г. Пермь |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А60-10704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Муравьевой Е.С.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2018 года
по делу N А60-10704/2018,
принятое судьей Сидорской Ю.М.,
по заявлению Акционерного коммерческого банка "Абсолют Банк" (Публичное акционерное общество) (ОГРН 1027700024560, ИНН 7736046991)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации договора аренды помещений,
установил:
Акционерного коммерческого банка "Абсолют Банк" (Публичное акционерное общество) (далее - банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды помещения от 01.09.2017, заключенного между банком и ЗАО "Уралгеолстром", выраженного в уведомлении от 26.10.2017 N 66/001/311/2017-2692; обязании заинтересованное лицо восстановить нарушенные права банка, в том числе произвести государственную регистрацию договора аренды.
Решением суда от 23.05.2018 заявленные требования удовлетворены, действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды нежилого помещения от 01.09.2017, заключенного между банком и ЗАО "Уралгеолстром", выраженные в уведомлении от 26.01.2018 N 66/001/311/2017-2692, признаны незаконными; на регистрирующий орган возложена обязанность восстановить нарушенные права банка путем осуществления государственной регистрации договора аренды нежилого помещения от 01.09.2017.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель настаивает на том, что решение принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, полагает отказ в государственной регистрации договора аренды законным, поскольку на регистрацию не представлен технический план для осуществления государственного кадастрового учета части помещения при регистрации договора аренды это части.
Банк отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, банк 24.10.2017 обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды от 01.09.2017 нежилых помещений под номерами N 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, общей площадью 178, 9 кв. м, расположенных на 1 этаже здания, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, проспект Ленина, 20. Срок аренды помещений по договору аренды составляет 5 лет (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.09.2017).
Решением от 26.10.2017 N 66/001/6311/2017-2692 осуществление действий по государственной регистрации договора приостановлено на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). Основанием для приостановления со ссылкой на пункт 5 ст. 44 Закона о регистрации послужило то обстоятельство, что указанная часть объекта недвижимого имущества не стоит на кадастровом учете.
Решением от 26.01.2018 N 66/001/311/2017-2692 регистрирующий орган отказал в проведении государственной регистрации на основании статьи 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации.
Полагая, что действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в понимании части 3 статьи 1 Закона о регистрации - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации определен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 4 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрены перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 статьи 29 этого же Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, нежилое помещение с кадастровым номером: 66:41:0704007:206, общей площадью 987,1 кв. м, принадлежит банку на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2004 сделана запись регистрации N 66-66-01/01-149/2004-101.
По договору аренды от 01.09.2017 банк передал ЗАО "Уралгеолстром" лишь часть недвижимого имущества общей площадью 178,9 кв. м, являющейся частью нежилого здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, проспект Ленина, 20, и включает в себя в соответствии с планом 1 этажа из кадастрового паспорта помещения, копия которого является Приложением N 1 к настоящему договору, следующие помещения: этаж - 1, номера помещений на поэтажном плане: 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 (л.д. 30 т. 1).
В статье 44 Закона о регистрации установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости.
Согласно части 5 названной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
То есть в силу прямого указания Закона о регистрации, постановка на государственный кадастровый учет такой части осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на указанные помещения без соответствующего заявления.
Доводы регистрирующего органа о том, что основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации должен быть технический план на эту часть здания, отклоняются судом, поскольку в данном случае основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона и в корреспонденции с п. 5 ст. 44 Закона является сам договор аренды.
При этом в ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения о передаваемой в аренду части, так как право собственности заявителя на все здание ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а само здание ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Представленные на регистрацию с договором документы, являющиеся приложением к договору, позволяли идентифицировать передаваемые помещения, следовательно, регистрирующий орган мог осуществить кадастровый учет и без составления отдельного технического плана на помещения, передаваемые в аренду.
При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания с одновременным осуществлением кадастрового учета этой части при наличии у регистрирующего органа кадастрового паспорта на весь объект.
Как установлено судом первой инстанции, в договоре аренды стороны согласовали и описали являющееся предметом договора аренды недвижимое имущество (номера помещений, их площадь и расположение), приложив к договору кадастровый паспорт на все здание, принадлежащее арендодателю на праве собственности, и отметив на нем помещения, которые переданы в аренду, текстовое описание арендуемой части содержится в п. 1.1 договора аренды, что позволяет с должной степенью достоверности идентифицировать объект аренды.
Предмет аренды сторонами согласован, разногласий относительно местоположения, границ и площади нежилых помещений между сторонами договора не имелось.
При наличии таких обстоятельств и с учетом правовой позиции, сформулированной вышестоящими судебными инстанциями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 N 305-Э18-8780), суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда о том, что непредставление технического плана помещений, передаваемых в аренду, не свидетельствует о невозможности регистрации договора аренды, а следовательно не имелось оснований для приостановления государственной регистрации, а в последующем - для отказа в ее проведении.
При таких обстоятельствах, действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды верно признаны судом первой инстанции не соответствующими требованиям Закона о регистрации.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу изложенного выше.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Решение суда от 23.05.2018 следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2018 года по делу N А60-10704/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.