Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2018 г. N Ф07-15649/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А56-114473/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Жилинская Г.Л. - доверенность от 24.11.2016;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16922/2018) Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2018 по делу N А56-114473/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский"
к 1) ООО "Ликвид Спец-транс", 2) ООО "Аврора", 3) ЗАО "Сбербанк-АСТ", 4) ООО "Русмегаполис"
о признании незаконными действий оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" по переносу (повторному проведению) электронного аукциона N 0172300001317000015 с 14.12.2017 на 18.12.2017; об обязании ЗАО "Сбербанк-АСТ" разместить на электронной площадке протокол проведения итогов электронного аукциона N 0172300001317000015-ПЗ/17 единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Администрации от 14.12.2017
установил:
Администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий оператора электронной площадки - закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ", Оператор электронной площадки) по переносу (повторному проведению) электронного аукциона N 0172300001317000015 с 14.12.2017 на 18.12.2017; об обязании ЗАО "Сбербанк-АСТ" разместить на электронной площадке протокол проведения итогов электронного аукциона N 0172300001317000015-ПЗ/17 единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Администрации от 14.12.2017.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц также привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ликвид Спец-транс" (далее - ООО "Ликвид Спец-транс"), общество с ограниченной ответственностью "Аврора" (далее - ООО "Аврора), общество с ограниченной ответственностью "Русмегаполис" (далее - ООО "Русмегаполис").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.05.2016 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, в 13:05 14.12.2017 оператор подтвердил окончание аукциона, разместив протокол о его проведении в соответствии с пунктом 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, доказательств технического сбоя в системе в период с 11-55 до 12-52 в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Остальные участники рассматриваемого дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без их участия. От Оператора электронной площадки поступил письменный отзыв, содержащий несогласие с доводами жалобы, а также дополнительные материалы и пояснения.
В связи с отпуском судьи Сомовой Е.В. определением от 30.08.2018 произведена замена на судью Семенову А.Б. в порядке статьи 18 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.11.2017 Администрацией (Заказчиком) на электронной площадке оператора ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано сообщение (извещение 0172300001317000015) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по озеленению территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, в том числе организации работ по комплексному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержанию территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, ремонту расположенных на них объектов зеленых насаждений, защите зеленых насаждений на указанных территориях, организации санитарных рубок, а также удалению аварийных, больных деревьев и кустарников в отношении в отношении зеленых насаждений общего пользования местного значения на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский". Код аукциона 0172300001317000015.
В Извещении установлена дата и время срока окончания подачи заявок -08.12.2017, а также дата и время проведения электронного аукциона - 14.12.2017.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе поступило три заявки (первые части заявок на участие в электронном аукционе), зарегистрированные 06.12.2017 в 12:48 (заявка N 1), 07.12.2017 в 10:19 (заявка N 2) и 07.12.2017 в 23:12 (заявка N 3).
Согласно протоколу проведения электронного аукциона 14.12.2017 аукцион проведен в период с 11-45 до 12-05. В аукционе приняло участие 2 заявки (N N 1 и 2). Заявка под N 1 сделала предложение в 11:55:31 (процент снижения 1,50%), заявка N 2 сделала предложение в 11:47:16 (процент снижения 1.00%) (том 1, л.д. 27).
Протокол проведения электронного аукциона размещен оператором в 13:05 на площадке, что подтверждается скриншотом с площадки (на 14.12.2017 на 18:45) и самим протоколом (лист дела 32).
Оператором Заказчику направлены вторые части заявок и протокол проведения электронного аукциона.
Аукционной комиссией рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе, результаты оформлены в протоколе подведения итогов аукциона, однако вопреки доводам жалобы, данный протокол не был опубликован (л.д. 36, 38), электронный аукцион Оператором приостановлен 14.12.2017 в 14:33.
Согласно списку входящих/исходящих документов, представленному ЗАО "Сбербанк-АСТ", 14.12.2017 в 14:33 ЗАО "Сбербанк-АСТ" разослал Администрации, ООО "Ликвид Спец-транс", ООО "Аврора, ООО "Русмегаполис" уведомления о приостановлении аукциона.
