г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А42-10239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17419/2018) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 по делу N А42-10239/2017 (судья Фокина О.С.), принятое по заявлению ООО " Карелприродресурс" (ул. Варламова, (Голиковка р-н), д. 72, г. Петрозаводск, Республика Карелия; ОГРН 1031000002868, ИНН 1001138331) заинтересованные лица: 1) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (ул. Пушкинская, д. 12, г. Мурманск; ул. Анохина, д. 29А, г. Петрозаводск, Республика Карелия; ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348), 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пер. Никольский, д. 9, г. Москва; ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 359 354 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:07:000000036 на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, поселок Кааламо, и предварительному согласованию предоставления указанного земельного участка, об обязании Территориального управления в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять и выдать заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 359 354 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, города Сортавала, поселок Кааламо, и решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Определением суда от 26.03.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В судебном заседании 25 мая 2018 года заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 359 354 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:07:000000036 на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, поселок Кааламо и предварительному согласованию предоставления указанного земельного участка, обязать Территориальное управление в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять и выдать заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, поселок Кааламо, площадью 359 354 кв.м, и решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 заявление ООО "Карелприродресурс" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия просит Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018изменить, изложив второй абзац обжалуемого судебного акта в следующей редакции: "Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дать поручение Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять необходимые действия по выдаче решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 359 354 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 10:07:0000000:36 на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, город Сортавала, поселок Кааламо и предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду ООО "Карелприродресурс".
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное управление ссылается на то обстоятельство, что испрашиваемый ООО "Карелприродресурс" земельный участок превышает площадь 10 гектаров, соответственно в силу пункта 4.2.23 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия Территориальное управление не вправе осуществлять полномочия собственника указанного земельного участка в отсутствие соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 31.08.2017 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 359 354 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:07:000000036 на кадастровом плане территории кадастрового квартала по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, поселок Кааламо, и согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду (земельный участок площадью 359 354 кв.м.
В обоснование заявления Общество сослалось на то обстоятельство, что является владельцем лицензии серии ПТЗ, номер 80136, которая предоставлена с целью осуществления Обществом работ по разведке и добыче габбородиоритов на участке недр "Северо-Западный участок Ранта-Мяки" с целью производства щебня. Испрашиваемый Обществом земельный участок является частью горного отвода и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 10:07:000000036 площадью 737 020,00 кв.м, собственником которого является Российская Федерация.
Письмом от 08.09.2017 N 3203 Территориальное управление уведомило Общество о направлении его заявления от 31.08.2017 N 351 в Росимущество для принятия решения об утверждении схемы земельного участка и предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Поскольку в установленный законом срок Территориальным управлением и Росимуществом заявление Общества не было рассмотрено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами, является пользователем недр.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с частью 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к пакету подлежащих представлению документов изложены в пунктах 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (1) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, указано, что территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4.2.23 данного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество на основании лицензии серии ПТЗ N 80136 осуществляет пользование недрами. Общество направило в Территориальное управление заявление от 31.08.2017 N 351 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды с приложением схемы расположения земельного участка.
Территориальное управление письмом от 08.09.2017 направило указанное письмо Общества в Росимущество, указав при этом, что в ходе первичной экспертизы представленных Обществом документов, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка, не имеется.
Поскольку Территориальное управление и Росимущество в нарушение установленного законом срока не согласовали предоставление земельного участка и не утвердили схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не направили Обществу обоснованный отказ в утверждении схемы и соответствующем согласовании, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Территориального управления относительно того, что без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом обжалуемый судебный акт не может быть исполнен, Апелляционный суд отклоняет поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, вопросы внутриведомственного взаимодействия не могут являться препятствием для получения Обществом спорного участка в аренду в установленном законом порядке, а доказательств того, что заявленные Обществом требования не соответствуют закону, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2018 по делу N А42-10239/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.