город Омск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А70-2456/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7468/2018) индивидуального предпринимателя Болдыревой Людмилы Николаевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-2456/2018 (судья Безиков О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Болдыревой Людмилы Николаевны (ОГРНИП 304720314800493; ИНН 720300721069)
к Управе Восточного административного округа Администрации г. Тюмени
об оспаривании отказа в переводе жилых помещений - квартир N N 90, 91, расположенных на 1 этаже многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Николая Зелинского, г. Тюмени в нежилые помещения, выраженного в приказе от 23.11.2017 N 197,
при участии в судебном заседании:
представителя Управы Восточного административного округа Администрации г. Тюмени Александровой О.В. по доверенности N 15 от 24.05.2018;
представителей индивидуального предпринимателя Болдыревой Людмилы Николаевны директора ООО "Юридическая компания "АрсЮрис" Михайлова В.Е. (личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации, полномочия подтверждены приказом от 02.07.2014 N 1 ОК, на основании доверенности от 10.07.2017; Милехиной И.А. по доверенности от 11.04.2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Болдырева Людмила Николаевна (далее - заявитель, ИП Болдырева Л.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управе Восточного административного округа Администрации г. Тюмени (далее - Управа ВАО Администрации г. Тюмени, Управа, уполномоченный орган) об оспаривании отказа в переводе жилых помещений - квартир N N 90, 91, расположенных на 1 этаже многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Николая Зелинского, г. Тюмени в нежилые помещения, выраженного в приказе от 23.11.2017 N 197.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-2456/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ИП Болдырева Л.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель указывает на необоснованность отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы по установлению наличия или отсутствия признаков реконструкции в планируемых ИП Болдыревой Л.Н. действиях. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что представленный в дело протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не подтверждает надлежащего согласия собственников на уменьшение общего имущества дома. По мнению подателя жалобы, принятое собственниками помещений решение имеет обязательную силу. Предприниматель также указывает на необоснованное возложение на него судом первой инстанции обязанности по обеспечению жильцов многоквартирного дома парковочными местами в достаточном количестве. Согласно доводам жалобы представленный ИП Болдыревой Л.Н. проект содержит сведения о размещении всех парковочных мест на сформированном земельном участке, в том числе 24 машино-места для гостевых стоянок и 98 машино-мест для постоянного хранения на полуподземном паркинге.
От предпринимателя поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для установления наличия или отсутствия реконструкции в действиях, планируемых к осуществлению предпринимателем в отношении жилых помещений N N 90, 91 многоквартирного дома N 21 по ул. Николая Зелинского, г. Тюмени.
В письменном отзыве на жалобу Управа просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционный суд поступил отзыв на возражения, в котором заявитель выражает несогласие с доводами, приводимыми уполномоченным органом.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями ИП Болдыревой Л.Н. поддержаны доводы жалобы и ходатайство. Представитель Управы ВАО Администрации г. Тюмени поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, и возразил против удовлетворения ходатайства заявителя.
Рассмотрев ходатайство заявителя о назначении по делу судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении по основаниям, существо которых будет изложено далее.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее и возражения на данный отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ИП Болдырева Л.Н. является собственником жилых помещений - квартир N N 90, 91, расположенных на 1 этаже многоквартирного жилого дома N21 по ул. Николая Зелинского г. Тюмени, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.06.2014 серии 72 НМ N 537474, серии 72 НМ N 537600 (л.д. 27-28).
Предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о переводе указанных выше жилых помещений в нежилое. По результатам рассмотрения заявления ИП Болдыревой Л.Н. отказано в переводе жилых помещений - квартир N 90 и N 91 на первом этаже жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул.Николая Зелинского, д. 21, в нежилое помещение на основании:
- пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ввиду несоблюдения предусмотренных частью 1 статьи 22 ЖК РФ условий перевода помещения;
- пункта 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ - ввиду несоответствия проекта переустройства и перепланировки переводимого жилого помещения требованиям законодательства, в том числе, несоблюдение подпункта "б" пункта 6 решения Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243 "О местных нормативах градостроительного проектирования города Тюмени".
Считая отказ в переводе жилых помещений в нежилое помещение, оформленный приказом от 23.11.2017 N 197, незаконным и нарушающим права и интересы предпринимателя, ИП Болдырева Л.Н. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции требования предпринимателя оставлены без удовлетворения, в связи с чем заявителем реализовано право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В пунктах 2, 3 статьи 288 ГК РФ предусмотрено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) (часть 1 статьи 23 ЖК РФ).
