г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А56-4689/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Докучаева Н.П., по доверенности от 20.10.2017
от ответчика: Царьков А.С., по доверенности от 26.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15292/2018) ПАО "ЛЕНЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2018 по делу N А56-4689/2018 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к ГАТИ
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция, ГАТИ) от 20.12.2017 N 5048 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 52178 от 16.11.2017, которым Общество привлечено к ответственности по пунктам 1, 3, 4, 5 статьи 14 и по статье 21 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа, назначенного в пределах санкции пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70, в размере 750 000 руб.
Решением суда от 21.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Ленэнерго" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств неисполнения Обществом обязанности по получению ордера на производство работ, кроме того, согласно протоколам об административных правонарушениях, последние составлялись на основании данных, содержащихся в ордерах. Общество полагает недостоверной информацию относительно длины траншеи, отраженной в протоколе осмотра от 11.11.2017, а также указывает, что на момент осмотра территории работы по ремонту электрокабеля завершены, благоустройство восстановлено. Заявитель полагает неправомерным довод Инспекции о превышении зоны производства работ и складировании материалов за ее пределами, а сведения, отраженные в протоколах об административных нарушениях недостоверными. Податель жалобы ссылается на принятие всех возможных мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, специалистом ГАТИ 11.11.2017 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., дом 1/4, литера А, дом 3, литера А, Адмиралтейский проспект, д. 1/4, по Невскому пр., Дворцовая площадь, напротив Дворцовой площади выявлено совершение Обществом административных правонарушений, выразившихся:
- в неисполнении заказчиком - обществом обязанностей по получению ордера ГАТИ до начала производства работ на инженерных сетях;
-в отсутствии информационного щита при выполнении работ по ордеру ГАТИ N У-28227 от 13.11.201;
-в неисполнении обязанностей по обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, при производстве земляных работ по ордеру ГАТИ N У-28227 от 13.11.2017- в тротуаре вдоль дома 3, литера А, дома 1, литера А по Невскому пр. снято гранитное покрытие тротуара, ведутся земляные работы по рытью котлована. Зона производства работ частично ограждена металлическим сетчатым ограждением. Металлическое сетчатое ограждение размещено на проезжей части дороги. На проезжей части дороги стоит КАМАЗ, в него осуществляется погрузка грунта, пешеходы осуществляют проход по проезжей части дороги. Безопасный проход пешеходов и безопасный проезд автотранспорта;
- в неисполнении обществом условий, предусмотренных ордером ГАТИ N У28227 от 13.11.2017, а именно протяженность траншеи составляет 49 п.м. в ордере заявлено 10 п.м.;
- в содержании элемента благоустройства, временного ограждения зоны производства работ по ордеру ГАТИ N У-28227 от 13.11.2017 в неисправном состоянии, а именно: зона производства работ частично ограждение не замкнуто, имеются проемы, частично отсутствует;
- в неисполнении ПАО "Ленэнерго", обязанностей по получению ордера ГАТИ для производства работ на инженерных сетях - э/кабель.
Кроме того, осмотром зафиксированы следующие нарушения:
- отсутствие информационного щита, при выполнении земляных работ по устранению аварии по ордеру ГАТИ N У - 28223 от 13.11.2017, складирование строительных материалов - строительного песка, щебня, пластиковых труб за пределами зоны производства работ, установленной ордером ГАТИ N У - 28223 от 13.11.2017, строительные материалы складируются на газонах и дорожках Адмиралтейского сада, неисполнения условий, предусмотренных ордерами ГАТИ N У - 28229 от 13.11.2017, N У - 28223 от 23.11.2017, превышены объемы траншеи, а также факт содержания элемента благоустройства - ограждения зоны производства работ в неисправном состоянии. Временное ограждение не замкнуто, имеет проемы, частично отсутствует, а также по факту неисполнения обязанности по обеспечения безопасного прохода пешеходов.
Протоколом смотра от 11.11.2017 территории, расположенной по адресу: Санкт - Петербург, Адмиралтейский пр., Дворцовая площадь, установлено, что на тротуаре Адмиралтейского пр., и Дворцовой пл. снято гранитное покрытие тротуара, вырыт котлован, глубиной более 60 см. Зона производства работ не ограждена, складируется тротуарная плитка, складируется непосредственно на тротуаре, в результате чего пешеходы вынуждены продолжать движение на проезжей части. Безопасный проход пешеходов не обеспечен. Отсутствует информационный щит, строительные материалы - строительный песок, щебень, пластиковые трубы складируются на газонах и дорожках Александровского сада. Протяженность траншеи составляет 150 п.м.; по адресу: : Санкт-Петербург, Невский пр., дом 1/4, литера А, дом 3, литера А, выявлено, что в тротуаре вдоль дома 3, литера А, дома 1, литера А по Невскому пр. снято гранитное покрытие тротуара, ведутся земляные работы по рытью котлована. Зона производства работ частично ограждена металлическим сетчатым ограждением. Ограждение размещено по проезжей части дороги. На проезжей части дороги стоит КАМАЗ в него осуществляется погрузка грунта, пешеходы осуществляют проход по проезжей части дороги. Безопасный проход пешеходов и безопасный проезд автотранспорта не обеспечен. Ограничено движение транспортных средств по одной полосе в одном направлении. В тротуаре по Адмиралтейскому пр. и Дворцовой пл. снято гранитное покрытие тротуара, вырыт котлован глубиной более 60 см. Зона производства работ не ограждена, тротуарная плитка складируется на тротуаре.
