г. Вологда |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А13-7075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 01.06.2018, индивидуального предпринимателя Кузнецова Юрия Васильевича, а также его представителя Осипова С.Ю. на основании доверенности от 20.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2018 года по делу N А13-7075/2017 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кузнецову Юрию Васильевичу (место нахождения: 162260, Вологодская обл.; ОГРНИП 309353528100013, ИНН 352101038364; далее - Предприниматель), администрации Харовского муниципального района Вологодской области (место нахождения: 162250, Вологодская обл., Харовский р-н, г. Харовск, пл. Октябрьская, д. 3; ОГРН 1023501481838, ИНН 3521001707; далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Вологодское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие" (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 7а, оф. 3а; ОГРН 1123529001276, ИНН 3507308694; далее - Предприятие) о признании недействительными пунктов 1 постановления Администрации от 13.05.1992 N 195 и постановления Администрации от 25.05.1993 N 196, государственного акта от 28.05.1993 N ВО-23-00072, результатов межевания и кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10; о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования и права собственности Предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576), общество с ограниченной ответственностью "Харовский Лес" (место нахождения: 162250, Вологодская обл., Харовский р-н, г. Харовск, пер. Производственный, д. 3; ОГРН 1093535000437, ИНН 3521005772).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2018 года в удовлетворении заявления Департаменту отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие вывода суда о том, что рабочие материалы лесоустройства не являются обязательными нормативно-техническими документами и не могут служить доказательствами пересечения границ спорных участков, нормам действующего лесного законодательства, в том числе Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516. Указывает, что границы государственного лесного фонда устанавливаются и определяются на основании материалов лесоустройства. Спорный земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10 из земель сельскохозяйственного назначения является частью лесного участка с кадастровым номером 35:12:0000000:197, находящимся в федеральной собственности. Лесное законодательство1992 года, равно как и действующее в настоящее время лесное и земельное законодательство, не предусматривают возможность передачи лесов в постоянное (бессрочное) пользование. Считает, что положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) к спорным правоотношениям не применяются. Распоряжение земельными участками лесного фонда не входит в компетенцию органов местного самоуправления и нарушает интересы собственника - Российской Федерации; предоставление земельного участка Предпринимателю произведено Администрацией неправомерно с превышением предоставленных полномочий.
Отзывы на жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
Администрация, Предприятие и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя Департамента, Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 13.05.1992 N 195 "О предоставлении земельного участка гражданину Кузнецову Юрию Васильевичу" Кузнецову Ю.В. бесплатно предоставлен земельный участок площадью 25,12 га, в том числе в собственность - 14,12 га, в бессрочное пользование - 11 га, в границах, указанных на чертеже, для ведения крестьянского хозяйства.
На основании данного постановления Кузнецову Ю.В. 13.05.1993 выдан государственный акт N ВО-23-00072 на землю о том, что ему предоставлено 25,12 га земли, в том числе в собственность - 14,12 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 11 га в границах, указанных на чертеже, для ведения крестьянского хозяйства. Приложением к государственному акту является экспликация земель, в которой отражено, что в собственность предоставляется 14,12 га, в том числе 14,12 га - сельскохозяйственные угодья: 7,40 га - пашни, 6,25 га - сенокосы, 0,46 га - пастбища; в постоянное (бессрочное) пользование 11,0 га, в том числе 10,74 га - лесов и кустарников, 0,06 га - под водой, 0,20 га - других земель.
Постановлением Администрации от 25.05.1993 N 196 "Об уточнении государственного учета по крестьянскому хозяйству Кузнецова Ю.В." пункт 1 постановления от 13.05.1992 N 195 изложен в новой редакции: "Предоставить Кузнецову Ю.В. для организации крестьянского хозяйства земельный участок, общей площадью 25,12 га: в собственность бесплатно - 14,12 га, из них сельскохозяйственных угодий - 14,12 га: пашни - 7,40 га, сенокосов - 6,26 га, пастбищ - 0,46 га; в бессрочное пользование - 11 га, из них лес - 9,64 га, кустарник - 1,1 га, под водой - 0,06 га, под дорогой - 0,20 га, изымаемых из земель колхоза "Рассвет" возле деревни Попчиха Михайловского сельского Совета".
Предприниматель в 2014 году провел межевание земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, а впоследствии 05.03.2015 зарегистрировал право собственности на данный земельный участок, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для организации крестьянского хозяйства, расположенный по адресу: Вологодская обл., Харовский р-н, Михайловский с/с, тер. возле д. Попчиха.
Судом также установлено, что в настоящее время на спорном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 35:12:0502003:34, принадлежащий на праве собственности Предпринимателю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 35-АБ N 363978, и хозяйственные постройки.
Как следует из информации Кадастровой палаты, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Реестр) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:12:0502028:10, площадью 110 000 кв. м, относящемся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющем вид разрешенного пользования - для организации крестьянского хозяйства, расположенном: Вологодская обл., Харовский р-н, возле д. Попчиха Михайловского с/с. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10 является ранее учтенным объектом недвижимости. Сведения о данном земельном участке внесены в Реестр 21.02.2006 на основании оценочной описи земельных участков в границах кадастрового квартала 35:12:0502028 (утверждена руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Вологодской области 28.12.2004).
