г. Киров |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А17-10493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2018 по делу N А17-10493/2017, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс"
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс" (далее - заявитель, ООО "УК "Прогресс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, административный орган) от 03.10.2017 N 84-л.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Прогресс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает решение суда незаконным, противоречащим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суд пришел к необоснованному выводу о том, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома (МКД) обязано выполнять работы по вводу в эксплуатацию общедомового узла учета как одно из мероприятий по повышению энергетической эффективности. ООО "УК "Прогресс" не является владельцем узла учета и, соответственно лицом, уполномоченным на инициирование процедуры поверки прибора учета тепловой энергии.
Ивгосжилинспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба считает, что доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, непринятие Обществом необходимых и своевременных мер по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в МКД, приводит к нарушению прав собственников МКД, поскольку начисление платы в соответствии с утвержденным нормативом значительно превышает размер платы за отопление, начисленной по показаниям общедомового прибора учета.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ивгосжилинспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Ивгосжилинспекцией в период с 11.09.2017 по 03.10.2017 на основании приказа от 11.09.2017 N 1596 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Прогресс" с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 10.08.2017 N вх-8205-019/1-08 по вопросу надлежащего содержания общедомовых приборов учета, установленных в следующих многоквартирных домах: г. Иваново, ул. 1-ая Балинская, д. 64, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 3, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д.73, г. Иваново, ул. Герцена, д. 7, г. Иваново, ул. 2-ая Ефимовская, д.2, г. Иваново, ул. Колотилова, д. 39, г. Иваново, Кохомское шоссе, д. 12, г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 45, г. Иваново, ул. 1-ая Лагерная, д. 20, г. Иваново, ул. Лебедева-Кумача, д. 10, г. Иваново, ул. Маршала Жаворонкова д. 13, г. Иваново, ул. Маяковского, д. 21а, г. Иваново, ул. 3-я Межевая, д. 5, г. Иваново, ул. Мира, д. 5, г. Иваново, ул. 3-я Нагорная, д. 24, г. Иваново, ул. 1-я Невская, д. 18, г. Иваново, пер. 1-й Рабфаковский, д. 3, г. Иваново, пер. 2-й Рабфаковский, д.4, г. Иваново, ул. Союзная, д.8, г. Иваново, ул. Станко, д. 36, г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 14, г. Иваново, ул. Ташкентская, д.4, г. Иваново, ул. Ташкентская, д.88Б, г. Иваново, пр-кт Текстильщиков, д.3, г. Иваново, ул. Ярославская, д. 12.
Результаты данной проверки оформлены в акте от 03.10.2017 N 109-л.
03.10.2017 Служба вынесла предписание N 84-л, согласно которому ООО "УК "Прогресс" обязано устранить в срок до 20.12.2017 выявленные нарушения обязательных требований, а именно принять необходимые и своевременные меры по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в МКД по адресам:
1.г.Иваново, ул. 1-ая Балинская, д. 64,
2.г.Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 3,
3.г.Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4,
4.г.Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д.73,
5.г.Иваново, ул. Герцена, д. 7,
6.г.Иваново, ул. 2-ая Ефимовская, д.2,
7.г.Иваново, ул. Колотилова, д. 39,
8.г.Иваново, Кохомское шоссе, д. 12,
9.г.Иваново, ул. Красных Зорь, д. 45,
10.г.Иваново, ул. 1-ая Лагерная, д. 20,
11.г.Иваново, ул. Лебедева-Кумача, д. 10,
12.г.Иваново, ул. Маршала Жаворонкова д. 13,
13.г.Иваново, ул. Маяковского, д. 21а,
14.г.Иваново, ул. 3-я Межевая, д. 5,
15.г.Иваново, ул. Мира, д. 5,
16.г.Иваново, ул. 3-я Нагорная, д. 24,
17.г.Иваново, ул. 1-я Невская, д. 18,
18.г.Иваново, пер. 1-й Рабфаковский, д. 3,
19.г.Иваново, пер. 2-й Рабфаковский, д.4,
20.г.Иваново, ул. Союзная, д.8,
21.г.Иваново, ул. Станко, д. 36,
22.г.Иваново, ул. Ташкентская, д. 14,
23.г.Иваново, ул. Ташкентская, д.4,
24.г.Иваново, ул. Ташкентская, д.88Б,
25.г.Иваново, пр-кт Текстильщиков, д.3,
26.г.Иваново, ул. Ярославская, д. 12.
Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения выявленных нарушений: обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в МКД по перечисленным выше адресам, а также их надлежащую эксплуатацию.
Не согласившись с предписанием от 03.10.2017 N 84-л, ООО "УК "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 2, 9, 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ), пунктов 10, 11, 16, 17, 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 5.1.2, 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Частью 5 статьи 13 названного Закона установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
На основании пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание МКД, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению МКД.
Пунктом 5.1.2. Правил N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
В данном случае судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ООО "УК "Прогресс" является управляющей компанией в отношении жилых домов, указанных в оспариваемом предписании.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктами 16 и 17 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Данная правовая позиция содержится, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403, от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2015 N 309-АД15-13996.
В этой связи оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции о том, что ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя и его надлежащая эксплуатация (осмотр, техническое обслуживание, поверка и т.д.) в рассматриваемых МКД является обязанностью управляющей организации - ООО "УК "Прогресс" не имеется.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Ивгосжилинспекции от 10.02.2017 N 19-о вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов Арбитражного суда Ивановской области. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2018 по делу N А17-10493/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10493/2017
Истец: ООО "УК Прогресс"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области