г. Самара |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А65-10205/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хуснутдиновой Натальи Юрьевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2018 года по делу N А65-10205/2018 (судья Хисамова Г.Р.), принятое в порядке упрощенного производства,
по иску индивидуального предпринимателя Хуснутдиновой Натальи Юрьевны (ОГРНИП 316547600114601, ИНН 543315791230), Новосибирская область, д.п. Кудряшовский,
к акционерному обществу "Страховое общество "Талисман" (ОГРН 1021602840181, ИНН 1655004449), г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Штурина Дмитрия Сергеевича и общества с ограниченной ответственностью "Ваш автомобиль К" (ОГРН 1071690063936, ИНН 1660106982),
о взыскании 37 940 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Хуснутдинова Наталья Юрьевна (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Страховое общество "Талисман" (далее - ответчик) о взыскании страхового возмещения в размере 28 840 руб., расходов на оплату услуг эксперта в размере 9 100 руб., установленной законом неустойки в размере 1% от суммы недоплаченного страхового возмещения за период с 23.01.2018 по день фактического исполнения обязательства, расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб., расходов на оплату почтовых услуг в размере 112 руб.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 09.04.2018 к участию в рассмотрении дела в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Штурин Дмитрий Сергеевич и общество с ограниченной ответственностью "Ваш автомобиль К" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2018 года по делу N А65-10205/2018 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая на их обоснованность.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 08.09.2017 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортных средств марки Hyundai, государственный регистрационный знак У149УМ/116, под управлением водителя Захарова А.О., и транспортного средства марки Hyundai, государственный регистрационный знак М340ХТ/116, под управлением водителя Штурина Д.С., и принадлежащего ему же.
В результате дорожно-транспортного происшествия от 08.09.2017 автомобиль марки Hyundai, государственный регистрационный знак М340ХТ/116 получил механические повреждения.
Согласно административному материалу дорожно-транспортное происшествие от 08.09.2017 произошло по вине водителя Захарова А.О., управлявшего транспортным средством марки Hyundai, государственный регистрационный знак У149УМ/116, автогражданская ответственность которого на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована ответчиком по полису ОСАГО серии ЕЕЕ N 2000916318.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Третье лицо Штурин Д.С. обратился с заявлением к ответчику.
В свою очередь, ответчик 15.11.2017 выдал направление на ремонт N КЗН-ГО-00679-1.
Ремонт выполнен третьим лицом ООО "Ваш автомобиль К" и по акту от 22.02.2018 автомобиль был передан третьему лицу 31.01.2018.
Претензий по качеству выполненного ремонта третьим лицом не заявлялось.
Согласно позиции истца по настоящему спору, ремонт застрахованного транспортного средства марки Hyundai, государственный регистрационный знак М340ХТ/116 был произведен некачественно, в связи с чем, в целях определения качества ремонта и стоимости устранения недостатков некачественного восстановительного ремонта автомобиля, третье лицо обратилось к оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью "Центр Судебной Экспертизы".
Согласно выводам эксперта, отраженным в экспертом заключении (экспертиза) от 13.02.2018 N 1509171030 ремонтные работы транспортного средства марки Hyundai, государственный регистрационный знак М340ХТ/116, поврежденного в результате дорожно-транспортном происшествии от 08.09.2017 г., не соответствуют действующим нормативным документам, а величина расходов на устранение недостатков, вызванных некачественным ремонтом данного автомобиля, составляет 28 840 руб.
Расходы по оценке составили 9 100 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 13.02.2018.
По договору уступки права (цессии) от 13.02.2018 N КАЗХ18064 третье лицо уступило истцу права требования по получению суммы ущерба (компенсационной выплаты) и иных убытков по настоящему страховому случаю, с участием автомобиля принадлежащего третьему лицу.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо, с приложением вышеуказанного экспертного заключения с предложением произвести выплату страхового возмещения и убытков.
Данная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца арбитражный суд с настоящим иском о взыскании ущерба.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Общие требования к организации восстановительного ремонта, а также порядок взаимодействия потерпевшего и страховщика изложены в статье 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон "Об ОСАГО").
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пункта 14.7 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П, далее - Правила страхования), обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания согласованного с потерпевшим срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего. Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил страхования, в случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.
В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.
Страховщик в течение 5 (пяти) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший - представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.
В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.
Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Как следует из материалов дела, потерпевший забрал транспортное средство после ремонта без претензий к качеству и срокам, о чем свидетельствует подпись третьего лица в акте выполненных работ от 22.01.2018.
Согласно положению статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Обращаясь с настоящим иском, истцу надлежало доказать, что недостатки возникли до принятия им результата выполненной работы или по причинам, возникшим до этого момента.
Такие доказательства в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил.
Представленное в обоснование иска экспертное заключение (экспертиза) от 13.02.2018 N 1509171030 судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу было отклонено, поскольку, указанное экспертное заключение, в части ответа на вопрос о качестве ремонтных воздействий, фактически включает в себя технические характеристики исследуемого транспортного средства, перечисление стандартов, которые применимы в настоящее время на территории РФ в отношении лакокрасочных покрытий легковых автомобилей и дефектов, и перечень дефектов, установленных в ходе осмотра транспортного средства; далее по тексту эксперт констатирует нарушение нормативных и технических стандартов без каких-либо логических и связующих пояснений и выводов на основании проведенных исследований. Фототаблица представлена в черно-белой вариации, что осложняет визуальное восприятие.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Это означает, что стороны в арбитражных судах обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бремя доказывания наличия недостатков в выполненном ремонте застрахованного транспортного средства лежит на истце.
Поскольку истец не представил суду надлежащие доказательства того, что восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего был выполнен некачественно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Поскольку в удовлетворении требований о взыскании убытков судом отказано, отсутствуют основания для удовлетворения требований в части взыскания убытков и судебных расходов.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом был нарушен порядок взаимодействия со страховщиком, установленный Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П, далее - Правила страхования), именно на Страховщике лежит обязанность после получения претензии потерпевшего о некачественном ремонте по организации осмотра транспортного средства потерпевшего, а потерпевший обязан представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.
Соблюдение указанного порядка истцом не подтверждено, уклонение страховщика от исполнения обязательств, установленных законом, из материалов дела не усматривается.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на истца расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2018 года по делу N А65-10205/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.