Пешеходы идут по проезжей части дороги. Безопасный проход пешеходов и безопасный проезд автотранспорта не обеспечен. Ограничено движение транспортных средств по одной полосе в одном направлении. В зоне производства работ присутствуют представители и техника организации. Информационный щит отсутствует. Строительные материалы (строительный песок, щебень, пластиковые трубы) складируются на газонах и дорожках Александровского сада. Протяженность траншеи около 150 п.м. По направлению движение от Адмиралтейского проезда до Адмиралтейского пр. установлены временные дорожные знаки: ограничение движение, дорожные работы, сужение дороги. В Александровском саду траншея прокопана в газоне.
16.11.2017 ГАТИ в присутствии уполномоченного представителя Общества и двух понятых был проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу, при осмотре территории выявлено: у дома 3 литера А в арке не восстановлено плиточное покрытие, выходы кабеля торчат. Гранитное покрытие тротуара от дома 3, литера А дома 1, литера А по Невскому пр. до проезжей части Адмиралтейского пр. восстановлено. Протяженность прокладки от дома 3, литера А до проезжей части Адмиралтейского пр. 49 п.м. В проезжей части дороги траншея восстановлена в асфальтобетонном покрытии дорожная разметка не восстановлена. Протяженность траншеи 21 п.м. при ширине 3,9 п.м. На участке Адмиралтейского пр. Дворцовой пл. плиточное покрытие тротуара визуально восстановлено. Протяженность прокладки в тротуаре 33,4 п.м. В Александровском саду траншея засыпана, выполнена планировка, набивное покрытие восстановлено. Протяженность прокладки в Александровском саду 76,9 п.м. По итогам проведения осмотра был составлен протокол осмотра, произведена фотофиксация, составлены схемы мест нарушения по адресу: Санкт-Петербурга, Адмиралтейский проспект, напротив д. 1/4, напротив Дворцовой площади в результате которого установлено, что по указанному адресу на участке Адмиралтейского пр., Дворцовой пл., плиточное покрытие тротуара визуально восстановлено. В Александровском саду траншея засыпана, грунт - выполнена планировка. Протяженность прокладки составляет 76,9 п.м.
По фактам нарушений составлены протоколы по делам об административных правонарушениях N N52183, 52184, 52185, 52186, 52187, 52188, 52178, 52179, 52180, 52181 и 52182 от 16.11.2017.
Определением Инспекции от 20.12.2017 объединены в одно производство указанные выше административные дела.
Постановлением от 20.12.2017 N 5048 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 52178 от 16.11.2017 Общество привлечено к ответственности по пунктам 1, 3, 4, 5 статьи 14 и по статье 21 Закона N 273-70 в виде штрафа, назначенного в пределах санкции пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70, в размере 750 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и снижения размера штрафа, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70 отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - правила благоустройства), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона N 273-70 неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 273-70 складирование материалов, оборудования, временное хранение техники и размещение временных зданий и сооружений, а также временное размещение грунта, образовавшегося при производстве земляных работ, за пределами зоны производства работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона N 273-70 неисполнение условий, предусмотренных ордером, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 21 Закона N 273-70 (действовавшей в момент совершения правонарушения и вынесения оспоренного постановления ГАТИ, исключена Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2018 N 170-36) содержание объекта благоустройства или элемента благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.п. 6.11, 13.6 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила), ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
При необходимости выполнения аварийных работ на инженерных коммуникациях общей длиной трассы (траншеи) более 10 метров ордер на производство работ оформляется в порядке, предусмотренном для оформления ордера на производство плановых работ.
Согласно п. п. 4.1, 4.2, 6.1 Правил запрещено производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м. и производство земляных работ при работах на инженерных коммуникациях, без ордера ГАТИ. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
В соответствии с п. 6.11 Правил ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
В силу п. 13.6 Правил при необходимости выполнения аварийных работ на инженерных коммуникациях общей длиной трассы (траншеи) более 10 метров ордер на производство работ оформляется в порядке, предусмотренном для оформления ордера на производство плановых работ.
Согласно п. 3.2.16 Правил производитель работ обязан выполнять условия ордера.
В соответствии с п. 3.2.1 Правил производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов.
В силу п. п. 3.2.3, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.11, 3.2.22 Правил, п.п. 1.1, 15, 15.1, 15.1.4 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.23016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - правила благоустройства) Приложение N 5 производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, а также на производителя работ возложена обязанность содержать элемент благоустройства в чистоте и исправном состоянии. Обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы.
