г. Владивосток |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А59-2604/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российсклй Федерации в г.Южно-Сахалинске,
апелляционное производство N 05АП-5506/2018
на решение от 04.06.2018
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-2604/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 23 города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500531925, ИНН 6501104097)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. ЮжноСахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
о признании незаконным решения от 19.01.2018 N 074V12180000038 о привлечении к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части наложения штрафа в размере 22 905 рублей 24 копеек, начисления пени за неуплату страховых взносов в размере 19 187 рублей 41 копейки, доначисления к уплате страховых взносов в размере 150 179 рублей 41 копейки,
в отсутствие представителей участвующих в деле сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 23 города Южно-Сахалинска (далее - МБОУ СОШ N23 г. Южно-Сахалинска, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными решения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно - Сахалинске Сахалинской области (далее - УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, управление) от 19.01.2018 N 074V12180000038 о привлечении к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму выплат, произведенным в 2014-2016 годах в пользу работников Гребенкиной Л.Н., Березиной В.В., которым присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", и Бакиной Л.И., имеющей государственную награду "Ветеран труда" и его отмене в части требования об уплате штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 23 631,12 рублей, начислению пени за неуплату страховых взносов в размере 19 950,90 рублей и уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 153 808,70 рублей.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 04.06.2018 требование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 23 города ЮжноСахалинска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области с учетом уточнений удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно- Сахалинске от 19.01.2018 N 074V12180000038 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафа в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в размере 22 905 рублей 24 копеек, пени в размере 19 187 рублей 41 копейки, недоимки по страховым взносам в размере 150 179 рублей 41 копейки, как несоответствующее Федеральному закону 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске в пользу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 23 города Южно-Сахалинска взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению апеллянта, ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды РФ, за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являются объектом обложения страховыми взносами.
Апеллянт утверждает, что перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим, выплаты ежемесячной денежной выплаты за государственные награды Российской Федерации и почетное звание "Заслуженный педагог" в данном перечне не поименованы.
Со ссылкой на пункт 8 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39, ответчик указывает, что основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячных денежных выплат с работодателем, в связи с этим, полагает, что законодатель определил предоставление ежемесячных денежных выплат только осуществляющим трудовую деятельность и имеющим почетные звания, а также государственные награды.
МБОУ СОШ N 23 г. Южно-Сахалинска отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
МБОУ СОШ N 23 г. Южно-Сахалинска зарегистрировано в качестве юридического лица 17 декабря 1999 года администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 2109, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 29.10.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1026500531925, при постановке на учет в налоговом органе налогоплательщику присвоен ИНН 6501104097.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда учреждению присвоен номер 074-001-013354.
22.08.2017 начальником УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области вынесено решение о проведении плановой выездной проверки в отношении учреждения.
С указанным решением согласно отметке на нем ознакомлена директор учреждения Шереметьева В.А.
Специалистами управления в период с 22.08.2017 по 20.10.2017 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В ходе проверки установлено, что в 2014-2016 годах учреждение произвело ежемесячные денежные выплаты в пользу работников Гребенкиной Л.Н., Березиной В.В., которым присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", а также Бабкиной Л.И., которая награждена медалью "Ветеран труда".
Общая сумма выплата за указанный период работникам Гребенкиной Л.Н., Березиной В.В.составила 984 025, 20 рублей, Бабкиной Л.И. - 86 114,52 рублей.
По результатам проведенной проверки 08.12.2017 составлен акт выездной проверки N 074V10170000369.
Рассмотрев акт проверки, управление вынесло решение от 19.01.2018 N 074V12180000038, оспариваемой частью которого привлекло учреждение к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 22 905,24 рублей.
Оспариваемой частью решения учреждению начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 19 187,41 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 150 179,41 рублей.
Не согласившись с решением в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения сторон, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период подлежат регулированию Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующему до 01.01.2017 (далее - Закон N 212).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании данного подпункта Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
28.01.2004 принят Закон Сахалинской области от 28.01.2004 N 466 "О почетном звании "Заслуженный педагог Сахалинской области", действовавшего до 24.04.2017 (в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 466).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 466 работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 12 000 рублей - на территории остальных муниципальных образований.
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 466 предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Статьей 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 N 9-ЗО "Об образовании в Сахалинской области" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 9-ЗО") установлено, что в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе: ежемесячная денежная выплата педагогическим работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", продолжающим работу в государственных образовательных организациях Сахалинской области и муниципальных образовательных организациях, производимая в соответствии с Законом Сахалинской области от 28 января 2004 года N 466 "О почетном звании "Заслуженный педагог Сахалинской области", действовавшего до 24.04.2017 (в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 466).
В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Закона работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 12000 рублей - на территории остальных муниципальных образований.
Также подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 9-ЗО в Сахалинской области, предусмотрено, что работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций, имеющим государственные награды Российской Федерации, работающим в образовательных организациях, расположенных на территории муниципальных образований, за исключением муниципальных образований "Курильский городской округ", Северо-Курильский городской округ и "Южно-Курильский городской округ" в размере 2100 рублей.
Аналогичное положение содержалось в статье 10 Закона Сахалинской области от 01.08.2008 N 75-ЗО "Об образовании в Сахалинской области", действовавшего в течение 2013 до вступления в законную силу Закона N 9-ЗО.
