Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф08-9327/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2018 г. |
дело N А32-11614/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от заявителя: представителя Сергеева Р.М. по доверенности от 22.12.2017;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представителя Тимошенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 по делу N А32-11614/2018 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третье лицо: Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края об отмене отказа, принятое в составе судьи Любченко Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 25.12.2017 N 23/001/001/823/2017-1032,1033 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0205052:805 помещения N 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, 9-11, 14-16, 22, 22.1, 22.2, 23, 25-28 первого этажа, лит. "A", "Al", "А2" "A3", общей площадью 372.7 кв. м, расположенный по адресу: по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95; об обязании управления осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0205052:805 помещения N 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, 9-11, 14-16, 22, 22.1, 22.2, 23, 25-28 первого этажа, лит. "A", "Al", "А2" "A3", общей площадью 372.7 кв. м, расположенный по адресу: по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края (далее - управление ЗАГС).
Решением суда от 31.05.18г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что у управления отсутствовали достаточные правовые основания для отнесения заявленных на государственную регистрацию объектов к объектам вспомогательного назначения.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 21 "Об утверждении перечня объектов казны муниципального образования город Краснодара, передаваемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1208-р "Об утверждении перечня имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципальных образований Краснодарского края в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", актом приема-передачи имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в государственную собственность Краснодарского края, переданы нежилые помещения NN 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, 9-11, 14-16, 22, 22.1, 22.2, 23, 25 первого этажа, лит. "А", "А1", "А2", общей площадью 299,3 кв.м., расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95. Спорное имущество и имущество, права на которое уже зарегистрированы за управлением ЗАГС, составляют единый имущественный комплекс.
Помещения N 26, 27, 28 лит. "A3" являются вспомогательными по отношению к основному зданию лит. "А" и обеспечивают функциональное использование ключевого объекта недвижимости для целей, определенных положением управления ЗАГС, связаны с основным строением общим назначением, имеют вспомогательное значение, предназначены для обслуживания главной вещи, а, следовательно, должны следовать судьбе главной вещи, т.е. принадлежать на праве собственности Краснодарскому краю и праве оперативного управления управлению ЗАГС.
В отзыве на апелляционную жалобу управление ЗАГС поддерживает доводы жалобы департамента, просит ее удовлетворить, решение суда отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления ЗАГС поддержал доводы апелляционной жалобы департамента, также просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей департамента и управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 N 32 п. 21 "Об утверждении перечня объектов казны муниципального образования город Краснодар, передаваемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1208-р "Об утверждении перечня имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципальных образований Краснодарского края в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе", актом приема-передачи имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в государственную собственность Краснодарского края, переданы нежилые помещения N 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, 9-11, 14-16, 22, 22.1, 22.2, 23, 25 первого этажа, лит. "A", "Al", "А2", общей площадью 299,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95 (далее - нежилые помещения).
Указанная передача имущества осуществлена в рамках статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой решения о передаче являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни, следовательно, право государственной собственности Краснодарского края возникло с момента подписания акта приема - передачи.
Согласно справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 25.04.2016 N 680 объект недвижимости, расположенный по адресу: по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95 (Ранее ул. Шаумяна, 87) представлял собой домовладение и относился к государственной собственности на основании регистрационного удостоверения от 30.08.1948 N 163. Об этом же свидетельствует разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201038:38 - многоквартирный одноэтажный жилой дом, на котором находится спорный объект недвижимости.
В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд являлся муниципальной собственностью.
Таким образом, в результате разграничения собственности в Российской Федерации, нежилые помещения были отнесены к муниципальному уровню собственности. В этой связи, права муниципального образования на переданное недвижимое имущество в государственную собственность Краснодарского края возникли в силу закона.
Приказом департамента от 29.05.2008 N 553 "О закреплении государственного имущества Краснодарского края на праве оперативного управления за управлением записи актов гражданского состояния Краснодарского края" нежилые помещения закреплены за управлением ЗАГС.
Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0205052:805 помещения N 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, 9-11, 14-16, 22, 22.1, 22.2, 23, 25-28 первого этажа, лит. "A", "Al", "А2" "A3", общей площадью 372.7 кв. м, расположенный по адресу: по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95.
Уведомлением от 25.09.2017 г. N 23/001/001/823/2017-1032,1033 государственный регистратор сообщил департаменту о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на срок до 25.12.2017 г., со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на помещения N 26, 27, 28 лит. "A3".
В связи с тем, что департаментом в установленные сроки не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации, сообщением от 26.12.2017 г. N 23/001/001/823/2017-1032,1033 управление Росреестра отказало департаменту в регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимого имущества на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимого имущества незаконным, Департамент обжаловал его в суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда об отказе в удовлетворении требований департамента по следующим основаниям.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 69 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", (далее - Федеральный закон 21.07.1997 N 122-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Аналогичные нормы также содержаться в Федеральном Законе N 218-ФЗ.
