Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2018 г. N Ф03-5097/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
22 августа 2018 г. |
А73-2038/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от жилищно-строительного кооператива N 60: Бражникова М.Ю. представителя по доверенности от 07.09.2017 (сроком на 1 год);
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Шаровской А.А. представителя по доверенности от 02.04.2018 N 51/170 (сроком по 31.05.2021);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 21.05.2018
по делу N А73-2038/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.,
по иску Жилищно- строительного кооператива N 60
к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
об обязании произвести перерасчет стоимости оказанной коммунальной услуги; взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 399689,10 руб.
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив N 60 (далее - ЖСК N 60, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", ответчик), в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет стоимости оказанной коммунальной услуги - горячего водоснабжения за период с июля по сентябрь 2017 года на сумму 192164,40 руб., а также взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения за период с мая 2015 года по сентябрь 2016 года в размере 399689,10 руб.
Решением суда от 21.05.2018 исковые требования удовлетворены полностью, суд: обязал АО "ДГК" произвести перерасчет стоимости оказанной ЖСК N 60 коммунальной услуги - горячего водоснабжения на сумму 192164,40 руб. в течение 10 дней с даты вступления в законную силу судебного акта; взыскал с ответчика в пользу истца сумму неосновательного обогащения в размере 399689,10 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 16994 руб.; истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 56 руб.
Суд установил фактическое осуществление истцом переплат за горячее водоснабжение в период с мая 2015 года по сентябрь 2016 года на сумму 399689,10 руб., а также - неправомерное начисление стоимости тепловой энергии неоплаченное истцом в размере 192164,40 руб. на основании показаний общедомового прибора учета (г. Хабаровск, ул. Ворошилова, 5А-МКД), при установленном нормативе потребления тепловой энергии - Приказ Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013 N 770-д.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО "ДГК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ЖСК N 60.
Заявитель жалобы утверждает следующее: согласно положениям статей 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг отнесены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации; ФТС является федеральным органом исполнительной власти, следовательно, не может являться лицом, уполномоченным на установление норматива потребления коммунальной услуги, таким образом, у ЖСК N 60, в исковой период с мая 2015 года по сентябрь 2017 года отсутствуют основания для применения в расчетах платы за горячее водоснабжение величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды (норматив) по городу Хабаровску, признанной приказом ФСТ России от 14.06.2013 N 770-д экономически обоснованной и подлежащей учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на 2013 год
В представленном в уд отзыве на апелляционную жалобу, ЖСК N 60 доводы жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не состоятельной.
Вместе с отзывом на апелляционную жалобу в суд представлены, в том числе экземпляры: ответа АО "ДГК" от 09.02.2018; Постановления Правительства Хабаровского края от 23.07.2013 N 19/1.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЖСК N 60 отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции определил: экземпляры вышеперечисленных дополнительных документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу общества, вернуть представителю ЖСК N 60 в зале судебного заседания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ЖСК N 60 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 5А по ул. Ворошилова в г. Хабаровске.
01.05.2014 между ОАО "ДГК" (Ресурсоснабжающая организация, РСО) и ЖСК N 60 (Потребитель) заключен договор N 3/1/04314/2306 теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации с дополнительным соглашением от 01.07.2015 (далее - договор теплоснабжения), по условиям которого РСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Расчетный договорной объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя Потребителю в натуральном выражении представлен в Приложении 1, проектные максимальные нагрузки в Приложении 2. (п. 1.3 Договора).
В многоквартирном доме, обслуживаемом ЖСК N 60, горячее водоснабжение производится по открытой системе горячего водоснабжения.
Многоквартирный дом N 5А по ул. Ворошилова в г. Хабаровске оборудован общедомовым прибором учета, в связи с чем, АО "ДГК" расчет платы за поставленный коммунальный ресурс по горячему водоснабжению производило исходя из фактического потребления энергии по показаниям общедомового прибора учета.
В рамках действующего договора теплоснабжения за период с мая 2015 года по сентябрь 2017 года ответчиком истцу выставлены счета-фактуры на оплату поставленной энергии.
