким образом, по мнению заявителя, страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование своих информационных систем на его официальном сайте, то есть нарушил п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45034), п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204). САО "ВСК" не отразило в сеансовой информации идентификационную информацию об ошибке, которая возникла в процессе осуществления страхователем действий на официальном сайте страховщика, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, то есть нарушило п. 28 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У, следовательно, нарушило лицензионные требования, установленные ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
На основании выявленных нарушений начальником отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО составлен протокол от 06.12.2017 N СЗ-02-ЮЛ-17-15867/1020-1 в отношении САО "ВСК" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии представителя общества по доверенности от 16.08.2017 Хантемерян Л.М. при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 27-28).
В указанной связи, Банк России обратился 11.01.2018 в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 81 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.02.2017 N 4300-У (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46375).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) на момент рассмотрения дела не истек.
Извещение законного представителя общества о времени и месте составления протокола подтверждается материалами дела. Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные ст.ст. 25.4, 25.5, 28.2 КоАП РФ, заявителем не нарушены.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не установил нарушений процедуры привлечения САО "ВСК" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
Нормой п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства.
В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу п. 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204) страхователь вправе заключить договор ОСАГО в виде электронного документа, направив страховщику заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет", путем заполнения соответствующей формы после доступа к сайту страховщика.
Согласно п. 28 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с настоящим Указанием:
порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении (далее - идентификатор клиента);
код, соответствующий выполняемому действию;
идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты (далее - идентификатор устройства);
информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Информация, указанная в настоящем пункте, подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к настоящему Указанию.
В настоящем случае, вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, материалами дела подтверждено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что Страховщик не исполнил нормативно установленную обязанность осуществлять сплошную непрерывную регистрацию и сохранение идентификационной информации об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
При этом воздействие иных электронных систем (АИС ОСАГО, электронная система связи "Интернет" и т.д.), на что указал суд первой инстанции, никакого отношения к отражению сведений об ошибке в сеансовой информации не имеет.
Событие вменяемого САО "ВСК" административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, в том числе: представленной обществом сеансовой информацией, протоколом об административном правонарушении от 06.12.2017.
Вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции факт не исполнения ответчиком обязанности осуществлять сплошную непрерывную регистрацию и сохранение идентификационной информации об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении подтвержден самим обществом в исх. N 00-70-32/6792 от 08.11.2017 и приложенных документах.
Представленные заявителем, собранные в установленном законом порядке доказательства, согласуются между собой и в своей совокупности подтверждают событие вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные Банком России в ходе производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у САО "ВСК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства, в том числе по осуществлению сплошной непрерывной регистрации и сохранении идентификационной информации об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении, по не зависящим от САО "ВСК" причинам, не представлено.
Таким образом, вина общества подтверждается материалами административного дела.
Изложенное доказывает наличие в действиях САО "ВСК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, в настоящем случае имеются все необходимые основания для привлечения САО "ВСК" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Оценив представленные суду доказательства и руководствуясь нормами ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться наложением на САО "ВСК" штрафа в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - 30000 (тридцать тысяч) руб.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-3917/18 отменить.
Привлечь САО "ВСК" (ОГРН 1027700186062) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) руб.
Реквизиты для перечисления штрафа:
УФК по Ростовской области (Отделение Ростов-на-Дону) в Отделении Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону,
ИНН 7702235133, КПП 616331001,
р/с 40101810400000010002, БИК 046015001,
ОКТМО 60701000, КБК 99911690010016000140,
УИН 0355269906000061217158677,
ЕИП 27710026574773101001.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.