г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А56-107146/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А. (до перерыва), Бурак К.Д. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Иванов М.О. - доверенность от 01.12.2017 (до перерыва), после перерыва - не явился
от заинтересованного лица: Горошко М.В. - доверенность от 09.01.2018
от 3-го лица: Шаруда А.А. - доверенность от 24.07.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11875/2018 ООО "Управляющая компания "Невская 40" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-107146/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невская 40"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "Перспектива"
о признании недействительными распоряжения и решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невская 40" (193313, Санкт-Петербург, ул. Подвойского, д. 16, корп. 1, лит. В, пом. 12Н, ОГРН 1127847628260, ИНН 7811536885, далее - ООО "УК "Невская 40", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 28.11.2017 N 475-рл и решения ГЖИ от 30.11.2017 N01-21918/17-0-1, а также об обязании ГЖИ исключить из реестра лицензий Санкт-Петербурга сведения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 25, корп. 2, внесенные на основании решения от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1.
Определением от 29.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (193231, г.Санкт-Петербург, ул. Кржижановского, д. 8, лит. А, оф. 201, ОГРН 1157847069676, ИНН 7811174353, далее - ООО "Перспектива").
Решением суда от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Невская 40" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Представитель ООО "УК "Невская 40" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Инспекции и ООО "Перспектива" просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, отказал ООО "УК "Невская 40" в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов (акт от 31.05.2018 N 10/8430 ГЖИ СПб, сопроводительное письмо от 01.06.2018 N 02-9700/18-0-0), в связи с тем, что означенные документы не существовали в период принятия ГЖИ оспариваемых Обществом распоряжения и решения, а потому, в силу статьи 67 АПК РФ, не являются доказательствами, относимыми к делу.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 25, корп. 2 (далее - МКД), оформленным протоколом от 07.07.2017 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений, ООО "Перспектива" выбрано в качестве управляющей организации. Договоры с собственниками помещений в МКД заключены в июле 2017 года.
В Инспекцию 27.10.2017 поступило заявление ООО "Перспектива" о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
Не располагая по состоянию на 27.11.2017 сведениями о наличии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом (Заключение от 27.11.2017), Инспекция вынесла распоряжение от 28.11.2017 N 475-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, в связи с заключением лицензиатом ООО "Перспектива" договора управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 25, корп. 2.
На основании указанного распоряжения Инспекция вынесла решение от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт- Петербурга с включением сведений об указанном МКД в раздел Реестра, содержащий перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Перспектива".
ООО "УК "Невская 40", полагая, что распоряжение от 28.11.2017 N 475-рл и решение от 30.11.2017 N01-21918/17-0-1 не соответствует закону и нарушает права заявителя, обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Статьей 192 ЖК РФ, подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлены статьей 198 ЖК РФ.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора для внесения изменений в реестр лицензий.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи 198 ЖК РФ вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом только после внесения органом государственного жилищного надзора соответствующих изменений в реестр лицензий.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктом 2 Порядка N 938/пр определено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пунктом 3 Порядка N 938/пр предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем.
В соответствии с пунктом 5 порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении. д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления, согласно пункту 9 Порядка, являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, поданное ООО "Перспектива" в Инспекцию заявление от 31.10.2017 г. о включении в реестр лицензий Санкт-Петербурга в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Перспектива" многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 25, корп. 2, лит. А, соответствовало пунктам 2, 3 Порядка.
В ходе проверки заявления и приложенных к нему документов Инспекцией установлено, что ООО "Перспектива" представлены протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от 07.07.2017 N 1, а также договоры управления данным домом, заключенные с собственниками, обладающими более чем 50% голосов от общего число голосов собственников помещений в доме.
Также 09.11.2017 от ООО "УК "Невская 40" поступил протокол общего собрания собственников помещений данного дома от 10.08.2017 N 01/25/2-2017, согласно которому собственниками принято решение об отказе от управления домом ООО "Перспектива" и о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Невская 40".
По результатам рассмотрения предоставленных ООО "Перспектива" документов, Инспекцией 13.11.2017 принято решение о приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 10 Порядка.
Инспекция, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 15 Порядка запросила информацию у обоих лицензиатов, которым предложено представить договоры управления, подтверждающие реализацию решений общих собраний собственников от 07.07.2017 и 10.08.2017 соответственно.
Письмом от 16.11.2017 исх. N 597/р-П2 (вх. N 01-21918/17-0-0) ООО "Перспектива" представило необходимое количество договоров управления.
В свою очередь ООО "УК "Невская 40" не представило договоры управления, свидетельствующие о реализации решения собственников, оформленного протоколом от 10.08.2017 N 01/25/2-2017.
Поскольку заявление ООО "Перспектива" и приложенные к нему документы в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ворошилова, д. 25, корп. 2, лит. А соответствовали требованиям Порядка, Инспекция приняла оспариваемое решение о внесении изменений в реестр лицензий.
Ссылка подателя жалобы на протокол общего собрания собственников от 10.08.2017 подлежит отклонению, поскольку доказательства реализации указанного решения в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, не представлены.
Требования к форме договора управления многоквартирным домом и порядку его заключения устанавливаются положениями статьей 161, 162 ЖК РФ, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период спорных отношений, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, по смыслу указанных норм решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано собственниками, а реализация решения о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией подразумевает заключение договоров управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном статьей 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, представленные ООО "Перспектива" договоры управления заключены с собственниками помещений в доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, что однозначно свидетельствует о реализации собственниками решения общего собрания от 07.07.2017, о расторжении договора управления с ООО "УК "Невская 40" и о выборе в качестве управляющей организации ООО "Перспектива".
Учитывая данные обстоятельства, представленный ООО "УК "Невская 40" протокол от 10.08.2017 в отсутствие доказательств его реализации не мог служить препятствием для удовлетворения заявления ООО "Перспектива" о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного дома.
Обращение Общества в ГЖИ с приложением к заявлению необходимых документов последовало лишь 19.01.2018 г., однако это обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности решения и распоряжения, принятых Инспекцией 13.11.2017 г.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-107146/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Невская 40" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Невская 40" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 16.05.2018 N 881.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.