г. Саратов |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А12-6894/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поляковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2018 года по делу N А12-6894/2018 (судья Пятерина Е.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ИНН: 3444259579; ОГРН: 1163443068722; 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида д. 16а)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822; 400074, г. Волгоград, ул. Козлловская д. 39 А)
об оспаривании предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Городское проектно-эксплуатационное бюро" (ИНН 3445066202, ОГРН 1043400415563, 400074, г. Волгоград, ул. Циолковского д. 31),
Вовк Юлии Николаевны,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее - заявитель, ООО "Концессии теплоснабжения") с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 3930-р от 12.12.2017 Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - Управление, Инспекция, административный орган).
К участию в деле в качестве заинтересованных лица привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Городское проектно-эксплуатационное бюро" (далее - ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро"), Вовк Юлия Николаевна (далее - Вовк Ю.Н.).
Решением от 01 июня 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области требования общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" о признании незаконным и отмене предписания N 3930-р от 12.12.2017 Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации оставил без удовлетворения.
ООО "Концессии теплоснабжения" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный, которым удовлетворить заявленные требования.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.07.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.10.2017 N 3930-р Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда проведена внеплановая проверка ООО "Концессии теплоснабжения" с целью проверки доводов, содержащихся в обращении Вовк Ю.Н. о фактах нарушения в части начисления платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику нежилого помещения N 110 в многоквартирном дома N 5 по ул. Пугачевская (далее - МКД N 5).
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354), а именно: начисление платы за период с января по апрель 2017 года производилось без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии (далее - ИПУ ТЭ) в данном нежилом помещении МКД N 5.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.12.2017 N 3930-р.
12 декабря 2017 года Управлением выдано ООО "Концессии теплоснабжения" предписание N 3930-р с требованием устранить указанные нарушения, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению за период с января по апрель 2017 года собственнику нежилого помещения N 110 в многоквартирном дома N 5 по ул. Пугачевская Вовк Ю.Н. исходя из показаний ИПУ ТЭ и коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ), в дальнейшем производить расчет платы в установленном порядке.
Полагая, что предписание является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Концессии теплоснабжения" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Инспекции имелись законные основания для выдачи ООО "Концессии теплоснабжения" оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, Управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией
В силу части 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" является управляющей организацией и осуществляет управление МКД N 5 согласно договору управления от 22.03.2016.
Согласно справке, представленной управляющей организацией, во исполнение требований частей 7, 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" все жилые и нежилые помещения МКД N 5, оснащенные отопительными приборами в проектном объеме, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии - квартирными теплосчетчиками М-Са1 Сотрай 447, имеющими дату ввода в эксплуатацию, совпадающую с датой ввода в эксплуатацию МКД N 5 - март 2016 г. Все ИПУ ТЭ введены в эксплуатацию.
До 01.01.2017 исполнителем коммунальной услуги по отоплению для всех собственников (как жилых, так и нежилых помещений МКД N 5) являлось ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" на основании договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 005175 о 01.10.2016, заключенного с ООО "Концессии теплоснабжения".
При этом начисление платы для собственников как жилых, так и нежилых помещений в МКД N 5 за КУ по отоплению осуществлялось ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" по формуле 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354: исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
01 января 2017 года между собственником нежилого помещения N 110 МКД N 5 Вовк Ю.Н. и ООО "Концессии теплоснабжения" заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 007777.
Управлением "Жилищная инспекция" Администрации Волгограда проведена внеплановая документарная проверка по вопросу начисления платы за коммунальную услугу отопления за период с января по апрель 2017 года нежилого помещения N 110 МКД N 5.
Предписанием от 12.12.2017 N 3930-р установлено, что расчеты платы за коммунальные услуги по отоплению за период с января по апрель 2017 года произведены с нарушением пункта 42(1) Правил N 354 - производились без учета показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии в данном нежилом помещении МКД N 5.
Указанным предписанием Управление обязало ООО "Концессии теплоснабжения" устранить указанные нарушения, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению за период с января по апрель 2017 года в нежилом помещении N 110 МКД N 5 по ул. Пугачевская, в дальнейшем производить расчет платы в установленном порядке.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии МКД оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за отопление в соответствии с положениями абзацев 3 и 4 настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ ТЭ, которым оборудован МКД, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД и на общедомовые нужды.
3(3). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(3):
где:
- объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;
- объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:
где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в МКД коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.
ООО "Концессии теплоснабжения" при начислении платы за коммунальные услуги нарушен порядок расчета, установленного Правилами N 354, что привело к нарушению прав потребителя, выразившемуся в увеличении для последнего размера платы за коммунальные услуги.
Управление правомерно обязало Общество произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению за период с января по апрель 2017 года собственнику нежилого помещения N 110 в многоквартирном дома N 5 по ул. Пугачевская Вовк Ю.Н. исходя из показаний ИПУ ТЭ и коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в дальнейшем производить расчет платы в установленном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что не все жилые и нежилые помещения МКД N 5 оборудованы ИПУ ТЭ, поскольку в помещениях кладовых площадью 2м2, имеющихся в количестве по два на каждом этаже МКД N 5 (кроме 1 и 18-го) такие ИПУ отсутствуют, был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
При этом согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно пункту 2 статье 539 ГК РФ возможность заключения договора на снабжение тепловой энергией связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
Таким образом, для заключения договора на снабжение тепловой энергией собственник должен иметь статус субъекта теплоснабжения.
В соответствии со статьями 2, 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении": потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплопотребляющая установка - это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Исходя из имеющейся в материалах проверки информации, только часть нежилых помещений, расположенных на первом этаже данного МКД, имеет в соответствии с проектом систему отопления, которая в свою очередь, учитывается ИПУ ТЭ.
В соответствии с рабочей документацией "Отопление и вентиляция 06/11 -ОВ" на МКД N 5, на других этажах данного МКД расположены только нежилые помещения - кладовые, которые не оснащены системой и элементами системы отопления (проходящие трубопроводы и нагревательные приборы системы отопления отсутствуют) что исключает необходимость и возможность их оснащения ИПУ ТЭ.
Апелляционная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что отсутствие радиаторов отопления в указанных нежилые помещениях (кладовые) не влечет неиспользование тепловой энергии в указанных помещениях собственниками, поскольку система отопления частично передает тепло конструктивным, несущим элементам помещения.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
В указанных нежилых помещениях отсутствуют элементы системы теплоснабжения, конструктивные, несущие элементы помещения не являются источником тепловой энергии, соответственно собственники указанных помещений потребителями тепловой энергии в указанных помещениях не являются.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии в помещениях кладовых теплопринимающих устройств и возможности потребления тепла от любых устройств централизованного отопления дома оснований для учета статуса данных помещений, как необорудованных ИПУ ТЭ, для выбора иного способа расчета платы за отопление у ООО "Концессии теплоснабжения" не имелось. Данные неотапливаемые площади не подлежат включению в расчет по поставляемой в МКД тепловой энергии.
При изложенных обстоятельствах у Управления имелись правовые основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Концессии теплоснабжения" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 28.06.2018 N 9285 ООО "Концессии теплоснабжения" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Концессии теплоснабжения" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2018 года по делу N А12-6894/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 28.06.2018 N 9285.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.