г. Киров |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А31-3371/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Косаревой К.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.05.2018 по делу N А31-3371/2017, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску муниципального унитарного предприятия города Костромы "Костромагорводоканал" (ИНН 4401000622, ОГРН 1024400535356)
к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье" (ИНН: 4401060318, ОГРН: 1064401000289),
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (далее - МУП "Костромагорводоканал", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - ООО "Заволжье", Общество, ответчик) о взыскании 127 144 руб. 01 коп. задолженности за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды за июль и август 2016 года по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 17.03.2014 N 0286.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18.05.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Заволжье" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что судом не дана надлежащая оценка доводам о том, что истец в спорный период фактически выполнял функцию исполнителя коммунальных услуг. Уточняет, что договор холодного водоснабжения и водоотведения от 17.03.2014 N 0286, а также агентский договор от 25.08.2014 N 11 подписаны с протоколом разногласий, которые в последующем не были согласованы сторонами. Считает неправильным вывод суда о письменном поручении истцу производить начисление и сбор денежных средств за коммунальные услуги. Относительно расчета объема коммунальной услуги, поданной в места общего пользования дома, заявитель указывает, что МУП "Костромагорводоканал" не представило никаких доказательств в обоснование "нулевых" начислений по индивидуальному потреблению, а также о проведении мероприятий по перерасчету в ответ на заявления жителей. Считает расчет объема сверхнормативного потребления недостоверным.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что между истцом и ответчиком фактически сложились договорные отношения по поставке коммунального ресурса, при этом, уточняя обстоятельства заключения договора ресурсоснабжения, считает договор от17.03.2014 N 0289 заключенным, ответчика исполнителем коммунальных услуг; просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, ответил на вопросы суда.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Костромагорводоканал" является гарантирующей организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса (холодной воды) в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные в городе Костроме по адресам: ул. Голубкова, 11, 11а, 1 -я Загородная, 43, 48, микрорайон Венеция, 5, 7, 9, 13, 14, 16, 18, 23, 25, 26, 27, 34, 35, 44, 56, 60, 62, микрорайон Паново, 20, 26, 32, ул. Магистральная, 57, ул. Машиностроителей, 9, 11, Березовый проезд, 4, 5, 6, 7, 8а, 10, Строительный проезд, 6, Студенческий проезд, 27, ул. Стопани, 29, ул. Строительная, 1а, ул. Проселочная, 28 (далее - спорные МКД), в отношении которых ООО "Заволжье" является управляющей организацией.
17.03.2014 на основании заявки ООО "Заволжье" истец направил в адрес ответчика проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N 0286 со сроком действия с даты его подписания до даты расторжения договора управления МКД по основаниям, установленным жилищным и гражданским законодательством, согласно которому Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства), осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать обществу (абонент) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Договор подписан ответчиком с протоколом разногласий, которые сторонами не были урегулированы.
25.08.2014 стороны заключили агентский договор N 11, по условиям которого ООО "Заволжье" (принципал) поручило, а Предприятие (агент) приняло на себя обязательство совершать от имени агента и за счет принципала юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД (далее - потребителям), находящимся в управлении принципала по договорам управления МКД (приложение N 1) и совершать все необходимые действия, связанные с исполнением договора, а принципал обязался оплачивать агенту агентское вознаграждение.
Дебиторская задолженность потребителей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, имеющаяся (возникшая) в период действия либо до даты расторжения договора, является дебиторской задолженностью абонента (пункт 1.3).
Договор вступает в силу с момента подписания и заключен на неопределенный срок (пункт 6.4).
В отсутствие заключенного договора в период с 01.07.2016 по 31.08.2016 Предприятие поставляло в спорные МКД под управлением ответчика холодную воду, в том числе на общедомовые нужды.
Для оплаты поставленного коммунального ресурса истец направил в адрес ответчика акты приема-передачи с указанием объемов холодного водоснабжения на общедомовые нужды, подписанные истцом в одностороннем порядке, и счета-фактуры от 31.07.2016 N 2952, от 31.12.2016 N 2394, а также корректировочные счета-фактуры от 11.10.2016 N 415, от 16.11.2016 N 201, согласно которым общее количество холодной воды на общедомовые нужды (сверх установленного норматива) в июле 2016 года составило 1638,196 м3 на сумму 41580,36 руб., в августе 2016 года - 3009,090 м3 на сумму 76376,13 руб.
