город Ростов-на-Дону |
|
21 августа 2018 г. |
дело N А32-4778/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ЖСК "Славянка": представитель Дрижжа В.А. по доверенности от 20.06.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Славянка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.03.2018 по делу N А32-4778/2018, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
к Жилищно-строительному кооперативу "Славянка"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении жилищно-строительного кооператива "Славянка" (далее - ЖСК "Славянка", кооператив) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 19.12.2017 N 13 -Ю-46-АИ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2018 ЖСК "Славянка" привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 коп. Решение мотивировано наличием в действиях кооператива состава административного правонарушения, отсутствием нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, оснований признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищно-строительный кооператив "Славянка" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе кооператив указывает, что о нарушении своих прав и законных интересов заявитель смог узнать только после получения постановления о возбуждении исполнительного производства - 25.06.2018, что исключило возможность обжалования решения суда в установленный законом процессуальный срок.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЖСК "Славянка" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Славянской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при организации строительства многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97 "и" и Октябрьская, 95 "в".
При проведении проверки было установлено, что администрацией муниципального образования Славянский район 01.12.2016 ЖСК "Славянка" выдано разрешение N 23-RU23528000-305-2016 на строительство объекта капитального строительства "Малоэтажный многоквартирный жилой дом" с основными проектными характеристиками: общая площадь здания - 1196,0 м2; общая площадь квартир жилого здания за исключением балконов, лоджий, веранд - 1014,6 м2; жилая площадь - 497,4 м2; объем - 6400 м3; количество этажей - 3 шт.; количество квартир - 24 шт.
Между тем, по адресу: Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97в кооперативом осуществляется строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома с параметрами, превышающими установленным в выданном разрешении на строительство.
Так, вместо трехэтажного многоквартирного жилого дома кооперативом возводится четырехэтажный многоквартирный жилой дом.
Материалы проверки направлены Славянской межрайонной прокуратурой в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Указанные материалы поступили в административный орган 09.10.2017.
На основании материалов проверки административным органом сделан вывод, что ЖСК "Славянка" на земельном участке по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97в осуществляется строительство четырехэтажного многоквартирного жилого дома без полученного в установленном законном порядке разрешения на строительство объекта капитального строительства с такими параметрами.
19.12.2017 ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ЖСК "Славянка" составлен протокол об административном правонарушении в строительстве N 13-Ю-46-АИ, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя кооператива.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ЖСК "Славянка" уведомлено телеграммой департамента от 11.12.2017 N 69.13-98/17-01.
Усматривая в действиях кооператива событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, заявитель просит суд привлечь кооператив к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство.
В части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) дано понятие разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что администрацией муниципального образования Славянский район 1 декабря 2016 года ЖСК "Славянка" выдано разрешение N 23-RU23528000-305-2016 на строительство объекта капитального строительства "Малоэтажный многоквартирный жилой дом" с основными проектными характеристиками: общая площадь здания - 1196,0 м2; общая площадь квартир жилого здания за исключением балконов, лоджий, веранд - 1014,6 м2; жилая площадь - 497,4 м2; объем - 6400 м3; количество этажей - 3 шт.; количество квартир - 24 шт.
Между тем, по адресу: Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97в кооперативом осуществляется строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома с параметрами, превышающими параметры, установленные в выданном разрешении на строительство: вместо трехэтажного многоквартирного жилого дома возводится четырехэтажный многоквартирный жилой дом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях кооператива объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является доказанным.
Вина кооператива в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела. Кооперативом не представлено доказательств принятия всех необходимых мер по соблюдению градостроительного законодательства.
Наличие всех названных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Нарушение административным органом процедуры проведения проверки и требований статей 25.1, 25.4, 25.5, 28.1, 28.2 КоАП РФ судом не установлено. Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Суд при рассмотрении дела правомерно не усмотрел оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного; доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно посчитал возможным привлечь кооператив к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не принимаются доводы апелляционной о том, что на момент проверки не имеются доказательств превышение параметров, установленных разрешением на строительство, по следующим основаниям.
Доказательством нарушения параметров строительства являются материалы, представленные Славянской межрайонной прокуратурой, которой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при организации строительства многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97 "и" и Октябрьская, 95 "в".
При проведении проверки было установлено, что администрацией муниципального образования Славянский район 01.12.2016 ЖСК "Славянка" выдано разрешение N 23-RU23528000-305-2016 на строительство объекта капитального строительства "Малоэтажный многоквартирный жилой дом" с основными проектными характеристиками: общая площадь здания - 1196,0 м2; общая площадь квартир жилого здания за исключением балконов, лоджий, веранд - 1014,6 м2; жилая площадь - 497,4 м2; объем - 6400 м3; количество этажей - 3 шт.; количество квартир - 24 шт.
Между тем, по адресу: Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Октябрьская, 97в кооперативом осуществляется строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома с параметрами, превышающими установленным в выданном разрешении на строительство.
Так, вместо трехэтажного многоквартирного жилого дома кооперативом возводится четырехэтажный многоквартирный жилой дом.
В суд апелляционной инстанции ЖСК "Славянка" было представлено разрешение на строительство четырех этажного жилого дома от 05.03.2018.
Следовательно, на момент проверки и составления протокола от 19.12.2017 разрешение на строительство четырех этажного жилого дома у ЖСК "Славянка" отсутствовало.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2018 по делу N А32-4778/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.