г. Красноярск |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А33-9236/2018 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" июня 2018 года по делу N А33-9236/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Лапиной М.В.,
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края ИНН 2459010720, ОГРН 1022401742120 (далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Яптева Алексея Геннадьевича ИНН 245900044219, ОГРНИП 304245920200010 (далее - предприниматель, Яптев А.Г.) 500 рублей финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края в форме резолютивной части от 08 июня 2018 года требования удовлетворены. По заявлению фонда Арбитражным судом Красноярского края составлено мотивированное решение от 18 июня 2018 года.
Учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что Яптев А.Г. правомерно привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в связи с предоставлением 27.02.2017 дополнительных сведений на одно застрахованное лицо за ноябрь 2016 года.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 18.07.2018 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Основанием для обращения в суд с требованием о взыскании 500 рублей штрафа послужило решение учреждения от 09.08.2017 N 205S19170012263, принятое по результатам проведенной проверки (акт от 03.07.2017 N 205S18170011038) представленных страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь 2016 года.
Указанным решением предприниматель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 500 рублей за представление неполных и недостоверных сведений.
На основании решения о привлечении страхователя к ответственности фонд направил в адрес предпринимателя требование от 07.09.2017 N 205S01170408881 с предложением уплаты штрафа в срок до 26.09.2017.
В связи с неисполнением требования в установленный срок учреждение в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ обратилось в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя 500 рублей штрафа.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 17 Закона 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого пенсионный фонд должен установить допущенное нарушение, и срок, в течение которого он должен обратиться в суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к неурегулированным Законом N 27-ФЗ отношениям, связанным с взысканием штрафов, подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В связи с этим суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации и полагал, что срок обнаружения фондом совершенного правонарушения не должен превышать 3 месяцев со дня получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М.
В силу положений пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Срок добровольного исполнения требования от 07.09.2017 N 205S01170408881 истек для страхователя 26.09.2017, с требованием о взыскании штрафных санкций учреждение согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации могло обратиться в пределах шестимесячного срока до 26.03.2018.
С заявлением о взыскании с предпринимателя финансовой санкции фонд обратился 09.04.2018, то есть с пропуском установленного срока.
Фондом заявлено ходатайство о восстановлении шестимесячного срока на обращение с заявлением в связи с обращением в арбитражный суд 15.03.2018 с заявлением о выдаче судебного приказа и отказом в его принятии определением арбитражного суда от 30.03.2018.
Суд первой инстанции обоснованно восстановил фонду срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции, поскольку обращению учреждения в суд с настоящим заявлением в порядке упрощенного производства предшествовало своевременное обращение в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с предпринимателя 500 рублей штрафа, определение арбитражного суда об отказе в принятии этого заявления было принято после истечения шестимесячного срока, и фонд в разумный срок обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в порядке упрощенного судопроизводства.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Закон N27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно пункту 37 указанной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В исходной форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, направленной предпринимателем в фонд 12.12.2016, то есть с соблюдением установленного срока, представлены сведения в отношении застрахованного лица Ларина Э.Ш.
В дополняющей форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, направленной в территориальный орган фонда 27.02.2017, то есть с нарушением установленного законом срока (после 15.12.2016), предпринимателем представлены сведения в отношении застрахованного лица Бугаева С.Ю., в отношении которого в исходной форме необходимые сведения в пенсионный фонд указаны не были.
На основании изложенного фонд в оспариваемом решении сделал вывод о представлении предпринимателем неполных сведений и о недостоверности представленной страхователем отчетности за ноябрь 2016 года.
Суда первой инстанции правильно указал, что в соответствии с обстоятельствами совершения страхователем правонарушения его следует квалифицировать как непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срок, а не как представление неполных и недостоверных сведений.
Между тем, по результатам проверки фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.07.2017 N 205S18170011038, в котором зафиксировано представление предпринимателем неполных и недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц, данные о которых отражены в форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2016 года.
В решении от 09.08.2017 N 205S19170012263 действия должника квалифицированы фондом как представление неполных (недостоверных) сведений.
В акте проверки и решении не указано, в чем выразилось несоответствие (неполнота или недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что фонд не доказал наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленного требования, установив, что учреждением дана неправильная квалификация допущенного правонарушения, имеются основания для освобождения страхователя от ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" июня 2018 года по делу N А33-9236/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.