14.12.2017 в 15:14 ЗАО "Сбербанк-АСТ" разослал Администрации, ООО "Ликвид Спец-транс", ООО "Аврора, ООО "Русмегаполис" уведомления о возобновлении аукциона, указав новую дату проведения аукциона - 18.12.2017.
Администрация посчитала, что в соответствии с протоколом проведения аукциона от 14.12.2017 аукцион завершен в 12:05. По мнению Администрации, к этому времени всеми участниками аукциона поданы вторые части заявок, аукцион признан состоявшимся, а Заказчиком получены указанные вторые части заявок и рассмотрены, что свидетельствует о полном завершении электронного аукциона.
Полагая действия Оператора электронной площадки по переносу (повторному проведению) электронного аукциона N 0172300001317000015 с 14.12.2017 на 18.12.2017 незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, не усматривает основания для иной оценки обстоятельств рассматриваемого дела и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 11 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Согласно части 18 этой же статьи Закона N 44-ФЗ протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Как следует из содержания части 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно части 22 статьи 68 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 N 179 утверждено Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 15 Положения система должна иметь технологическую возможность регламентной приостановки открытого аукциона и его возобновления. При приостановлении открытого аукциона система должна блокировать ввод ценовых предложений участниками, а также обеспечить сохранность информации приостановленного открытого аукциона. Приостановка открытого аукциона не должна превышать 24 часа. Информация о дате и времени возобновления приостановленного открытого аукциона должна быть размещена на сайте непосредственно после приостановки открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 12.32 Регламента ЗАО "Сбербанк-АСТ" организации и проведения электронных аукционов (далее - Регламент) в случае технических неполадок или DDoS-атак, оператор принимает меры по восстановлению работы сайта и фиксирует аппаратно-программными средствами период отсутствия доступа к сайту по времени сервера.
После устранения неполадок и возобновления работы сайта, оператор осуществляет перенос электронных аукционов, назначенных и проводившихся в этот период времени на электронной площадке, причем проведение электронных аукционов переносится на второй рабочий день начиная со дня, в который были зафиксированы указанные неполадки илиDDoS-атаки (пункт 12.32.1 Регламента).
В случае переноса проведения электронных аукционов, оператор должным образом уведомляет организаторов, заказчиков, участников таких аукционов путем размещения в открытой части электронной площадки соответствующей новости, а также рассылки уведомлений в личные кабинеты сторон размещения заказа и по адресам электронной почты, указанным в аккредитационных или регистрационных сведениях (пункт 12.32.2 Регламента).
При возобновлении проведения электронного аукциона оператор уведомляет всех участников аукциона и организаторов торгов о назначении новой даты и времени проведения (продолжения) таких процедур путем направления уведомлений в личные кабинеты пользователей и на зарегистрированные адреса электронной почты, а также размещает новость о возобновлении таких процедур в открытой части электронной площадки (пункта 12.32.3 Регламента).
При возобновлении проведения электронного аукциона все ранее поданные предложения о цене контракта (при их наличии) сохраняются и аукцион возобновляется (продолжается) с последнего текущего минимального предложения о цене контракта (пункт 12.32.4 Регламента).
Как следует из материалов дела, последнее предложение участника аукциона поступило в 11:55 минут 14.12.2017, следовательно, аукцион завершился в 13:05. Следовательно, итоговый протокол должен был быть опубликован не позднее 13:35 14.12.2017.
По мнению Администрации, 14.12.2107 не позднее 13:35 Оператор электронной площадки должен был опубликовать протокол подведения итогов электронного аукциона. Также Администрация указывает, что заявка ООО "Аврора" была подана и зарегистрирована Оператором только 15.12.2017, в то время как в Извещении был установлен предельный срок подачи заявок - 08.12.2017, заявка данного участника не была изначально допущена к участию в аукционе, первая часть его заявки не рассматривалась, таким образом, перенос аукциона на 18.12.2017 является, по сути, проведением нового аукциона.
Вместе с тем, материалами дела, в том числе скриншотом из журнала регистрации инцидентов подтверждается, что в ходе проведения аукциона 14.12.2017 произошел технический сбой в период 11:55-12:52. Данное обстоятельство зафиксировано техническими средствами, как это предусмотрено пунктом 12.32 Регламента и явилось в соответствии с Регламентом основанием для приостановки аукциона.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела также не подтверждается размещение на электронной протокола подведения итогов электронного аукциона, а следовательно, в силу положений Закона N 44-ФЗ аукцион нельзя признать завершенным, а сам электронный аукцион - состоявшимся.
