г. Москва |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А40-50902/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В. Каменецкий,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ООО "АГРОТОРГ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-А40-50902/18, принятое в порядке упрощенного производства судьей В.А. Яцевой (146-408),
по заявлению ООО "АГРОТОРГ"
к ИФНС России N 3 по г. Москве
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "АГРОТОРГ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 3 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган) по делу об административном правонарушении от 20.02.2017 N 24-1лп/1ю.
Решением от 31.05.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ООО "АГРОТОРГ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами заявителя не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.01.2018 проведена проверка выполнения ООО "АГРОТОРГ" требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в магазине "Пятерочка" по адресу: г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 1.
Определением от 25.01.2018 в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ.
У общества истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
Начальником инспекции вынесено постановление от 20.02.2017 N 24-1лп/1ю по делу об административном правонарушении, которым ООО "АГРОТОРГ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Полагая постановление незаконным, ООО "АГРОТОРГ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, то есть сведений о фактических данных, на основании которых можно сделать в итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В отсутствие доказательств по делу невозможно принять объективное и обоснованное решение.
В настоящем случае предметом обжалования является постановление по делу об административном правонарушении от 20.02.2017 N 24-1лп/1ю (Т 2, л.д. 29-33).
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует протокол по делу об административном правонарушении.
Как следует из текста оспариваемого постановления, оно вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 25.01.2018 N 24-1лп/1ю.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 25.01.2018 N 24-1лп/1ю в материалах дела отсутствует, заинтересованным лицом не представлен. Равно как отсутствуют доказательства уведомления заявителя о составлении протокола в соответствующую дату.
В материалы дела представлены протоколы от 08.02.2018 N 24-1л/1ю, составленный в отсутствие представителя, и от 14.03.2018 N 24-1л/1д, составленный в присутствии представителя.
Вместе с тем, указанные протоколы составлены в иные даты и имеют иные номера, чем протокол, указанный в оспариваемом постановлении.
При этом суду не представлялось определение об исправлении ошибки, опечатки в постановлении, о данном обстоятельстве заинтересованное лицо суду не сообщало.
В настоящем случае, в связи с непредставлением заинтересованным лицом протокола об административном правонарушении, арбитражный суд лишен возможности непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и обстоятельств совершения вмененного обществу правонарушения, а также возможности проверки соблюдения процедуры привлечения общества к административной ответственности, обязанность проверки которой, безусловно, возложена на суд требованиями статьи 210 АПК РФ.
Отсутствие в материалах дела протокола по делу об административном правонарушении исключает легитимность выводов в судебном акте по вопросам об отсутствии или наличии состава вменяемого административного правонарушения, а также о подтверждающих данные обстоятельства юридически значимых фактах.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении от 20.02.2017 N 24-1лп/1ю является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-А40-50902/18 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 3 по г. Москве от 20.02.2017 N 24-1лп/1ю по делу об административном правонарушении.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.