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию документов, а также выдаче решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержден постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 41-пк (далее - Регламент N 41-пк).
В соответствии с пунктом 2.2 Регламент N 41-пк органами Администрации города Тюмени, предоставляющими названную муниципальную услугу, являются управы соответствующих административных округов по месту нахождения переводимого помещения.
В рассматриваемом случае, отказывая в переводе жилого помещения в нежилое, в оспариваемом приказе Управа ссылается на наличие оснований предусмотренных пунктами 3, 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Из содержания пунктов 3, 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснил, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Зелинского, д. 21, равно как и ограждающие конструкции дома (стена), находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Следовательно, общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений.
К распоряжению имуществом, в частности, относятся действия по изменению объекта.
В силу части 2 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению.
Из материалов дела усматривается, что проектное решение в рамках устройства на площади двух квартир N N 90, 91 магазина непродовольственных товаров предполагает осуществление следующих действий: закладка проемов со стороны общего коридора, демонтаж перегородки между квартирами; возведение крыльца, устройство дверного проема в границах оконного проема (демонтаж ограждения балкона и подоконной части стены без увеличения ширины проема, перенос радиатора отопления); устройство торгового зала на площади жилых комнат, коридора и санузла (демонтаж перегородок); устройство кабинета на площади жилой комнаты; устройство складского помещения на площади кухни, коридора и санузла (демонтаж перегородок); устройство помещения персонала на площади кухни и коридора (демонтаж перегородок); монтаж в санузле унитаза и раковины; устройство звукоизоляции стен и потолка; устройство гидроизоляции пола в санузле.
Таким образом, названный проект предусматривает возведение крыльца, которое будет находиться на придомовой территории, что влечет фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно - земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Кроме того проект перепланировки предусматривает также разрушение части наружной стены для устройства двери (демонтаж подоконной части стены), что также влечет за собой уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в данном случае путем его реконструкции, возможно только с согласия всех собственников помещений.
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома, при уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме при реконструкции.
Таким образом, в силу статьи 247 ГК РФ, согласно которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, в целях получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое предприниматель до обращения в Управу с подобным заявлением должен был получить согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме.
В материалы дела представлен протокол N 1 от 02.05.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме очно-заочного голосования (л.д. 74-77).
Вопрос N 2 повестки собрания сформулирован следующим образом: "Предоставление в безвозмездное пользование собственнику квартир NN 90 - 91, дома N 21 по ул. Николая Зелинского г. Тюмени - Болдыревой Людмиле Николаевне часть земельного участка, общей площадью 13 кв. м., в границах, указанных в Схеме расположения земельного участка (приложение N 1), предназначенного для размещения и эксплуатации входной группы по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Зелинского, д. 21, кв. 90-91, Образуемый земельный участок прилегает к квартирам NN 90-91, дома N 21 по ул. Николая Зелинского г. Тюмени и является общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома, предоставляется для установки на нем крыльца с установкой подъемника для ММГН, с правом проведения комплекса мер по его оформлению и постановкой на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера в соответствии с действующим законодательством РФ".
По указанному вопросу 70,72% от общего числа собственников принято решение "за", 7,03% - "против", воздержалось - 0,83% от общего количества голосов собственников помещений.
Ввиду того, что положительное решение по указанному выше вопросу принято 70,72% голосов от числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что согласие всех собственников помещений заявителем получено не было.
Вопрос N 3 повестки сформулирован следующим образом: "Решение собственников помещений многоквартирного жилого дома по улице Николая Зелинского, дом N 21 г. Тюмени о предоставлении в пользование собственнику квартир N 90-91, Болдыревой Людмиле Николаевне, части земельного участка, прилегающего к вышеуказанным квартирам, являющегося общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома, благоустройства, содержания и устройства двух временных машиномест, а также части ограждающих конструкций (фасадной стены дома. для устройства входной группы (выполнения отдельного входа, устройства дверного проема на месте оконного крепления козырьков выполнения отделки фасада в соответствии с проектной документацией, в связи с переводом указанных жилых помещений в нежилые помещения под магазин непродовольственных товаров с торговой площадью - 40 M.KB.).".