Не согласившись с произведенным ответчиком в счетах-фактурах расчетом по значению горячая вода, истец обратился в суд с настоящим иском об обязании ответчика произвести перерасчет стоимости услуги горячего водоснабжения и взыскать сумму неосновательного обогащения, полагая, что расчет стоимости потребленной услуги должен производиться в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013 N770-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (вх. N ФСТ-4842-27 от 28.02.2013)", который составляет по г. Хабаровску - 0,0526 Гкал/м.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании изложенного выше, рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Пунктом 38 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 42 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, в соответствии с пунктом 26 которого размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении; указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды (определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 25.04.2018 по делу N 305-ЭС17-22548 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013 N 770-д признан экономически обоснованным и подлежащим учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения для ОАО "ДГК" норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 кубического метра воды: по г. Хабаровску - 0,0526 Гкал/куб.м.
Как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен Приказом ФСТ России от 14.06.2013 N 770-д, у ресурсоснабжающей организации отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Проверив произведенный ЖСК N 60 расчет стоимости оказанной ответчиком услуги горячего водоснабжения за май - сентябрь 2015 года (счета-фактуры N 3/1/1/106533 от 31.05.2015, N3/1/1/130689 от 30.06.2015, N 3/1/1/279478 от 31.07.2015, N 3/1/1/301652 от 31.08.2015, N 3/1/1/323983 от 30.09.2015); за июнь - сентябрь 2016 года (счета-фактуры N 3/1/1/481572 от 30.06.2016, N 3/1/1/503894 от 31.07.2016, N 3/1/1/528736 от 31.08.2016, N 3/1/1/553180 от 30.09.2016); за июль, август, сентябрь 2017 года (счета-фактуры N 3/1/1/734362 от 31.07.2017, N3/1/1/747787 от 31.08.2017, N 3/1/1/769959 от 30.09.2017), суд признал примененную истцом методику расчета в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам N 354 верной и отражающей фактическое потребление коммунального ресурса.
Согласно расчету истца, в результате проведенных истцом расчетов, сумма переплат составила: по счету-фактуре N 3/1/1/106533 от 31.05.2015 - 53611,58 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/130689 от 30.06.2015 - 54632,64 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/279478 от 30.07.2015 - 40928,50 руб., по счету-фактуре 3/1/1/301652 от 31.08.2015 - 56628,63 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/323983 от 30.09.2015 - 21125,36 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/481572 от 30.06.2016 - 89440,49 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/503894 от 31.07.2016 - 53741,31 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/528736 от 31.08.2016 - 28254,22 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/528736 от 31.08.2016 - 1326,29 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/734362 от 31.07.2017 - 77707,28 руб., по счету-фактуре N 3/1/1/747787 от 31.08.2017 - 86324,12 руб., по счету-фактуре 3/1/1/769959 от 30.09.2017 - 28133,03 руб.; итого общая сумма переплат за указанные периоды составила 591853,50 руб.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.
Из материалов дела следует, что в период с мая 2015 года по сентябрь 2016 года истцом в полном объеме оплачивались суммы по выставленным ответчиком счетам-фактурам, в связи с чем, по расчетам истца, общая сумма переплаты стоимости оказанной ответчиком коммунальной услуги - горячего водоснабжения за указанный период составила 399689,10 руб., что обоснованно квалифицировано истцом как неосновательное обогащение.
Также, учитывая, что по выставленным счетам-фактурам за период июль, август, сентябрь 2017 года истец не произвел переплаты, а оплатил на 192164,40 руб. меньше, чем выставлено в счетах-фактурах, требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет стоимости оказанной услуги горячего водоснабжения за данный период на указанную сумму является обоснованным, и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод ответчика относительно отсутствия у ЖСК N 60 оснований для применения в расчетах платы за горячее водоснабжение величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды (норматив) по г. Хабаровску, признанной приказом ФСТ России от 14.06.2013 N 770-д экономически обоснованной и подлежащей учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на 2013 год, аналогичный доводу апелляционной жалобы, был рассмотрен судом первой инстанции, и правомерно отклонен, поскольку отсутствие установленного в спорные периоды (2015-2017 г.г.) норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не исключает возможность применения ранее установленного норматива.
Вопреки доводам заявителя жалобы выводы суда первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств настоящего дела не противоречат действующему законодательству и согласуются с правовой позицией, содержащейся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232 (п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба, по содержащимся в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 мая 2018 года по делу N А73-2038/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.