г. Чита |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А58-6356/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Даровских К.Н., Гречаниченко А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Туймаада Даймонд" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2018 года по делу N А58-6356/2017 по иску "Фонда капитального ремонта многоквартирных домов республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435972500, ОГРН 1131400001545) к публичному акционерному обществу "Туймаада Даймонд" (ИНН 1435009280, ОГРН 1021401048338) о взыскании 115 945 руб. 68 коп., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищество собственников жилья "Времена года" (ИНН 1435162104, ОГРН 1051402188243), (суд первой инстанции: Васильева А.Б.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
"Фонд капитального ремонта многоквартирных домов республики Саха ( Якутия )" обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к публичному акционерному обществу "Туймаада Даймонд" о взыскании 115 945 руб. 68 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных 2 требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Времена года"
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2018 года исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, мотивируя тем, что решением собрания собственников от 16.03.2014, которое никем не оспорено, было принято решение об открытии специального счета в кредитной организации и следовательно ответчик обязан его исполнять. Судом не исследовался вопрос о перечислении ТСЖ "Времена года" в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) денежных средств перечисленных ответчиком ТСЖ "Времена года".
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил, во исполнение определения суда от 13.08.2018 г. представил пояснения относительно отсутствия поступления на счет фонда денежных средств от ТСЖ "Времена года" в счет оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в спорный период.
ТСЖ "Времена года" во исполнение определения суда от 13.08.2018 г. представило пояснения относительно того, что денежные средства полученные от ОАО "Туймаада-Даймонд" в размере 39665,02 руб. в виде взносов за капитальный ремонт по решению собрания ТСЖ "Времена года" от 16.03.2014 г. не перечислялись в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, публичному акционерному обществу "Туймаада Даймонд" на праве оперативного управления принадлежат:
- нежилое помещение площадью 254,1 кв.м., расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова д. 30, корп. 4, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2017 N 14/001/090/2017-41205;
- нежилое помещение площадью 68 кв.м., расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, д. 19, кв. 44, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2017 N 14/001/090/2017-41484;
- нежилое помещение площадью 58 кв.м., расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, д. 6, кв. 2, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2017 N 14/001/090/2017-41489.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за период июля 2014 г. по июнь 2017 г. послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных истцом требований.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Расходы на содержание общего имущества распределяются между всеми собственниками в долях, определяемых соотношением принадлежащих им площадей.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329- IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия)) настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно части 7 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ред. N 2 от 27.11.2014).
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30.12.2013 N 2133 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)"
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) опубликована в полном объеме 29.03.2014, спорные дома включены в региональную программу.
Следовательно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), не позднее 30 мая 2014 года, обязанность по уплате возникла по истечении трех месяцев, то есть с 01 июля 2014 года.
Согласно распоряжению Окружной администрации города Якутска от 10.06.2014 N 936р выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: г. Якутск, ул. Курашова д. 30, Ярославского, д. 19 на счете регионального оператора.
В связи, с чем доводы апеллянта о том, что решением собрания собственников от 16.03.2014, было принято решение об открытии специального счета в кредитной организации, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.06.2013 N 227 в целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года 1201-3 N1329-1V "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)" создана некоммерческая организация (фонда) "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)".
Постановлением Правительства Республика Саха (Якутия) от 28.06.2013 N 228 "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы" утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014 - 2016 годы по Республике Саха (Якутия) в нежилых помещениях каменных домов - 8,20 руб. на кв. м. в месяц.
Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 15.08.2016 N 338-п "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)" (с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 01.11.2016 N 489-п) с 01 января 2017 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах по Республике Саха (Якутия) для нежилых помещений в каменных многоквартирных домах - 9,84 руб. на кв. м. в месяц.
Истцом приведен расчет задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которым задолженность по взносам составила по спорным помещениям 115 945 руб. 68 коп.
Поскольку доказательств внесения ответчиком взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не представлено, суд первой инстанции правомерно признал требования истца о взыскании 115 945 руб. 68 коп. обоснованными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о перечислении денежных средств в адрес ТСЖ "Времена года" и в последующем в адрес истца, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку как следует из пояснений истца и третьего лица денежные средства в фонд капитального ремонта не перечислялись и не поступали.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2018 года по делу N А58-6356/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.