В материалах дела имеется жалоба от 12.11.2017, которая подтверждает факты отсутствия информационного щита; неисполнения Обществом обязанностей по обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, при производстве земляных работ; содержания элемента благоустройства в неисправном состоянии и указывает на общественную опасность совершенного правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие в его действиях состава вмененных правонарушений по пунктам 1 и 6 статьи 14 Закона N 273-70, так как в силу пункта 13.5 Правил им были получены аварийные ордеры в установленные сроки, соответственно, им была выполнена обязанность по получению ордера.
Действительно, Обществом были получены ордера на производство аварийных работ N У-28229 от 13.11.2017, N У-28223 от 13.11.2017, N У-28225 от 13.11.2017 и N У-28227 от 13.11.2017, заказчиком и производителем работ по которым является Общество.
Вместе с тем Инспекцией при проведенных осмотрах было выявлено, что фактически Обществом велись аварийные работы длиной трассы более 10 метров, соответственно, как установлено Правилами, для таких работ необходимо получать ордера на производство плановых работ.
Общество полагает, что протоколы осмотра являются ненадлежащими доказательствами, довод о превышении зоны производства работ не доказан, так как в протоколах осмотра территории от 11.11.2017 и 16.11.2017 отсутствует указание на то, что осматривались зоны производства работ, в протоколе осмотра 11.11.2017 указано, что протяженность траншеи около 150 п.м., что вызывает сомнения в установлении факта превышения условия для необходимости получения планового ордера (10 метров), а при осмотре 16.11.2017 благоустройство было восстановлено, в связи с чем не понятно, как сотрудник определил зоны выполнения Обществом аварийных работ.
Между тем, при установлении факта нарушения Инспекцией были осмотрены зоны фактически выполняемых работ, в результате чего выявлено, что работы велись длиной трассы более 10 метров, соответственно, как установлено Правилами, для таких работ необходимо получать плановые ордеры.
При этом указание в протоколе на то, что протяженность траншеи более 150 м, очевидно свидетельствует о явном превышении установленного правилами и полученными обществом ордерами условия о длине трассы до 10 метров для получения аварийных ордеров.
Достоверность определения при повторном осмотре 16.11.2017 протяженности произведенных работ, в том числе после восстановления благоустройства, подтверждается протоколом осмотра, подписанным понятыми, а также представителем Общества.
Представитель Общества, участвовавший в ходе осмотра, в протоколе осмотра относительно выявленных мест производства работ и проведенных сотрудником ГАТИ измерений возражений не указал.
Довод Общества о недостоверности сведений, отраженных в протоколах осмотра ввиду применения средства измерения как рулетка, подлежит отклонению, поскольку применение рулетки, не требующей поверки, при измерении длины производства работ, не свидетельствует о недостоверности измерений. Кроме того, при осмотре территории 16.11.2017 в качестве технических средств измерения использовался курвиметр, что отражено в протоколе осмотра.
Довод заявителя об отсутствии превышения зоны производства работ и складирования материалов за ее пределами несостоятелен, поскольку, как поясняет Инспекция, сама планировка данной части г. Санкт-Петербурга не позволяет Обществу размещать все оборудование и материалы, необходимые для выполнения работ нигде, кроме как в зоне выполнения работ, иначе данный участок Невского проспекта был бы полностью перекрыт. В протоколе об административном правонарушении от 16.11.2017 N 52186 по пункту 5 статьи 14 Закона N 273-70 содержится указание, что строительные материалы складируются на газонах и дорожках Александровского сада. Данные обстоятельства также подтверждены протоколом опроса свидетеля от 15.11.2017.
Относительно довода заявителя о проведении работ на основании ордера следует отметить, что в аварийных ордерах датой работ значится с 11.11.2017. Ссылка Общества, что его работники следили за тем, чтобы временные неудобства, возникшие вследствие устранения аварий, не создавали угрозу жизни и здоровья граждан, отклоняются, поскольку для этого нормативно установлены строго регламентированный порядок ограждения и контроля за зоной производства работ.
В протоколах в соответствии с п. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отражено место совершения правонарушения - адрес фактического выполнения работ.
Осмотр территории проводился по адресу, указанному в ордере, выданному Обществу на производство земляных работ.
Недостоверности к времени и месту нарушения, недопустимости перечисленных выше доказательств правонарушения, в том числе фотоматериалов, в суде не установлено, они подлежат оценке и принятию в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях Общества виновности и составов вмененных административных правонарушений.
С учетом объекта посягательства правонарушения и отсутствия исключительных обстоятельств оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности по малозначительности не имеется.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание назначено в пределах санкции пункта 1 статьи 14 Закона N 273-70. При определении меры наказания учтены не оспариваемые заявителем отягчающие ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения (в том числе, постановления от 22.03.2017 N 897, от 23.03.2017 N 930, от 10.03.2017 N 719, от 22.02.2017 N 634, 10.02.2017 N 545).
Исключение после вынесения оспоренного постановления ГАТИ статьи 21 из Закона N 273-70 Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2018 N 170-36 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" не устраняет рассматриваемой обязанности и ответственности Общества, поскольку соответствующая ответственность одновременно, в частности, включена в пункт 11 статьи 20 Закона N 273-70 (в действующей редакции).
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решение суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2018 по делу N А56-4689/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.