30 августа 2018 г. |
Дело N А83-17062/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 30.08.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии представителя от Публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Йодобром" - Морозова Геннадия Николаевича, доверенность от 06.07.2016 N 34-К,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Саки Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2018 по делу N А83-17062/2017 (судья Евдокимова Е.А.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Йодобром" (296505, Республика Крым, г. Саки, ул. Заводская, д.86)
заинтересованное лицо - Администрация города Саки Республики Крым (296500, Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д.15)
о признании незаконным постановления,
установил:
публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Йодобром" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Саки, в котором просит признать незаконным Постановление от 24.07.2017 N 954 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка ПАО "НПО "Йодобром".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2018 по делу N А83-17062/2017 заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Саки Республики Крым от 24.07.2017 N954 "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка Публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Йодобром". Обязано Администрацию города Саки Республики Крым утвердить схему расположения земельного участка на плане территории, приложенную к заявлению Публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Йодобром" от 27.06.2017 г. и повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Заводская, 86, площадью 47993 кв.м. Взысканы с Администрации города Саки Республики Крым в пользу Публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Йодобром" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Возвращена Публичному акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Йодобром" из Федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000,00 руб., уплаченная платежным поручением N778 от 19.10.2017.
Полагая, что указанное решение принято судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права, Администрация города Саки Республики Крым обжаловала его в апелляционном порядке, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Публичное акционерное общества "Научно-производственное объединение "Йодобром" указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения
В судебное заседание 23.08.2018 Администрация города Саки Республики Крым, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусматривает в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельства о праве собственности от 07.07.2009 ПАО "НПО "Йодобром", является собственником зданий и сооружений, расположенных на земельном участке по адресу г. Саки, ул. Заводская, 86.
27.06.2017 ПАО "НПО "Йодобром" обратилось в Администрацию города Саки Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 47993 кв.м. в г. Саки, ул. Заводская, 86.
Постановлением от 24.07.2017 N 954 Администрацией города Саки было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка ПАО "НПО "Йодобром", в связи с отсутствием утвержденных зон санитарной охраны предприятия, так как испрашиваемый земельный участок граничит с зоной Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками и зоной Р-1 - зона городской рекреации.
Не согласившись с вышеуказанным решением административного органа, общество обжаловало его в судебном порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
Согласно ч. 1 статьи 11.2., п. 3 ч. 1 статьи 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.2-4 ст. 11.10. ЗК РФ).
Частью 12 статьи 11.10. ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 16 статьи 11.10. Земельного кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением Администрацией города Саки от 04.04.2017 N 473 (далее - Административный регламент) исчерпывающими основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: 1) Представление (направление) заявления неустановленной формы; 2) Непредставление документов, предусмотренных подпунктами 12.1-12.9 настоящего регламента; 3) Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 4) Земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 5) Земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания Порядка подготовки, согласования и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденного Решением Сакского городского совета от 24.04.2015 N 1-23/6 (далее - Порядок), установлено следующее, что для утверждения Схемы расположения земельного участка (далее - Схема) Заинтересованное лицо обращается в администрацию города Саки Республики Крым с заявлением об утверждении Схемы. Заявление об утверждении Схемы (далее- Заявление) должно содержать: Имя (наименование) заявителя; Просьбу об утверждении Схемы; Адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; Сведения о месторасположении земельного участка, его площади и цели использования.
Одновременно с заявлением заявителем предоставляются следующие документы (пункт 3.7.): Копия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность ( в том числе копия страницы, подтверждающей место прописки)- для физических лиц, копии уставных документов- для юридических лиц; Доверенность (если с заявлением обращается представитель заявителя); Три экземпляра Схемы; В случае наличия объектов капитального строительства (здания, строения, сооружения) - документ о государственной регистрации прав заявителя на объекты, расположенные на земельном участке, либо иные документы о правах на недвижимое имущество выданные до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно пункту 3.8. Порядка одновременно с заявлением заявителем могут предоставляться следующие документы: Кадастровый паспорт объекта недвижимости и технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 21 марта 2014 года; Технико-экономическое обоснование использования земельного участка (в случае предоставления земельного участка для строительства); Иные документы по желанию Заявителя.
Администрация города Саки Республики Крым в срок не более тридцати дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений (пункт 3.9.): Об утверждении Схемы; Об отказе в утверждении Схемы по основаниям, установленным законом и настоящим Порядком.
Порядком установлено, что основанием для отказа в утверждении Схемы является: 3.10.1. Несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с настоящим Порядком; 3.10.2. Полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек; 3.10.3. Разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; 3.10.4. Несоответствие Схемы материалам и сведениям, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка.
Распорядительный акт об отказе в утверждении Схемы должен содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты (пункт 3.3 Порядка).
При рассмотрении указанного дела установлено, что Решением N 1-44/2 от 29.01.2016 очередной 44 сессии первого созыва Сакского городского совета "Об утверждении правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым" утверждены Градостроительные регламенты муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.
Согласно Приложению к Правилам землепользования и застройки, испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне размещения производственно-коммунальных объектов (категория П-1 - промышленные зоны предприятий).
Постановлением Администрации г. Саки N 1104 от 12.08.2016, земельному участку, расположенному по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Заводская, 86, для передачи ПАО "НПО "Йодобром" для обслуживания зданий и сооружений в соответствии со свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 07.07.2009 г. определены: категорию земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: производственная деятельность (6.0); обеспечение научной деятельности (3.9).
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.
Таким образом, формирование площади санитарной зоны не возможно без установления границ земельного участка, поскольку согласно названым положениям, в рассматриваемом случае границы санитарной зоны устанавливаются от границ земельного участка предприятия, с учетом местонахождения источников воздействия на промышленной площадке.
При этом представление утвержденных зон санитарной охраны предприятия, при обращении в административный орган для утверждения схемы расположения земельного участка не предусмотрено земельным законодательством, а также Порядка подготовки, согласования и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, заявитель подал заявление по форме, утвержденной Административным регламентом, и с приложением установленных этим регламентом документов с целью использования земельных участков - производство химических веществ.
Как указано выше, ПАО "НПО "Йодобром", имея в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду. Право собственности заявителя на данные объекты в установленном законом порядке никем не оспорено.
Кроме того, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка может быть принято при наличии оснований, предусмотренных части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и должно быть обоснованным.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение администрации, оснований, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит.
Такое основание как "отсутствие утвержденных зон санитарной охраны предприятия" в п. 16. ст. 11.10 ЗК РФ отсутствует.
Судебная коллегия также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что выдача утвержденной схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем действий по представлению земельного участка заявителю в порядке статьи 39.6 ЗК РФ.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа.
Вопрос о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка, подлежит разрешению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о несоответствии постановления Администрации города Саки от 24.07.2017 N 954 требованиям действующего земельного законодательства.
При таких обстоятельствах спора суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ПАО "НПО "Йодобром".
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2018 по делу N А83-17062/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Саки Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.