Также нельзя признать обоснованными доводы Администрации о том, что ООО "Аврора" подало заявку только 15.12.2017, в то время как предельный срок подачи заявок - 08.12.2017.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, поступило три заявки (первые части заявок на участие в электронном аукционе), зарегистрированные 06.12.2017, 07.12.2017 и 07.12.2017.
Данные заявки для заказчика и организатора торгов являлись обезличенными. Информацией о подателях заявок располагал оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Оператор электронной площадки представил Реестр документов по электронному аукциону, заявку ООО "Аврора" и выписку с лицевого счета ООО "Аврора", из которых усматривается, что заявка ООО "Аврора" под номером 3 была зарегистрирована электронной площадкой 07.12.2017 в 23:12, то есть в установленный в Извещении срок.
Вопреки доводам жалобы, период приостановки аукциона не превысил 24 часа (пункт 15 Положения).
Из представленного ЗАО "Сбербанк-АСТ" списка входящих/исходящих документов следует, что 14.12.2017 в 14:33 ЗАО "Сбербанк-АСТ" разослал Администрации и всем участникам аукциона, подавшим первые части заявок - ООО "Ликвид Спец-транс", ООО "Аврора, ООО "Русмегаполис", уведомления о приостановлении аукциона.
14.12.2017 в 15:14 ЗАО "Сбербанк-АСТ" разослал Администрации и всем участникам аукциона уведомления о возобновлении аукциона, указав новую дату проведения аукциона - 18.12.2017(лист дела 17).
Таким образом, период приостановки аукциона не превысил 24 часа. Новая дата проведения аукциона назначена с учетом положений пункта 12.32.1 Регламента - на второй рабочий день начиная со дня, в который были зафиксированы неполадки.
Вместе с тем, заявка ООО "Аврора" была повторно зарегистрирована Оператором электронной площадки 15.12.2017, что следует из представленных в материалы дела скриншотов (том 2, л.д. 15) и не оспаривается ЗАО "Сбербанк-АСТ". Также следует отметить, что до приостановки аукциона 14.12.2017 в нем приняли участи только заявки N 1 и N 2. Вторые части заявок именно указанных участников и были направлены Оператором заказчику 14.12.2017 в 13:05 (том 2, л.д. 6). ООО "Аврора" участия в аукционе не принимало, ценовых предложений не делало (том 2, л.д. 6, 22-27). Аукцион был приостановлен 14.12.2017 в 14:33, практически через 1,5 часа после того, как вторые части заявок принявших участие в аукционе лиц (заявки N 1 и 3N 2) были направлены Оператором заказчику.
По мнению апелляционной коллегии, повторная регистрация Оператором электронной площадки заявки ООО "Аврора" 15.12.2017 является незаконной, так как недопустима в силу вышеприведенных положений статьи 68 Закона о контрактной системе и Регламента. Доводы Оператора электронной площадки о том, что указанному участнику было возвращено обеспечение заявки, в связи с чем потребовалась его повторная регистрация, не подтверждены документально, а также противоречат императивным нормам Закона N 44-ФЗ. Более того, ООО "Аврора" после возобновления аукциона и повторной регистрации заявки подало ценовое предложение 18.12.2017 в 11:47 на понижение начальной цены до 11 541 223,23 руб., что подтверждается информацией о закупке N 0172300001317000015 с официального сайта государственных закупок www.zakupki.gov.ru.
Вместе с тем, апелляционная коллегия, принимая во внимание предмет спора и заявленные требования, полагает, что нарушенное право Администрации не может быть восстановлено избранным ею способом, так как приостановление аукциона было законным, сбой в работе электронной площадки доказан, итоговый протокол от 14.12.2017 в любом случае на сегодняшний день не может быть опубликован.
Ссылка Администрации на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2018 по делу N А56-46392/2018, которым суд обязал Администрацию заключить муниципальный контракт с ООО "Ликвид Спец-Транс", является несостоятельной, так как указанный судебный акт, как вынесенный при участии только Администрации и ООО "Ликвид Спец-Транс", в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции от 11.05.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 мая 2018 года по делу N А56-114473/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.