В соответствии со статьей 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х "Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР", ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом.
Так, пунктом б статьи 15 того же Положения раскрывает перечень медалей для награждения за трудовые заслуги: медаль "За трудовую доблесть"; медаль "За трудовое отличие"; медаль "Ветеран труда". Частью 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", частью 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также на граждан Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, распространяются правила и предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом медаль "Ветеран труда" является государственной наградой.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2013 N 39 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 3, 5, 6, 8 Порядка (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) данный Порядок разработан в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Сахалинской области" и определяет правила предоставления ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), работникам, которым присвоены почетные звания, в частности "Заслуженный педагог Сахалинской области".
Для реализации своего права на получение ЕДВ заявитель предоставляет работодателю по основному месту работы следующие документы: заявление на имя руководителя органа, осуществляющего выплату ЕДВ, с указанием выбранного способа перечисления ЕДВ (через почтовое отделение связи или на счет получателя в кредитной организации), номера лицевого счета заявителя в кредитной организации и реквизитов банка для перечисления ЕДВ; копии документов о присвоении почетного звания Сахалинской области и Российской Федерации, государственной награды Российской Федерации, паспорта Российской Федерации с представлением подлинников указанных документов либо нотариально заверенные копии таких документов. Органами, осуществляющими выплату ЕДВ, являются: министерство образования Сахалинской области - в отношении работников государственных образовательных учреждений; министерство культуры Сахалинской области - в отношении творческих работников и специалистов государственных учреждений культуры, искусства, полиграфии, печати, радио и телевидения и в отношении работников государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству культуры Сахалинской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области - в отношении работников областных государственных учреждений в области физической культуры и спорта; министерство здравоохранения Сахалинской области - в отношении работников областных государственных лечебнопрофилактических, аптечных учреждений, образовательных учреждений здравоохранения, министерства здравоохранения Сахалинской области, а также работников, замещающих врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала в других государственных и муниципальных бюджетных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления в Сахалинской области, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере, - в отношении работников муниципальных образовательных учреждений; творческих работников и специалистов муниципальных учреждений культуры, искусства, физической культуры и спорта, полиграфии, печати, радио и телевидения, муниципальных органов управления культурой.
Ежемесячная денежная выплата начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а с 1 января 2013 года - работникам, которым присвоены соответствующие почетные звания и получившим государственные награды Российской Федерации ранее этой даты.
Осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505.
Выплата ЕДВ прекращается с месяца, следующего за месяцем расторжения трудового договора.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 утвержден Порядок осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Данное постановление вступило в силу с 1 января 2011 года и начало применяться к бюджетным учреждениям, в отношении которых органами исполнительной власти Сахалинской области - главными распорядителями средств областного бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" приняты решения о предоставлении им субсидий из областного бюджета.
В данном Порядке определены правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Согласно пунктам 2, 5, 8, 9, 10 Порядка осуществление публичных полномочий, публичными обязательствами в целях настоящего Порядка являются публичные обязательства Сахалинской области перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени органа исполнительной власти в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (далее - публичные обязательства).
Орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке, как главному распорядителю средств областного бюджета, соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области (далее - приказ).
Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из приказа) представляет в министерство финансов Сахалинской области документы, необходимые для открытия лицевого счета, указанного в подпункте "д" пункта 6 настоящего Порядка, органу исполнительной власти как получателю бюджетных средств в порядке, установленном министерством финансов Сахалинской области.
Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из приказа). Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем в период 2014 - 2016 годах производились ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", а также ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим государственные награды "Ветеран труда", при этом при этом трудовые отношения с указанными работниками на дату осуществления им выплат прекращены не были.
Руководствуясь положениями приведенных выше норм, исследовав и оценив в соответствии со статями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", а также выплаты лицу, имеющему медаль "Ветеран труда", производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в состав заработной платы указанных работников, более того, не относятся к числу компенсационных и стимулирующих выплат.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Сахалинской области утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.02.2013 N 48, вместе с тем в указанном Перечне не содержится спорной ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты произведены в соответствии с Законом Сахалинской области, за счет средств бюджета Сахалинской области и относятся к государственным пособиям, а потому не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, является правомерным.
Довод ответчика о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, судебная коллегия отмечает, что в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных часов, качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
Довод апелляционной жалобы о том, что оплата труда и доплата проводилась на основании приказов, в одной расчетной ведомости перечислением в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области, судебной коллегией не принимается, как несостоятельный.
Поскольку средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются учреждению в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников, то в данном случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Кроме того, в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Указанные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области при осуществлении переданных учреждению государственных полномочий органов исполнительной власти субъекта федерации.
С учетом изложенного, решение от 19.01.2018 N 074V12180000038 о привлечении к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму выплат, произведенным в 2014-2016 годах в пользу работников Гребенкиной Л.Н., Березиной В.В., которым присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", и Бакиной Л.И., имеющей государственную награду "Ветеран труда" и его отмене в части требования об уплате штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 23 631,12 рублей, начислению пени за неуплату страховых взносов в размере 19 950,90 рублей и уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 153 808,70 рублей, не соответствует положениям Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение управления от 19.01.2018 N 074V12180000038 в обжалуемой части.
С учетом результатов рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с управления в пользу учреждения расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 04.06.2018 по делу N А59-2604/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.