26.01.2017 истец направил ответчику претензию, в которой потребовал погасить образовавшуюся задолженность. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявление в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность по оплате ответчиком полученных энергоресурсов и услуг следует из положений статей 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Исходя из пункта 2 указанной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Обязанность ООО "Заволжье" как исполнителя коммунальной услуги по заключению договора водоснабжения и водоотведения, по оплате ресурсов, поставленных в отношении многоквартирных домов, возникла на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Параграфом 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным жилым домом и вида исполнителя коммунальных услуг (ТСЖ, управляющая компания и т.п.) подробно урегулирован в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В той же статье перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищному законодательству неизвестны, порядок расчетов с такой организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации должен определяться положениями параграфа 6 гл. 30 названного Кодекса.
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении (многоквартирных домов), выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в том числе по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, ответчик является исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению (то есть лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги) для собственников и пользователей спорных МКД на основании п. 14, 17 Правил N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" от 29.06.2016 N 603 (далее - Постановление N 603) были внесены изменения в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и в Правила N 354.
Согласно п. 2 Правил N 124 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги (т.е. управляющая организация, ответчик).
В соответствии с п. 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 603) при наличии договоров ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, предусмотренных ч. 17 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем (управляющей организацией) подлежит заключению договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формул, предусмотренных данным пунктом.
Кроме того, Постановлением N 603 также вносятся изменения в п. 44 Правил N 354: исключается абз. 4 п. 44, устанавливающий полное распределение между потребителями объема на общедомовые нужды, в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации становится управляющая организация, а не потребители.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определен пунктом 21 (1) Правил N 124.
Факт поставки холодной воды в спорный период подтвержден актами приема-передачи с указанием объемов холодного водоснабжения на общедомовые нужды, подписанными истцом в одностороннем порядке, помимо счетов-фактур от 31.07.2016 N 2952, от 31.12.2016 N 2394 истцом выставлены корректировочные счета-фактуры.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Истцом была направлена оферта договора холодного водоснабжения и водоотведения N 0286 от 17.03.2014, однако договор ответчиком подписан с разногласиями, которые не урегулированы сторонами.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 9 п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке холодной воды на общедомовые нужды на условиях истца, соответствующих Правилам N 354 и N 124.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчик в материалы дела не представил доказательства, свидетельствующие о полной оплате задолженности за объем сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды за июль и август 2016 года суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании суммы основного долга подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом неверно начислены объемы потребленных коммунальных ресурсов, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как истцом представлены сведения и расчет объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которые подтверждены сведениями, предоставленными по запросу суда третьим лицом - АО "ЕИРКЦ" (т. 1 л.д. 130-132).
В данном расчете учтены, в том числе объемы водоснабжения, поставленные в жилые помещения, а также собственникам или владельцам нежилых помещений, входящих в многоквартирный дом, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, выполненные перерасчеты, объемы на ОДН.
Расчет объема и стоимости поставленного ресурса, потребленного на общедмовые нужды в спорный период в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, произведен на основании показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета, установленных в спорных многоквартирных домах.
Ссылка на то, что истец необоснованно применил показатель "объем перерасчетов", так как не были учтены "нулевые значения" показаний общедомовых приборов учета, подлежит отклонению, так как основанием для произведенных истцом перерасчетов послужило: временное отсутствие потребителя; представление гражданами неверных показаний индивидуальных приборов учета, либо выставления объемов по среднему и затем по нормативу в случае непредставления фактических показаний приборов учета. Перерасчеты произведены в том месяце, когда было выявлено расхождение в показаниях, поскольку иное противоречит требованиям законодательства.
Объемы индивидуального потребления рассчитаны в соответствии с формулами 1 и 4 Правил N 354, сверхнормативные объемы на общедомовые нужды рассчитаны в соответствии с п. 21(1) Правил N 124; иных формул расчета не имеется, законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации не принимать к расчетам начисленные потребителям в текущем расчетном периоде перерасчеты со знаком "нулевые значения".
Согласно п. 97 Правил N 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.
Таким образом, при предоставлении потребителями документов, указанных в п. 93 Правил N 354, существует возможность корректировки расчетов в периоде, когда подано заявление о перерасчете.
Перерасчеты объемов начислений могут быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, путем доначисления платы за коммунальные услуги.
Доначисление платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 производится исполнителем также в текущем периоде, когда в ходе проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях прибора учета были выявлены факты, являющиеся основанием для доначисления.
При таких обстоятельствах производимые истцом перерасчеты являются законными и обоснованными, не противоречащими действующему законодательству.
Таким образом, согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации становится управляющая организация, а не потребители.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств судом первой инстанции и ответчиком в апелляционной жалобе, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.05.2018 по делу N А31-3371/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.