Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2018 г. N Ф05-20381/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А40-43100/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Комарова А.А.,
Судей: Титовой И.А., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Простой.ру" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-43100/18, принятое судьей Чадовым А.С. (12-289) по иску ООО "Простой.РУ" (ОГРН 1107746050004, ИНН 7705908531) к ответчику: РОСОБРНАДЗОР (ОГРН 1047796344111, ИНН 7701537808) о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 06.04.2017 г. N Ф-19-кс-2017,
при участии:
от истца: Журавлева О.Ю. по доверенности от 07.08.2018,
от ответчика: Гончарова Е.Е. по доверенности от 15.01.2018, Изгородина Ю.А. по доверенности от 17.01.2018.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "Простой.Ру" (далее - истец, исполнитель) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным одностороннего отказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - ответчик, заказчик) от исполнения контракта N Ф-19-кс-2017 от 06.04.2017 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебный актом истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, исковые требования удовлетворить.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе истцом заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы.
Суд, руководствуясь ст. 82 АПК РФ, определил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку для рассмотрения настоящего спора не требуются специальные познания, заявителем не обоснована необходимость в проведении экспертизы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав доводы сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на тот факт, что 06 апреля 2017 года между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - "Ответчик") и Обществом с ограниченной ответственностью "Простой.Ру" (далее - "Истец", "Исполнитель") был заключен государственный контракт N Ф-19-кс-2017 на выполнение работ (оказание услуг) по реализации комплекса технологических мер по оптимизации процедур подготовки, проведения и обработки результатов государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования (далее - "Контракт").
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель (Истец) по заданию Государственного заказчика (далее - Ответчика) обязуется выполнить работы (оказать услуги) по реализации комплекса технологических мер по оптимизации процедур подготовки, проведения и обработки результатов государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования и передать полученные при выполнении работ результаты (отчитаться об оказанных услугах) в порядке и на условиях, предусмотренных Государственным контрактом.
Все работы были выполнены Истцом в соответствии с требованиями Контракта и сданы в срок, установленный Таблицей N 1 Приложения N 1 к Контракту.
Однако, 28 декабря 2017 года Ответчик принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (далее -"Решение об одностороннем отказе").
Истец считает Решение об одностороннем отказе необоснованным, принятым с нарушением требований действующего законодательства.
Рособрнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с пунктом 5.39 указанного Положения Рособрнадзор осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности.
Как следует из материалов дела, открытый конкурс N Ф-19-кс-2017 по проекту: "Реализация комплекса технологических мер по оптимизации процедур подготовки, проведения и обработки результатов государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования" в рамках мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" задачи 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, был объявлен Рособрнадзором 27.02.2017.
На основании статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) между Рособрнадзором и ООО "Простой.Ру" был заключен государственный контракт от 06.04.2017 N Ф-19-кс-2017 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд (далее - Государственный контракт).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Государственного контракта ООО "Простой.Ру" обязался выполнить работы (оказать услуги) по реализация комплекса технологических мер по оптимизации процедур подготовки, проведения и обработки результатов государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования, а Рособрнадзор в порядке и на условиях, предусмотренных Государственным контрактом, принять и оплатить надлежащим образом исполненные обязательства.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Государственного контракта выполнение работ (оказание услуг) по нему должно было осуществляться в 1 этап в период с даты заключения Государственного контракта по 23.11.2017 (планируемая дата подписания акта сдачи-приемки исполнения обязательств - 30.11.2017).
В соответствии с приложением 1 к Государственному контракту в рамках исполнения обязательств по Государственному контракту было предусмотрено выполнение (оказание) следующих видов работ (услуг):
Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма
Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования
Адаптация программного обеспечения перекрёстного рассмотрения апелляций с целью перехода на технологию тонкого клиента
Разработка программного обеспечения решения доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и печати полного комплекта экзаменационных материалов
Разработка программного обеспечения компонента печати дополнительных бланков ответов (далее ДБО)
Разработка программного обеспечения средств коммуникации ППЭ с организациями регионального и федерального уровней.
Разработка программного обеспечения централизованной системы контроля и управления технологическими процессами ППЭ
Разработка интегрированного программного комплекса "Электронный ППЭ" и единых комплексных методических рекомендаций выполнения процедур подготовки и проведения ЕГЭ в ППЭ с учётом использования всех информационно-технологических решений
Проведение опытной эксплуатации разработанных и модернизированных компонент ФИС ГИА и приёма
Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме
Ответчик указывает, что в установленные Государственным контрактом срок ООО "Простой.Ру" выполнен только один вид работ (услуг) "Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма".
Факт неполучения Рособрнадзором предусмотренных Государственным контрактом результатов выполненных (оказанных) работ (услуг) подтверждается следующими обстоятельствами.
Основанием для выполнения видов работ (услуг) 2-11 Государственного контракта являлось выполнение вида работ (услуг) 1, в соответствии с которым ООО "Простой.Ру" должно было провести обследование, анализ текущего состояния и разработать комплексное техническое задание на развитие компонент ФИС ГИА и приёма (далее -Комплексное техническое задание).
