Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф09-7996/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А60-3588/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
от заявителя Администрации муниципального образования Красноуфимский округ (ИНН 6645002113, ОГРН 1026601228763): представители не явились;
от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах: Мельникова М.В. по доверенности от 09.01.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя Администрации муниципального образования Красноуфимский округ
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 мая 2018 года по делу N А60-3588/2018,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению Администрации муниципального образования Красноуфимский округ
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах
о признании недействительным предписания,
установил:
Администрация муниципального образования Красноуфимский округ (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 13.12.2017 N 01-07-02-33/2341.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация муниципального образования Красноуфимский округ обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, при этом ссылается на необоснованность выдачи предписания в отсутствие проведения проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований законодательства; полагает, что требования предписания содержат неконкретные и общие формулировки, поскольку не указаны способы осуществления мероприятий, которые должны быть выполнены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 16.07.2018, представитель Администрации муниципального образования Красноуфимский округ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.07.2018 судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 20.07.2018 с 09 час. 15 мин. При этом заинтересованному лицу Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах предложено представить в суд апелляционной инстанции письменные пояснения по доводам апелляционной жалобы и документы, подтверждающие данные пояснения (в том числе, документы, подтверждающие проведение эпидемиологического расследования по случаям, указанным в предписании).
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, вынесенным в составе судей Варакса Н.В., Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю., судебное заседание суда апелляционной инстанции отложено на 20.08.2018.
20.08.2018 судьи Гладких Е.О., Щеклеина Л.Ю. отсутствуют ввиду нахождения в отпуске, в связи с чем на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 произведена замена судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю. на судей Муравьеву Е.Ю., Риб Л.Х., рассмотрение дела начато сначала.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.08.2018 представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов: протокол рабочего совещания от 19.12.2017, акт обследования N 02-07-04-16/1413 от 17.11.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/2103 от 10.11.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 2424 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-07-16/1243 от 28.09.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/1738 от 22.09.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 1917 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-04-16/1431 от 17.12.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/2294 от 19.06.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 1303 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-04-16/1447 от 13.12.2017, карта эпидемиологического обследования N1592 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, карта эпидемиологического обследования N 1669 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-07-16/1319 от 19.10.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/1924 от 18.10.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 2190 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-07-16/1320 от 20.11.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/2021 от 02.11.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 2331 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-04-16/1412 от 17.11.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/2104 от 10.11.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 2425 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, акт обследования N 02-07-07-16/1594 от 04.12.2017, предписание о проведении экспертизы N 01-07-02-33/2106 от 10.11.2017, приложение N 1 к предписанию, карта эпидемиологического обследования N 2421 очага инфекционного заболевания, санитарно-гигиеническая характеристика локальных очагов, протокол лабораторных испытаний N 6154 от 10.11.2017, протокол лабораторных испытаний N 6361 от 10.11.2017, протокол лабораторных испытаний N П-265 от 05.03.2018.
Данное ходатайство рассмотрено в судебном заседании суда апелляционной инстанции и удовлетворено, указанные выше документы приобщены к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в адрес Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ выдано предписание от 13.12.2017 N 01-07-02-33/2341 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которым предписано выполнить следующие мероприятия:
- п. 1 обеспечить организацию и проведение сплошной домовой дератизации против мышевидных грызунов на всех объектах на территории населенных пунктов п.Сарана, д.Зауфа, д.Верх-Никитино, д.Саргая, п.Березовая Роща;
- п. 2 обеспечить организацию и проведение профилактических дератизационных мероприятий (барьерной дератизации) против мышевидных грызунов на расчищенной территории населенных пунктов п.Сарана, д.Зауфа, д.Верх-Никитино, д.Саргая, п.Березовая Роща, в планово-систематическом режиме осенью и весной;
- п. 3 организовать и провести подготовительные работы на территории Красноуфимского округа:
благоустройство территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее 50 метров),
проведение инвентаризации ветхих строений в пригородных зонах и решение вопросов об их сносе,
ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садово-огородным кооперативам, оздоровительным учреждениям;
- п. 4 организовать проведение работ на территории Красноуфимского округа по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведению в них мероприятий в планово-систематическом режиме;
- п. 5 организовать проведение дератизации на объектах сельского хозяйства в планово-систематическом режиме в весенне-осенний период;
- п. 6 организовать систематическую работу по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты;
- п. 7 организовать проведение влажной дезинфекции в домашних очагах, в которых обнаружен положительный результат у грызунов вируса ГЛПС (п.Березовая Роща, ул.Загородная, д.7 и д.Верх-Никитино, ул.Центральная, д.15).
При этом письмом от 28.02.2018 Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах направил в адрес Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ информацию о том, что главным государственным санитарным врачом по городу Красноуфимск, Красноуфимскому, Ачитскому и Артинскому районам принято решение об исключении из предписания п. 7, а также об исключении из п. 2 слов "барьерной дератизации".
