город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2018 г. |
дело N А32-14259/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2018 по делу N А32-14259/2018 по иску администрации муниципального образования Темрюкский район (ОГРН 1022304744560, ИНН 2352023878) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю (ОГРН 1162310050044, ИНН 2310189575), инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (ОГРН 1042329066053, ИНН 2352007731) о признании недействительной внесенной в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица, принятое в составе судьи Решетникова Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - заявитель, администрация) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю, инспекция по краю), Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району (далее - ИФНС России по Темрюкскому району, инспекция по району) со следующими требованиями:
- о признании недействительной внесенной 27.06.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю о прекращении деятельности юридического лица в отношении общества с ограниченной ответственностью "Югмонтаж" (ИНН 2352032505, ОГРН 1022304743691) за государственным регистрационным номером 6172375466059;
- обязании МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю восстановить в ЕГРЮЛ запись общества с ограниченной ответственностью "Югмонтаж" (ИНН 2352032505, ОГРН 1022304743691), как действующем юридическом лице.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО "Югмонтаж" имеет долг перед администрацией по арендной плате, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем исключение из реестра данного юридического лица нарушает права кредитора на получение долга.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что налоговой инспекцией реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, действия налогового органа привели к нарушению прав и законных интересов администрация ввиду утраты возможности принудительного взыскания с ООО "Югмонтаж" непогашенной задолженности.
В отзывах на апелляционную жалобу МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю и ИФНС России по Темрюкскому району просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От администрации, МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю, ИФНС России по Темрюкскому району поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Югмонтаж" было зарегистрировано в качестве юридического лица 03.05.2001 Администрацией Темрюкского района за номером 1573. При последующей перерегистрации 12.11.2002 обществу был присвоен ОГРН 1022304743691.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2015 по делу N А32-35570/2015 установлен факт наличия задолженности ООО "Югмонтаж" перед администрацией по арендной плате в сумме 8099 рублей 27 копеек, а также неустойке в размере 571 рубля 93 копеек.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2015 по делу N А32-7321/2015 установлен факт наличия задолженности ООО "Югмонтаж" перед администрацией по арендной плате в сумме 21748 рублей 79 копеек, а также неустойке в размере 1952 рублей 82 копеек.
Вместе с тем, 03 марта 2017 года МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю было принято решение N 863 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ООО "Югмонтаж") из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических ли и индивидуальных предпринимателей".
Соответствующее сообщение было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 9 (623) от 09.03.2017.
ООО "Югмонтаж" было исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа 27.06.2017, как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 6172375466059.
В качестве оснований исключения налоговой инспекцией указаны: справка N 4-17-С от 15.02.2017 об отсутствии сведений об открытых банковских счетах и справка N 4-17-О от 15.02.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Полагая, что исключение ООО "Югмонтаж" из ЕГРЮЛ не соответствует статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права заявителя - администрации, как кредитора общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ, по решению регистрирующего органа регламентирован статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения МИФНС России N 8 по Краснодарскому краю N 8 от 07.02.2014 и внесения в ЕГРЮЛ записи ГРН 2142367029814 от 04.06.2017, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, при наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявление) с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, то в соответствии с п. 7 ст. 22 вышеуказанного закона, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из буквального толкования положений статей 21.1, 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.
Таким образом, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.
Из пункта 1 Постановления Пленума N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" следует, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина" отмечено, что указанные в Законе N 129-ФЗ критерии признания юридического лица не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организации своей деятельности, тогда как данные критерии в полной мере применимы в отношении коммерческих организаций.
Следовательно, для признания юридического лица - коммерческой организации недействующим необходимо наличие в совокупности двух признаков, предусмотренных пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из материалов дела следует, что МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю было принято решение N 863 от 03.03.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ООО "Югмонтаж") из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических ли и индивидуальных предпринимателей".
Соответствующее сообщение было опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 9 (623) от 09.03.2017.
ООО "Югмонтаж" было исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа 27.06.2017, как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 6172375466059.
В качестве оснований исключения налоговой инспекцией указаны: справка N 4-17-С от 15.02.2017 об отсутствии сведений об открытых банковских счетах и справка N 4-17-О от 15.02.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Таким образом, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия налоговой инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ООО "Югмонтаж" не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций по банковским счетам, указав на отсутствие безналичных расчетов в указанный период деятельности.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент исключения из ЕГРЮЛ ООО "Югмонтаж" отвечало формальным требованиям недействующего юридического лица, закрепленным в статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Порядок исключения ООО "Югмонтаж" из ЕГРЮЛ, установленный ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующим органом соблюден.
Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ утвержден Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации", согласно приложению N 2 к которому сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в том числе, составляют состав сведений о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации", созданном для реализации положений Закона о государственной регистрации и руководствующегося при публикации сведений также положениями указанного Приказа, определяется редакцией журнала.
Учитывая изложенное, основания считать порядок опубликования сведений о порядке и сроке направления заявлений лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение из ЕГРЮЛ нарушенным, у суда первой инстанции отсутствуют. Иного заявителем не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговой инспекцией реализован предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятии решения о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений.
Обязанность иным способом уведомлять заявителя о принятом налоговой инспекцией решении о предстоящем исключении законом не предусмотрена.
Заявитель, являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица (предполагаемый кредитор на сумму вексельного долга более 95 млн. рублей), имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и направить в регистрирующий орган заявление о том, что исключение ООО "Югмонтаж" из ЕГРЮЛ затрагивает его права и законные интересы, учитывая, что должник с 2015 года уклоняется от возврата долга.
Однако таких возражений в установленном порядке, заявлено не было, что свидетельствует о правомерности оспариваемых действий регистрирующего органа.
Доказательств невозможности ознакомления заявителя с извещением, размещенным в журнале "Вестник государственной регистрации", равно как доказательств невозможности представления соответствующего заявления в регистрирующий орган, суду представлено было.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.
Пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Югмонтаж", само по себе не препятствует заявителю как кредитору удовлетворить свои требования из имущества юридического лица, признанного недействующим.
Также дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия регистрирующего органа, решения и записи в ЕГРЮЛ соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
На дату внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Югмонтаж" из ЕГРЮЛ регистрирующий орган обладал не оспоренными заявителем сведениями о наличии у общества признаков недействующего юридического лица; заявлений о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы кого-либо в регистрирующий орган не поступило.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемые действия налоговой инспекции по исключению недействующего юридического лица соответствуют требованиям действующего законодательства.
При должной степени заботливости и осмотрительности, которая предполагается у каждого участника хозяйственного оборота, заявитель имел реальную возможность и должен был принять меры к получению информации о рассмотрении вопроса об исключении общества из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2018 по делу N А32-14259/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14259/2018
Истец: Администрация муниципального образования Темрюкский район
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края, Межрайонная ИФНС N16 по Краснодарскому краю
Третье лицо: ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края