В оценочную опись земельных участков в границах кадастрового квартала 35:12:0502028 сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:12:0502028:10 внесены на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N 35:12:0502028 (межселенная территория и ГЛФ) по состоянию на 01.06.2004, утвержденного 23.06.2004 главным специалистом комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Грязовецкому, Междуреченскому и Харовскому районам.
В указанном перечне ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N 35:12:0502028 содержатся сведения о земельном участке площадью 110 000 кв. м, относящемся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного пользования - для организации крестьянского хозяйства (постановление от 13.05.1992 N 221), расположенном: возле д. Попчиха Михайловского с/с, предоставленном в пользование Кузнецову Юрию Васильевичу (документ-основание - государственный акт от 25.05.1992 N ВО-23-00016; постановление от 13.05.1992 N 221).
Согласно письму общества с ограниченной ответственностью "ВологдаЛесПроект" (далее - ООО "ВологдаЛесПроект") от 15.12.2016 N 87, адресованному Департаменту, земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10, переданный в собственность Предпринимателю для организации крестьянского хозяйства, пересекается с землями лесного фонда, а именно, в Харовском лесничестве, Ильинском участковом лесничестве, СХК "Рассвет", квартал 19, выделы 1 ч, 2 ч, 8 ч. Площадь пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 с землями лесного фонда согласно фрагменту графического наложения составляет 6,88 га.
Департамент, ссылаясь на неправомерное образование земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 на землях лесного фонда, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отказывая департаменту в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик 1977 года, статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
На основании статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В 2007 году осуществлена перерегистрация ранее зарегистрированных прав на участки лесного фонда и получено свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на лесной участок в составе земель лесного фонда от 17.12.2007 серии 35-СК N 354925 в отношении лесного участка, общей площадью 1266560000 кв. м.
Департамент в обоснование заявленных требований ссылается на то, что спорный лесной участок входит в состав лесного участка, общей площадью 1266560000 кв. м, находящегося в собственности Российской Федерации, и являющегося ранее учтенным. Указывает, что факт наложения границ спорного земельного участка на материалы лесоустройства Харовского лесничества 1998 года подтвержден сведениями ООО "ВологдаЛесПроект", фрагментом графического наложения границы земельного участка на материалы лесоустройства Харовского лесничества 1998 года.
Между тем суд первой инстанции, изучив представленные документы, пришел к верному выводу о том, что сведения о картографическом совмещении, подготовленные с использованием данных государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 35:12:0502028:10 и на основании рабочих материалов лесоустройства, не являются достоверным доказательством, подтверждающим фактическое пересечение границ спорных участков.
Соответствующая землеустроительная экспертиза в рамках настоящего спора не проводилась, тогда как суд разъяснял сторонам право на заявление ходатайства о ее назначении.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Департаменту стало известно о пересечении принадлежащего Предпринимателю земельного участка с землями лесного фонда 15.12.2016 из письма ООО "ВологдаЛесПроект".
Вместе с тем с требованием о признании недействительными пунктов 1 постановлений Администрации от 13.05.1992 N 195, от 25.05.1993 N 196, о признании недействительным государственного акта от 28.05.1993 N ВО-23-00072 заявитель обратился в суд 26.05.2017.
При таких фактических обстоятельствах дела и исходя из правовых позиций, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 19.04.2007 N 271-О-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8673/07, суд пришел к верному выводу о пропуске Департаментом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела также следует, что Кадастровой палатой в 2014 году осуществлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 в связи с уточнением описания местоположения границ и площади. Согласно информации Кадастровой палаты документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10, соответствовали требованиям действующего законодательства; основания для принятия в соответствии со статьями 26 и (или) 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01.01.2017, решения о приостановлении и (или) об отказе осуществления кадастрового учета у органа кадастрового учета отсутствовали.
Таким образом, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 осуществлен филиалом Кадастровой палатой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку решения и действия (бездействия) Кадастровой палаты по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 в порядке главы 24 АПК РФ заявителем не оспариваются, оснований для удовлетворения требования о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 не имеется.
Правовых оснований для признания недействительными результатов межевания (образования) земельного участка с кадастровым номером 35:12:0502028:10 также не имеется. В удовлетворении заявления Департамента в указанной части отказано судом правомерно.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно также руководствовался нормами Закона N 208-ФЗ и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.09.2017 N 1793-О.
Так, в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 280-ФЗ в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ).
Как указано в Определении N 1793-О, федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Реестре, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Реестре, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В данном случае право собственности Предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10 зарегистрировано в Реестре 05.03.2015. На данном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом, построенный Предпринимателем в 2000 году.
С учетом изложенного и исходя из приведенных положений Закона N 280-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Департамента о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования и права собственности Кузнецова Юрия Васильевича на земельный участок с кадастровым номером 35:12:0502028:10.
Доводы, приведенные Департаментом в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2018 года по делу N А13-7075/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.