г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А56-96162/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Климцовой Н.А.
при участии:
от заявителя: Крылова Н.Ю. по доверенности от 09.01.2018;
от заинтересованного лица: 1) Галаган Е.С. по доверенности от 09.01.2018;
2) не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14072/2018) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2018 по делу N А56-96162/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению АО "КОЖА"
к 1) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, 2) МИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
установил:
Акционерное общество "Кожа" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения N 088 001 17 РВ 0000045 от 17.08.2017 о взыскании штрафа в размере 13 924,08 руб. за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу, страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 69 620,38 руб. и пени в сумме 15 889,14 руб., обязании МИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Кожа", приняв меры по возврату денежных средств в сумме 93 718,52 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная Инспекция ФНС России N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением суда от 27.04.2018 решение Управления от 17.08.2017 N 088 001 17 РВ 0000045 признано недействительным, а также суд обязал Инспекцию возвратить Обществу денежные средства в сумме 93 718 руб. 52 коп., в том числе 69 620 руб. 38 коп. страховых взносов, 15 889 руб. 41 коп. пени и 13 924 руб. 08 коп. штрафа.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Общества против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки, проведенной Управлением в отношении Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, Управлением составлен акт от 24.07.2017 N 08800117АВ0000054.
На основании материалов проверки Управлением принято решение N 088 001 17 РВ 0000045 от 17.08.2017, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 13 924,08 руб., начисления в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 69 620,38 руб. и пени в сумме 15 889,14 руб.
В соответствии с требованием Инспекции N 46 от 15.01.2018 со счета Общества произведено безакцептное списание указанных сумм.
Общество, полагая решение Управления неправомерным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Общество в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, а в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ - плательщиком страховых взносов.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в целях обеспечения прав работников на получение трудовой пенсии, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 33 Закона N 212-ФЗ установлено, что орган контроля за уплатой страховых взносов в целях контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды вправе проводить проверки -камеральную проверку плательщика страховых взносов и выездную.
Согласно части 6, 9 статьи 35 Закона N 212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N173-ФЗ), которые применяются с 01.01.2013.
На основании части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от подклассов вредных условий труда (3.4-7 %, 3.3 - 6%, 3.2 - 4%, 3.1- 2%).
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
Следовательно, плательщики страховых взносов-организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда (имеющих право на досрочную пенсию согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) при условии проведения аттестации либо в дальнейшем СОУТ обязаны уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в зависимости от класса условий труда.
В соответствии с положениями статьей 27 и 28 Закона N 173-ФЗ в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Дополнительные тарифы установлены законодательством в отношении тех категорий работников, которые имеют право на досрочное назначении пенсии в связи с особыми условиями труда. То есть, исходя из характера работы сотрудника и его занятости на работах, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, работодатель включает ту или иную должность в соответствующий список, который согласовывается с Пенсионным фондом, что в последующем и является основанием для досрочного назначения пенсии, и, как следствие, начисления дополнительных пенсионных взносов.
В рассматриваемом случае аттестация рабочих мест по условиям труда работников Общества, проведенная 03.12.2008, завершилась 03.12.2013.
Согласно результатам проведения аттестации рабочих мест работникам Общества - колористу Вагановой Л.С. (карта аттестации N 2.26), уборщице производственных помещений Тешебаевой З.Т. (карта аттестации N 2.22), транспортировщику Иванову А.П. (карта аттестации N 2.40), аппаратчику мягчения кожевенных полуфабрикатов Назырову З.С. (карта аттестации N 2.30) и электрогазосварщику Шингалову В.А. (карта аттестации N 3.20) установлена оценка условий труда 3.1, без права на льготное пенсионное обеспечение (строка 110 Карт аттестации).
Методика проведения специальной оценки условий труда, была утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", зарегистрирована в Министерстве юстиции России 21.03,2014 (регистрационный номер 31689) и вступила в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" N 71 от 28.03.2014, т.е. только с 08.04.2014.
Следовательно, правовое основание для проведения СОУТ у Общества появилось только после 09.04.2014.
Обществом для организации и проведения СОУТ была образована комиссия по проведению СОУТ (далее - Комиссия), заключены договоры на проведение специальной оценки и утвержден график проведения СОУТ. (Приказ N 188 от 18.06.2014).
Комиссией до начала выполнения работ по проведению СОУТ был утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.
30.09.2014 Обществом представлен отчет о проведении СОУТ с приложением ведомости результатов проведения СОУТ.
По результатам проведения СОУТ работникам Общества - колористу Вагановой Л.С. (карта N 74), уборщице производственных помещений Тешебаевой З.Т. (карта N 62), транспортировщику Иванову А.П. (карта N 72) и аппаратчику мягчения кожевенных полуфабрикатов Назырову З.С. (карта N 81) установлен 2 класс условий труда и электрогазосварщику Шингалову В.А. (карта N 38) установлен 3.1 класс условий труда, без права на досрочное назначение трудовой пенсии (Строка 040).
Исходя из характера работы вышеуказанных работников, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, работники не обладали правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Общество не включило вышеуказанных работников в соответствующий Список для досрочного назначения пенсии, что в последующем и явилось основанием для неначисления дополнительных пенсионных взносов. Если нет обязательства уплачивать доначисленные страховые взносы по дополнительному тарифу, то начисление пени и штрафа с этих доначисленных страховых взносов также не должно производиться.
Согласно журналу выполнения сварочных работ электросварщик Шингалов в 2014 г. трудился неполный рабочий день (неделю).
Следовательно, у Управления отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности в виде штрафа, доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и начисления пени.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Кроме того, 09.02.2018 на основании требования Инспекции со счета Общества произведено безакцептное списание страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 69 620,38 руб. (Инкассовое поручение N 412582 от 09.02.2018) и пени в размере 23 324,80 руб. (Инкассовое поручение N 412583 от 09.02.2018) и по требованию N 2335 на 01.02.2018 дополнительно 14.02.2018 были взыскании пени в размере 773,37 руб.
В пункте 82 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв меры по возврату денежных средств.
В рассматриваемом случае восстановлением нарушенных прав и законных интересов заявителя будет возврат денежных средств, списанных налоговым органом в безакцептном порядке.
Вместе с тем, суд первой инстанции необоснованно обязал Инспекцию возвратить Обществу денежные средства в сумме 93 718 руб. 52 коп., в том числе 69 620 руб. 38 коп. страховых взносов, 15 889 руб. 41 коп. пени и 13 924 руб. 08 коп. штрафа, поскольку сумма штрафа принудительно с Общества не была взыскана.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для изменения решения суда первой инстанции и обязании Инспекции возвратить Обществу денежные средства в сумме 93 718 руб. 52 коп., в том числе 69 620 руб. 38 коп. страховых взносов, 24 098 руб. 17 коп. пени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2018 по делу N А56-96162/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 17.08.2017 N 088 001 17 РВ 0000045 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по г. Санкт-Петербургу возвратить Акционерному обществу "Кожа" денежные средства в сумме 93 718 руб. 52 коп., в том числе 69 620 руб. 38 коп. страховых взносов, 24 098 руб. 17 коп. пени.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества "Кожа" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.