Согласно ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Как установлено судом первой инстанции, в управление Росреестра поступило заявление Департамента о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения: 6,6/1, 8,8/1,8/2,9-11,14-16,22,22/1,22/2,23,25-28 первого этажа, лит. "A", "Al", "А2" "A3", общей площадью 372.7 кв. м, расположенные по адресу: по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 95.
Из материалов дела следует, Департаментом на государственную регистрацию права собственности были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права на недвижимость от 13.09.2017, доверенность от 04.08.2017, паспорт, приказ от 29.05.2008, акт от 22.04.2008, распоряжение от 29.12.2007, что подтверждается описью документов от 13.09.2017 г.
Так как согласно Приказу N 553 Департамента от 29.05.2008 г. и акту приема передачи от 22.04.2008 г., Распоряжения N 1208-р от 29.12.2007 г. заявителю были переданы только помещения: 6,6/1, 8,8/1,8/2,9-11,14-16,22,22/1,22/2,23,25.
Как указывает Департамент в апелляционной жалобе, спорный объект является собственностью субъекта РФ Краснодарского края и принадлежит на праве оперативного управления ЗАГС.
Согласно исторической справке ГУП "Крайтехинвентаризация" по городу Краснодару, к основному строению лит. "А", в 2003 году была пристроена лит. "A3", состоящая из нежилых помещений N 26, 27, 28, общей площадью 73,4 кв. м.
Департамент, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, ссылается на то, что помещения N 26, 27, 28 лит. "A3" являются вспомогательными по отношению к основному зданию лит. "А" и обеспечивают функциональное использование ключевого объекта недвижимости для целей, определенных положением управления ЗАГС, связаны с основным строением общим назначением, имеют вспомогательное значение, предназначены для обслуживания главной вещи, а, следовательно, должны следовать судьбе главной вещи, т.е. принадлежать на праве собственности Краснодарскому краю и праве оперативного управления управлению ЗАГС.
Вместе с тем, данные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, ввиду несостоятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно техническому паспорту спорного объекта здание состоит из помещений: 6,6/1, 8,8/1,8/2,9-11,14-16,22,22/1,22/2,23,25, 26,27,28. Помещения N 26, 27, 28 являются составной и неотъемлемой частью всего нежилого здания. В материалы дела департаментом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные помещения N 26, 27, 28 выполняет вспомогательные функции по отношению к какому-либо основному зданию.
Доводы о том, что до указанные помещения возводились как вспомогательные к зданию документально не подтверждены.
Более того, в данном случае, спорные помещения не были поименованы в Распоряжении N 1208-р от 29.12.2007 г.
Доказательства возведения указанных помещений в соответствии с действующими строительными нормами и требованиями, а также доказательства того, что они не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует противопожарным, санитарным и градостроительным нормам и требованиям, правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Краснодар, в материалы дела также не представлены.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Краснодарского края в рассматриваемом случае явилось, отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимого имущества в части нежилых помещений N 26, 27, 28, общей площадью 73,4 кв. м.
Департаменту было предложено в установленный срок исправить выявленные причины, препятствующие проведению регистрационных действий. В течение представленного срока, заявителем не были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации.
Представленные для регистрации права документы нельзя признать достаточными для подтверждения права собственности Краснодарского края на испрашиваемый объект недвижимого имущества.
Департаментом в материалы дела не представлено доказательств того кем, за чей счет и когда были построены помещения N 26, 27, 28, в том числе, на основании какой разрешительной и строительно-технической документации, имелось ли разрешение на реконструкцию (строительство) помещений N 26, 27, 28, осуществлялся ли в установленном порядке ввод в эксплуатацию здания.
Не представлены данные доказательства и в суд апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
При подаче заявления на государственную регистрацию заявитель обязан соблюсти все иные формальные требования закона к этой процедуре. Государственный регистратор при правовой экспертизе представленных документов не вправе самостоятельно дать оценку обстоятельствам, предшествующим к возникновению прав или устанавливать такие обстоятельства. Не соблюдение указанных требований Закона и не представление регистратору всего перечня необходимых документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку заявитель не представил суду доказательства, подтверждающие получение Управления полного пакета документов, необходимых для регистрации, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, как совершенно обоснованно указал суд первой инстанции, департамент не лишен права повторного обращения в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением об осуществлении государственной регистрации, устранив допущенные нарушения и предоставив в распоряжение регистратора все необходимые документы.
Иные доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку по существу, сводятся к несогласию департамента с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения, иной вывод повлечь не могут.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 по делу А32-11614/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11614/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2018 г. N Ф08-9327/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК, г. Краснодар, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красодарскому краю
Третье лицо: Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края