г. Чита |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А19-8463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Николая Федоровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-8463/2018 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Николая Федоровича (ИНН 3822200811506, ОГРН 1023802299278) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013) о признании незаконным бездействия,
(суд первой инстанции - М. В. Луньков),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Николай Федорович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области, выразившееся в неприведении в соответствие закону правового статуса КФХ Гнедаш Н.Ф.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-8463/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции указал, что регистрирующий орган действовал в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-8463/2018. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что его КФХ не является юридическим лицом, поскольку не создавалось в виде хозяйственного товарищества или производственного кооператива, а он является в соответствии с п.2 ст.23 Гражданского кодекса РФ индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Регистрирующий орган незаконно зарегистрировал КФХ как юридическое лицо, а его, как главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя не регистрирует.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором инспекция с выводами суда первой инстанции согласна, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.07.2018.
В судебном заседании 21 августа 2018 года объявлялся перерыв на 24 августа 2018 года на 09 часов 30 мину, о чем сделано публичное извещение.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации Балаганского района Иркутской области от 08 февраля 1995 года N 17 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство Гнедаш Николая Федоровича (лист дела 43).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действовавшей в 1995 году, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
С 1 июля 2002 года в Российской Федерации введен в действие Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В силу положений пункта 3 статьи 26 указанного Федерального закона, юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, обязаны были в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона представить в регистрирующий орган сведения о юридическом лице, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченным лицом крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. в регистрирующий орган по месту учета 28 ноября 2002 года за входящим номером 2575 было представлено заявление формы N Р17001, состоящее из следующих документов (л.д.45-48):
- сообщение о предоставлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц, согласно которому в регистрирующий орган были представлены сведения о юридическом лице Крестьянском (фермерском) хозяйстве Гнедаш Н.Ф.;
- сведения об учредителях (участниках) - физических лиц, согласно которым учредителем (участником) юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства является Гнедаш Николай Федорович;
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно которым лицом, имеющим право действовать от имени Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. является глава хозяйства Гнедаш Николай Федорович.
Из всех трех перечисленных документов, представленных в регистрирующий орган, следует, что подписаны они уполномоченным лицом Гнедаш Николаем Федоровичем. При этом подлинность подписи Гнедаш Николая Федоровича засвидетельствована нотариусом Балаганского нотариального округа Заворохиной О.Н.
На основании поступивших от главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. сведений, Межрайонной ИФНС России N 11 по Иркутской области 28 ноября 2002 года принято решение N 52 о государственной регистрации юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф., созданного до 01.07.2002, и внесении сведений о нём в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.49).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в реестр 28 ноября 2002 года были внесены сведения о регистрации юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф., созданного до 01.07.2002, с присвоением ОГРН 1023802299278 (л.д.53).
05 июня 2009 года регистрирующим органом в отношении Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. составлены (л.д.50,51):
- справка N 31-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка N 31-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах.
С учетом информации, содержащихся в справках от 05 июня 2009 года, регистрирующий орган сделал вывод о наличии у Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. (ОГРН 10238802299278) признаков недействующего юридического лица. В связи с чем, 05 июня 2009 года принял решение N 21 о предстоящем исключении Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.52).
Решением регистрирующего органа от 28 сентября 2009 года Крестьянское (фермерское) хозяйство Гнедаш Н.Ф. на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, как фактически прекратившее свою деятельность (признано недействующим юридическим лицом). О прекращении деятельности юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. в Единый государственный реестр юридических лиц 28 сентября 2009 года внесена запись за государственным регистрационным номером 2093814018659.
Не согласившись с решениями регистрирующего органа N 52 от 28 ноября 2002 года о регистрации юридического лица, N 21 от 05 июня 2009 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и от 28 сентября 2009 года об исключении Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. из реестра юридических лиц, Гнедаш Николай Федорович обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением УФНС России по Иркутской области от 14.03.2018 г. N 26-18/005774@ жалоба Гнедаш Н.Ф. оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока с её обращением.