По указанному вопросу 70,72% от общего количества голосов собственников помещений дома приняло решение "за", 7,03% приняло решение "против", воздержалось 0,83%.
Кроме того представленный в дело протокол от 02.05.2017 N 1 не содержит сведений об участниках собрания, следовательно, не подтверждает согласие всех собственников на уменьшение общего имущества.
В соответствии с частями 1, 1.1. статьи 46 ЖК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр, утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее -Требования).
Согласно подпункту "в" пункта 11 Требований вводная часть протокола общего собрания включает в себя сведения о лицах, принявших участие в общем собрании приглашённых для участия в нем.
Пункт 12 Требований указывает на то, что сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова "Присутствующие" и включают в себя: для физических лиц - фамилию, имя, отчество, номер помещения в многоквартирном доме, реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц; для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество голосов, которыми владеет соответствующее лицо, фамилия, имя, отчество представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документами, удостоверяющими личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.
В соответствии с пунктом 19 Требований одним из обязательных приложений к протоколу общего собрания, наряду с решением собственников в многоквартирном доме, является в том числе: список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствующих на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 Требований.
Неуказание в протоколе общего собрания сведений о лицах, принявших участие в общем собрании, приглашённых для участия в нем, является нарушением требований жилищного законодательства и не позволяет сделать вывод о наличии согласия всех собственников на уменьшение общего имущества.
Таким образом, заявителем без получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме планируются мероприятия фактически влекущие уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Николая Зелинского, г. Тюмени в результате занятия земельного участка крыльцом, а также демонтажа части наружной стены многоквартирного дома, что противоречит приведенным выше нормам жилищного законодательства.
Предприниматель настаивает на отсутствии необходимости в получении согласия всех собственников помещений, поскольку, по мнению заявителя, в рассматриваемом случае имеет место не реконструкция, а перепланировка жилого помещения. Между тем положениями части 2 статьи 40 ЖК РФ предусмотрено обязательное получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме. При этом такое согласие должно быть получено как реконструкцию, так и на переустройство и (или) перепланировку помещений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции критически оценивает и формулировку вопросов N N 2,3 повестки общего собрания собственников помещений от 02.05.2017, из которой не следует то содержание, которое предусмотрено положениями ЖК РФ, будучи подмененным иным не идентичным по значению текстом.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме принимается по вопросу предоставления заявителю части земельного участка, прилегающего к указанным квартирам, и ограждающих конструкций, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома. Тот факт, предусматривает ли проект реконструкцию или переоборудование помещений, в этом случае значения не имеет.
Следовательно, обстоятельства, касающиеся характера работ по переоборудованию квартиры (реконструкция или перепланировка), выходят за пределы исследования по настоящему делу, а соответствующие доводы подателя жалобы оценке не подлежат.
На основании указанного, судом апелляционной инстанции оставлено без удовлетворения ходатайство ИП Болдыревой Л.Н. о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения характера планируемых работ.
Ввиду того, что переоборудование квартир заявителя связано с использованием части земельного участка, прилегающего к данным квартирам, и ограждающих конструкций (демонтаж подоконной части стены), заявителю должен получить согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Такое согласие в материалах дела отсутствует. Иное заявителем не доказано.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ основанием отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как следует из оспариваемого приказа, одним из оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое явилось несоответствие представленного предпринимателем проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно - несоблюдение подпункта "б" пункта 6 решения Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 234 "О местных нормативах градостроительного проектирования города Тюмени".
Подпунктом "б" пункта 6 Местных нормативов предусмотрены, в том числе, обязательные расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности местами размещения транспортных средств объектов многоэтажной жилой застройки со встроенными объектами обслуживания рассчитываются как сумма мест размещения транспортных средств для постоянного хранения, мест гостевого размещения транспортных средств.
В силу подпункта "б" пункта 4 местных нормативов расчетные показатели обеспеченности объектов многоэтажной жилой застройки на территории города Тюмени местами размещения транспортных средств для постоянного хранения определяются с учетом количества квартир и общей площади квартиры, приходящейся на одного проживающего, по следующей формуле:
Количество мест размещения транспортных средств = А + 1,7 x Б + 2 x В, где: А - количество квартир с D до 30 кв. м включительно (массовое); Б - количество квартир с D свыше 30 до 40 кв. м включительно (комфортное); В - количество квартир с D свыше 40 кв. м (высококомфортное).
