г. Саратов |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А06-1721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 27.08.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 29.08.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 июля 2018 года по делу N А06-1721/2018 (судья Колмакова Н.Н.)
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области (ОГРН 1023001940774, ИНН 3007006977, Астраханская область, Лиманский район, п.Лиман)
к Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (Астраханская область, Лиманский район, р.п. Лиман ОГРН 1023001939531, ИНН 3007001305)
о взыскании финансовой санкции по требованию N 040S01177A0Y6CFM от 26.10.2017 в сумме 500 рублей.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области (далее - УПФР в Лиманском районе Астраханской области, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" (далее - Администрация) о взыскании финансовой санкции по требованию N 040S01177A0Y6CFM от 26.10.2017 в сумме 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 июля 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (межрайонное) не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.08.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Судом апелляционной инстанции установлено, что апелляционная жалоба по настоящему делу подана Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (межрайонное). Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 315п от 29.06.2018 (л.д. 61) права и обязанности Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской федерации в Лиманском районе Астраханской области по осуществлению деятельности на территории муниципального образования "Лиманский район" переданы Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования "Караванненский сельсовет" 07.10.2016 (в установленные сроки) представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за отчетный период - сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М "исходная". Впоследствии, 21.08.2017 Администрацией представлена форма СЗВ-М по типу "дополняющая" на еще одно застрахованное лицо за период - сентябрь 2016 года (т. 1 л.д. 38-39).
По мнению органа пенсионного фонда, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь Администрация муниципального образования "Караванненский сельсовет" предоставила недостоверные, искаженные исходные сведения за сентябрь 2016 года и, выявив ошибки в ранее представленных сведениях, произвела дополнение.
Таким образом, по результатам проверки, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица муниципального образования "Караванненский сельсовет" и составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.09.2017 N 040S18170004620 (т. 1 л.д. 10).
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ принято решение от 03.10.2017 N 040S19170005005 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 рублей, выставлено требование N 040S0177A0Y6CFM от 26.10.2017 (т. 1 л.д. 12, 5).
На основании Закона Астраханской области от 25.05.2017 N 23/2017-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований и административно-территориальных единиц "Бирючекосинский сельсовет", "Бударинский сельсовет", "Камышовский сельсовет", "Караванненский сельсовет", "Кряжевинский сельсовет", "Рабочий поселок Лиман", "Михайловский сельсовет", "Новогеоргиевский сельсовет", "Проточенский сельсовет" и "Рынковский сельсовет" и внесении изменений в Закон Астраханской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" и Закон Астраханской области "Об административно-территориальном устройстве Астраханской области" (принят Думой Астраханской области 23.05.2017) осуществлено преобразование путем объединения муниципальных образований "Бирючекосинский сельсовет", "Бударинский сельсовет", "Камышовский сельсовет", "Караванненский сельсовет", "Кряжевинский сельсовет", "Рабочий поселок Лиман", "Михайловский сельсовет", "Новогеоргиевский сельсовет", "Проточенский сельсовет" и "Рынковский сельсовет", входящие в состав муниципального образования "Лиманский район", в муниципальное образование "Рабочий поселок Лиман".
Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского поселения с административным центром в рабочем поселке Лиман.
Поскольку ответчик добровольно не исполнил требование органа Пенсионного фонда об уплате штрафа в добровольном порядке, было подано настоящее исковое заявление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что у УПФР в Лиманском районе Астраханской области не имелось оснований для взыскания с Администрации финансовых санкций.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее 10.10.2016.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Администрация муниципального образования "Караванненский сельсовет" представила в Управление исходную форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Впоследствии, Администрация, установив, что в исходных формах СЗВ-М за сентябрь 2016 года, отсутствовали сведения об 1 застрахованном лице, 21.08.2017 представила дополняющую форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого ранее сведения по названной форме не представлялись.
Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, УПФР в Лиманском районе Астраханской области признало данное обстоятельство представлением дополняющей формы на 1 застрахованное лицо с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 приведенного Закона (т. 1 л.д. 12).
При этом в резолютивной части решения состав правонарушения указан как неполнота и недостоверность представленных сведений.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент представления дополняющей формы и вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Названное письмо на момент принятия оспариваемого решения от 03.10.2017 являлось действующим, не было отменено и по своей сути являлось указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация самостоятельно выявила ошибку и подала уточненные индивидуальные сведения на своих работников.
Суд первой инстанции определением от 31.05.2018 запрашивал у Пенсионного фонда доказательства самостоятельного выявления нарушения.
Доказательств того, что именно Управление Пенсионного фонда уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено.
Кроме того, на момент составления акта проверки от 04.09.2017, Администрация уже (21.08.2017) представило уточненные сведения о начисленных страховых взносах за сентябрь 2016 года, в связи с чем, не было никаких оснований считать представленные откорректированные сведения - недостоверными.
Таким образом, руководствуясь положениями статей 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", суд апелляционной инстанции находит, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправлены Администрацией, в связи с чем, данные обстоятельства не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2017 N Ф06-26748/2017 по делу N А12-3595/2017.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Управлением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УПФР в Лиманском районе Астраханской области правовых оснований для взыскания с Администрации муниципального образования "Рабочий поселок Лиман" финансовых санкций в размере 500 рублей.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный Управлением подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Управления о взыскании финансовых санкций, у суда первой инстанции не имелось.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (межрайонное) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 июля 2018 года по делу N А06-1721/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.