Заявитель, считая, что регистрирующим органом допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприведении в соответствие закону правового статуса КФХ Гнедаш Н.Ф., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на её, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, верно установлены фактические обстоятельства дела, с учетом установленных обстоятельств правильно применены нормы права.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Таким образом, указанным Федеральным законом предусмотрено, что Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей формируется в заявительном порядке о государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Гнедаш Николаем Федоровичем, уполномоченным лицом Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф., 28 ноября 2002 года в регистрирующий орган представлено заявление формы N Р17001, в котором Гнедаш Н.Ф. был заявлен учредителем (участником) и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица - Крестьянского фермерского хозяйства Гнедаш Н.Ф., о чем в Едином государственном реестре юридических лиц регистрирующим органом были сделаны соответствующие записи от 28 ноября 2002 года за ГРН 1023802299278.
Учитывая, что регистрация юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. была произведена регистрирующим органом по заявлению главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф., апелляционный суд приходит к выводу о недопущении регистрирующим органом при принятии решения N 52 от 28 ноября 2002 года нарушений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Поскольку из материалов дела следует, что юридическое лицо Крестьянское (фермерское) хозяйство Гнедаш Н.Ф. в 2009 году имело одновременно все признаки недействующего юридического лица, регистрирующий орган правомерно признал данное юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность и принял решение N 21 от 05 июня 2009 года о предстоящем исключении и решение от 28 сентября 2009 года об исключении Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. из Единого государственного реестра юридических лиц. С учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что указанные действия регистрирующего органа были осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с редакцией пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), действовавшей с 1995 года по 28 февраля 2013 года, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
С 01 января 2004 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 23.03.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ). В соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, указанные в подпунктах "а" - "ж".
Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ были внесены изменения, обязывающие индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 01 января 2004 года, в срок до 01 января 2005 года пройти перерегистрацию, представив соответствующие документы. В случае неисполнения указанной обязанности, государственная регистрация индивидуального предпринимателя с 01 января 2005 года утрачивает силу.
Как следует из материалов дела, главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. в срок до 1 января 2005 года в регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства не были представлены соответствующие документы, установленные статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ. Следовательно, на основании статьи 3 указанного закона у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 01 января 2004 года.
Более того, из материалов дела следует и заявителем не опровергается, что после 01 января 2005 года с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Гнедаш Н.Ф. в регистрирующий орган не обращался.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметить следующее.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.12.2012 N 302-ФЗ пункт 2 статьи 23 ГК РФ утратил силу с 01 марта 2013 года.
Однако этим же Федеральным законом от 30.12.2012 N 302 статья 23 ГК РФ дополнена пунктом 5, следующего содержания: "Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя."
Таким образом, новая редакция статьи 23 ГК РФ (пункт 5), с учетом пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, прямо предусматривает необходимость регистрации главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя путем подачи заявления и необходимых документов в регистрирующий орган, то есть в заявительном порядке.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. в регистрирующий орган с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствие со стороны регистрирующего органа действий по такой регистрации является законным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы заявителя о том, что приведение в соответствие закону правового статуса КФХ Гнедаш Н.Ф. является обязанностью регистрирующего органа без соответствующего заявления с его стороны, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание, что при регистрации Крестьянского (фермерского) хозяйства Гнедаш Н.Ф. в качестве юридического лица и при исключении указанного юридического лица из реестра юридических лиц, а также при не проведении регистрационных действий по главе КФХ Гнедаш Н.Ф., инспекция действовала в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", незаконного бездействия регистрирующим органом допущено не было.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно отказано заявителю в удовлетворении его требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки заявителя на определение Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2003 по делу N А19-7957/03-44 в связи с иными установленными обстоятельствами и иным составом доказательств.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 17 по Иркутской области по основаниям, изложенным в решении суда.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит доводов относительно несогласия с указанным выводом суда первой инстанции.
Доказательств того, что у заявителя имелись обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению в суд с рассматриваемым требованием и являющиеся основанием для восстановления пропущенного срока, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия регистрирующего органа, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области, выразившегося в неприведении в соответствие закону правового статуса КФХ Гнедаш Н.Ф., удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-8463/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.