Для подсчета количества мест размещения транспортных средств принимается:
D до 30 кв. м включительно - 1 место размещения транспортного средства; D свыше 30 до 40 кв. м включительно - 1,7 места размещения транспортного средства; D свыше 40 кв. м - 2 места размещения транспортного средства.
Общая площадь квартиры, приходящаяся на одного проживающего, рассчитывается по формуле:
D = S/ (N*1), где: D - общая площадь квартиры, приходящаяся на одного проживающего; S - общая площадь квартиры; N - количество жилых комнат в квартире.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности мест размещения транспортных средств для постоянного хранения для объектов многоэтажной жилой застройки обеспечивается в границах земельного участка, предоставленного для размещения таких мест, но не более 500 м от объектов многоэтажной жилой застройки.
Согласно представленному в материалы дела заключению от 10.11.2017 N 56-105-48 отдела архитектуры Департамента земельных отношений и градостроительства суммарная потребность в парковочных местах указанного выше многоквартирного дома на 216 квартир составит 219 машино-мест, из которых 194 машино-места для постоянного хранения транспортных средств и 23 гостевых машино-места (л.д. 135).
Согласно оспариваемому приказу в представленном заявителем проекте отсутствуют сведения о функциональном назначении существующих нежилых помещений, а также не нанесены все парковочные места на сформированном земельном участке.
Заявитель, в свою очередь, указывает, что разработанная схема расположения парковочных мест для жилого дома изначально на дату строительства и ввода дома в эксплуатацию имела дефицит 108 парковочных мест. По мнению заявителя, для перевода квартир в нежилые помещения будут использованы 2 машино-места, предусмотренные для квартир N N 90 и 91, и увеличения общего количества мест для жилого дома не требуется.
Согласно пункту 7 местных нормативов таковые обязательны для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих градостроительную деятельность на территории города Тюмени. Распространение на предпринимателя, не являющегося застройщиком дома, в полном объеме требований МНГП в части обеспеченности всего многоквартирного дома или комплекса многоквартирных домов машино-местами, не основано на положениях законодательства. При этом отсутствие у заявителя обязанностей застройщика или иного лица, несущего ответственность за соответствие всего многоквартирного дома требованиям МНГП, презюмируется.
Вопреки ошибочным выводам уполномоченного органа, необходимость отражения в представленном проекте на схеме парковочных мест для всего жилого дома отсутствует. В то же время, лицо, заявляющее о переводе жилого помещения в нежилое, обязано соблюдать требования МНГП в части обеспеченности машино-местами собственного переводимого помещения.
Приложением N 4 (пункт 1.4) Регламента N 41-пк установлены рекомендуемые требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. В соответствии с указанной нормой проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения должен содержать сведения о соответствии местным нормативам.
Согласно представленному в материалы дела проекту (л.д. 103-126) общая площадь планируемого нежилого помещения составит 119,29 кв. м, площадь квартиры N 90 составляет 47,6 кв. м, площадь квартиры N 91 - 71,6 кв. м. Назначение нежилого помещение сформулировано как магазин непродовольственных товаров.
В соответствии с приложением к Местным нормативам ("Расчетные показатели обеспеченности объектов обслуживания на территории города Тюмени местами временного размещения транспортных средств") торговые объекты, встроенные в жилой дом, площадью до 200 кв. м должны обеспечиваться количеством парковочных мест из расчета 5 шт. на 100 кв. м площади объекта. Таким образом, Местными нормативами для торговых объектов, к числу которых относится планируемое помещение, исходя из проектной документации, предусмотрены повышенные требования обеспеченности парковочными местами. Количество парковочных мест в результате планируемого заявителем перевода составит на 39 кв. м торговой площади 2 машино-места.
Учитывая, что парковочные места многоквартирного дома N 21 по ул. Николая Зелинского в г. Тюмени характеризуются состоянием дефицита (нехватки), следует признать проект перевода жилых помещений в нежилое, представленный заявителем, ухудшающим показатели обеспеченности дома парковочными местами. Следовательно, проект действительно не соответствует Местным нормативам (пунктам 4 и 6).
С учетом изложенного приказ от 23.11.2017 N 197 не подлежит признанию незаконным, и требования ИП Болдыревой Л.Н. обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее подателя в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ,
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Болдыревой Людмилы Николаевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-2456/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.