Не согласившись с данным предписанием, Администрация муниципального образования Красноуфимский округ обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Из содержания ч. 7 ст. 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В п. 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Доводы Администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о необоснованности выдачи оспариваемого предписания в отсутствие проведения проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований законодательства судом отклоняются, поскольку из содержания документов, представленных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в суд апелляционной инстанции (карт эпидемиологических обследований инфекционного заболевания, санитарно-гигиенических характеристик локальных очагов, актов обследования) следует, что в рассматриваемом случае фактически проводилось расследование причин каждого случая возникновения инфекционного заболевания, по результатам которых составлена справка (заключение) о заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории ГО Красноуфимск и МО Красноуфимский округ за текущий период 2017 года, в которой отражено, что в течение 2017 года отмечается высокая интенсивность эпидемиологического процесса и вспышечная заболеваемость среди населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (далее ГЛПС). По состоянию на 12.12.2017 зарегистрировано среди населения г. Красноуфимск и Красноуфимского района 40 случаев заболеваний ГЛПС. Интенсивный показатель составил 60,6 на 1000 тыс. населения, что в 6 раз выше показателя с аналогичного периода прошлого года и в 5,4 раз выше средне многолетнего уровня. По результатам обследования очагов инфекционных заболеваний, сбора эпидемиологического анамнеза заболевших, результатов лабораторных исследований грызунов и выявления инфицированных грызунов хантавирусом, подтверждена природная очаговость ГЛПС. Территориями высокого эпидемиологического риска с учетом географического расположения являются населенные пункты Красноуфимского района (п.Сарана, п. Саргая, п. Берёзовая Роща, д. Верх-Никитино) и п. Пудлинговый.
Таким образом, из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание выдано на основании информации, установленной по результатам расследования причин возникновения инфекционного заболевания, что соответствует положениям п. 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано в установленном законом порядке.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов относится, в частности, реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний.
Согласно положений ст. 6 Закона Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области (за исключением территорий, особенности организации оказания медицинской помощи населению которых устанавливаются Правительством Российской Федерации) (далее - органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов):
3) информируют население муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования на основе ежегодных статистических данных, а также информируют об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с настоящим Законом;
4) участвуют в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
6) реализуют на территории муниципального образования мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с Положением об исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления - администрации муниципального образования Красноуфимский округ (Решение Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 10.03.2006 N 192 "Об утверждении Положения об исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления администрации муниципального образования Красноуфимский округ") к полномочиям администрации муниципального образования Красноуфимский округ по решению вопросов местного значения относятся:
14) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
22) организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
30) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
42) осуществление иных полномочий, установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, иными федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом МО Красноуфимский округ и нормативными правовыми актами Думы городского округа.
В соответствии с п. 7.3, п. 7.3.1 СП 3.1.7.2614-10 "Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом" мероприятия по профилактике ГЛПС организуют: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в части:
- благоустройства территорий населенных пунктов, парков, скверов, кладбищ, оздоровительных учреждений, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) и площадей за территориями (на расстоянии не менее 50 метров);
- приведение лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях в лесопарковое состояние;
- проведение инвентаризации ветхих строений в пригородных зонах и решение вопросов об их сносе;
- ликвидацию самопроизвольных свалок, очистку от мусора, сухостоя, густого подлеска лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садово-огородным кооперативам, оздоровительным учреждениям
- организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на территории населенных пунктов, лесопарковых зон (парков, скверов), кладбищ, оздоровительных учреждений (в т.ч. баз отдыха), сельскохозяйственных объектов, мест массового отдыха и пребывания населения;
- профилактические дератизационные мероприятия против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной;
- проведение работ по обеспечению грызунонепроницаемости общественных и жилых зданий и проведение в них дератизационных мероприятий;
- проведение дератизации на объектах сельского хозяйства на территориях, эндемичных по ГЛПС, в планово-систематическом режиме;
- проведение сплошной домовой дератизации в прилегающих к природным очагам ГЛПС постройках в осенний период (октябрь - декабрь), особенно при неустойчивой погоде с оттепелями и морозами, а также санитарную очистку и дератизацию (весной и осенью) в садово-огородных кооперативах;
- организацию работы по гигиеническому воспитанию населения в средствах массовой информации о мерах профилактики ГЛПС, о проявлениях и последствиях ГЛПС, условиях заражения и обеспечения индивидуальными средствами защиты.
Представленными в материалы дела доказательствами (справка о заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории ГО Красноуфимск и МО Красноуфимский округ за текущий период 2017 года, карты эпидемиологических обследований инфекционного заболевания, санитарно-гигиенические характеристик локальных очагов, акты обследования) подтверждается, что на территории МО Красноуфимский округ сложился природный очаг по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.
При таких обстоятельствах перечисленные в предписании мероприятия подлежат исполнению органом местного самоуправления на основании п.7.3.1 СП 3.1.7.2614-10, п. 3.2. СП 3.5.3.3223-14, п. 3.1, 3.8. СП 3.5.3.3223-14, п. 8.2 СП 3.1.7.2614-10.
Доводы Администрации муниципального образования Красноуфимский округ о том, что требования предписания предполагают необоснованное использование бюджетных средств на объектах, балансодержателями которых органы местного самоуправления не являются, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку из содержания оспариваемого предписания данное обстоятельство не следует; в предписании указано лишь на необходимость органу местного самоуправления организовать проведение соответствующих мероприятий.
В связи с исключением Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области из предписания п. 7, и слов "барьерной дератизации" из п. 2 предписания, что подтверждается письмом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 27.02.2018 о внесении изменения в обжалуемый ненормативный правовой акт, в данной части права заявителя не нарушаются.
Доводы заявителя о том, что требования предписания содержат неконкретные и общие формулировки, не указаны способы осуществления мероприятий, действий которые должна осуществить Администрация МО Красноуфимский округ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку формулировка мероприятий, приведенная в предписании, указана в соответствии с положениями действующих нормативных актов, с необходимой степенью конкретизации, которая обеспечивает его исполнение.
Исследовав и оценив установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительным оспариваемого предписания не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 мая 2018 года по делу N А60-3588/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Красноуфимский округ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.