Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф07-15088/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А44-916/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 марта 2018 года по делу N А44-916/2018 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Комитет финансов администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300278397, ИНН 5321092080; место нахождения: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (ОГРН 1045300659997, ИНН 5321033092; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 62; далее - МИФНС N 9, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования N 10007 об уплате задолженности по пеням, начисленным в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, по состоянию на 22.11.2017 в части возложения на заявителя обязанности уплатить 11 999 руб. 40 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28 марта 2018 года по делу N А44-916/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что, несмотря на неверное указание в платежных документах от 27.12.2016 и от 30.12.2016 кода бюджетной классификации (далее - КБК), обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) является исполненной. Помимо того ссылается на то, что обнаружив ошибку в указании КБК, обращалось с заявлением об уточнении реквизитов как к ответчику, так и в отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области (далее - отделение ПФ РФ).
МИФНС N 9 в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2016 года комитет в платежных поручениях от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2017 N 66282 указал неверный КБК, а именно вместо КБК 39210202010061000160, подлежащего указанию при перечислении страховых взносов в ПФ РФ, заявителем указан КБК 39210202101081011160, соответствующий уплате взносов в Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
В целях уточнения КБК налоговому органу комитетом направлены письма от 02.02.2017 N 166 об уточнении кода бюджетной классификации по платежному документу от 13.01.2017 N 546, а также от 02.02.2017 N 167 о проведении зачета по надлежащему КБК по платежным документам от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2016 N 66282 с КБК 392102101081011160 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за периоды до 01.01.2017) на КБК 39210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды до 01.01.2017).
По заявлению от 02.02.2017 N 166 инспекцией принято решение об уточнении платежа от 13.02.2017 N 118245 на сумму 1607 руб. 47 коп. и направлено извещение о принятом налоговым органом решении об уточнении платежа в адрес налогоплательщика.
По результатам рассмотрения обращения от 02.02.2017 N 167 налоговым органом комитету направлено письмо от 17.03.2017 N 8-02/06891, которым заявителю предложено обратиться с соответствующим заявлением в отделение ПФ РФ по спорным платежам, осуществленным до 01.01.2017.
Комитет также направил в отделение ПФ РФ заявление от 22.02.2017 N 236 об уточнении КБК.
В свою очередь на это обращение комитета отделение ПФ РФ своим письмом от 02.03.2017 N 21-04/103 разъяснило, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов, включая проведение зачетов (уточнений) излишне (ошибочно) уплаченных платежей переданы налоговым органам. При этом заявителю рекомендовано обратиться с отделение ПФ РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, уплатив имеющуюся задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам.
В связи с изложенным комитет платежным поручением от 02.05.2017 N 18114 произвел уплату страховых взносов за декабрь 2016 года в размере 347 411 руб. 50 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ, после чего решением от 11.05.2017 N 68 комитету возвращено 356 199 руб. 81 коп. (от 31.05.2017 N 218287).
По состоянию на 01.01.2017 налоговому органу представлены сведения о том, что у комитета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС), зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017, имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ, за 4-й квартал 2016 года (по сроку уплаты 16.01.2017 года.) в сумме 347 411 руб. 50 коп.
Одновременно по состоянию на 01.01.2017 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС, у комитета имелась переплата в сумме 532 648 руб. 88 коп.
Поскольку в счет начислений по страховым взносам, зачисляемым в ПФ РФ, инспекцией зачтен платеж в сумме 1607 руб. 47 руб., то, по мнению налогового органа, у комитета имелась задолженность в размере 345 804 руб. 03 коп. (347 411,50 - 1607,47), что явилось основанием для начисления пени с 17.01.2017 (следующего дня после срока уплаты) до 02.05.2017 (дату уплаты) и выставления спорного требования на сумму 11 999 руб. 40 коп. (листы дела 81-82).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 28.12.2017 апелляционная жалоба комитета на данное требование налогового органа оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с правомерностью выставленного налоговым органом требования от 22.11.2017 N 10007, и, полагая, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ, им исполнена, комитет обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействительным требования от 22.11.2017 N 10007.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на ошибочность позиции комитета относительно исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ, за 2016 год в связи с тем, что ПФ РФ и ФФОМС имеют разные бюджеты.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора апелляционная инстанция исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Из положений статьи 19 Закона N 250-ФЗ следует, что с 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
На основании части 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа либо со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов (подпункты 1, 4 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
На основании части 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В статье 144 БК РФ установлено, что в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования имеют разные бюджеты.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС, осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Законом N 212-ФЗ не был установлен.
Вместе с тем согласно статье 160.1 БК РФ принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.
Из платежных поручений от 27.12.2016 N 64814 и от 30.12.2016 N 66282 следует, что они были проведены УФК по Новгородской области и в качестве назначения платежа указано, что производится оплата страховых взносов в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, в связи с этим назначения платежа являлось очевидным.
Комитет исполнил обязанность по уплате страховых взносов в установленный для уплаты страховых взносов срок и денежные средства в полном объеме поступили в бюджетную систему Российской Федерации на единый счет Федерального казначейства, в связи с этим в результате неправильного указания учреждением КБК у него не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечисленная комитетом сумма страховых взносов за декабрь 2016 года поступила на соответствующий счет Федерального казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации и не может признаваться недоимкой, несмотря на неправильное указание им кода бюджетной классификации.
Аналогичные выводы содержатся в том числе в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 310-КГ15-12541, в постановлении Арбитражного суда Северо-западного округа от 13.07.2016 по делу N А56-82352/2015.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ, в соответствии с которым пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Принимая во внимание установленный факт поступления перечисленной комитетом в декабре 2016 года суммы страховых взносов на соответствующий счет Федерального казначейства, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что из-за неправильного указания КБК задолженность перед бюджетом ПФ РФ не возникла, в связи с этим правовые основания для начисления пеней отсутствовали.
В связи с этим требования налогового органа от N 10007 об уплате задолженности по пеням, начисленным в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, по состоянию на 22.11.2017 в части возложения на заявителя обязанности уплатить 11 999 руб. 40 коп. пеней не соответствует НК РФ и является недействительным, а решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 марта 2018 года по делу N А44-916/2018 отменить.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области от 22.11.2017 N 10007.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-916/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф07-15088/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет финансов Администрации Великого Новгорода
Ответчик: МИФНС России N9 по Новгородской области, УФНС России по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15088/18
28.08.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4110/18
28.03.2018 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-916/18
06.02.2018 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-916/18