Письмом от 23.05.2017 N 695 (вх. в Рособрнадзор от 24.05.2017 N 02-58-98) ООО "Простой.Ру" в адрес Рособрнадзора на согласование была направлена первая версия Комплексного технического задания.
Письмом от 30.05.2017 N 02-58-98/10-1463 Рособрнадзором в адрес ООО "Простой.Ру" был направлен мотивированный отказ в согласовании представленного документа с подробным описанием выявленных замечаний, в том числе в части несоответствия разработанного документа требованиям ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы", и установлением срока для устранения таких замечаний до 09.06.2017.
Письмом от 09.06.2017 N 890 (вх. в Рособрнадзор от 09.06.2017 N 02-58-134) в адрес Рособрнадзора на согласование поступила доработанная версия Комплексного технического задания с приложением описания внесенных изменений и указанием на то, что все выявленные ранее замечания были устранены.
Анализ представленного документа показал, что ООО "Простой.Ру" не устранена часть замечаний, а по части нововведений в тексте Комплексного технического задания выявлены новые замечания в связи с внесенными ООО "Простой.Ру" изменениями. В связи с этим письмом от 19.06.2017 N 02-58-134/10-1866 Рособрнадзором в адрес ООО "Простой.Ру" был направлен мотивированный отказ в согласовании представленного доработанного документа с подробным описанием выявленных замечаний, а также указанием замечаний, которые устранены.
Письмом от 29.06.2017 N 2128 (вх. в Рособрнадзор от 29.06.2017 N 02-58-162) на согласование поступила доработанная версия Комплексного технического задания, в ответ на которое письмом от 06.07.2018 N 02-58-162/10-2355 Рособрнадзором в адрес ООО "Простой.Ру" был направлен мотивированный отказ в его согласовании в связи с выявленными недостатками.
Письмом от 19.07.2017 N 2175 (вх. в Рособрнадзор от 20.07.2017 N 02-58-174) в адрес Рособрнадзора на согласование поступила доработанная версия Комплексного технического задания. В связи с выявленными недостатками письмом от 26.07.2017 N 02-58-174/10-2840 в адрес ООО "Простой.Ру" был направлен мотивированный отказ в его согласовании.
Письмом от 03.08.2017 N 2205 (вх. в Рособрнадзор от 03.08.2017 N 10-58-456) в адрес Рособрнадзора было представлено доработанное Комплексное техническое задание, которое письмом от 08.08.2017 N 10-58-456/10-2970 было согласовано.
В соответствии с пунктом 2.7 ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы" разработанное и согласованное Рособрнадзором Комплексное техническое задание содержит сведения о стадиях, этапах и сроках выполнения работ, а также документов, предъявляемых по окончанию этапа работ. Данные сведения отражены в таблице 26 "Состав работ по созданию и внедрению информационной системы" Комплексного технического задания (далее -Таблица 26).
Вместе с тем ООО "Простой.Ру" не были соблюдены сроки выполнения работ как установленные разработанным им Комплексным техническим заданием, так и установленные требованиями Государственного контракта.
В соответствии с таблицей 26 Комплексного технического задания разработка и модернизация всех компонент, предусмотренных Государственным контрактом, должна была быть осуществлена до 29.09.2017. в том числе должны были быть проведены их предварительные испытания на основании согласованной Рособрнадзором программы и методики испытаний.
Вместе с тем, 29.09.2017 то есть в дату, когда в соответствии с разработанным ООО "Простой.Ру" Комплексным техническим заданием должна была быть завершена разработка и модернизация всех компонент с целью перехода к реализации этапа ввода таких компонент в эксплуатацию, ООО "Простой.Ру" была представлена программа и методика предварительных испытаний только по виду работ (услуг) 2.
По иным видам работ (услуг) первая версия программ и методик предварительных испытаний представлялась позже (по виду работ (услуг) 3 -30.10.2017, по виду работ (услуг) 4 - 27.10.2017, по виду работ (услуг) 5 - 20.10.2017, по виду работ (услуг) 6 -25.10.2017, по виду работ (услуг) 7 - 20.10.2017, по виду работ (услуг) 8 - 13.10.2017).
При этом в связи с наличием в представляемых документах замечаний, в том числе в части их несоответствия требованиям ГОСТ, Рособрнадзором в адрес ООО "Простой.Ру" направлялись мотивированные отказы в их согласовании с описанием таких замечаний (письма от 02.10.2017 N 10-58-561/10-3316, от 10.11.2017 N 10-58-614/10-3522, от 10.11.2017 N 10-58-609/10-352, от 21.11.2017 N 10-58-685/10-3578, от 27.10.2017 N 10-58-593/10-3460, от 08.11.2017 N 10-58-603/10-3513, от 27.10.2017 N 10-58-594/10-3459, от 10.11.2017 N 10-58-629/10-3519, от 21.11.2017 N 10-58-687/10-3577, от 20.10.2017 N 10-58-588/10-3389, от 27.10.2017 N 10-58-604/10-3447, от 10.11.2017 N 10-58-615/10-3520).
В соответствии с согласованными программами и методиками испытаний ООО "Простой.Ру" проводились предварительные испытания. Так, с отступлением от сроков, установленных Комплексным техническим заданием, ООО "Простой.Ру" были проведены предварительные испытания: 09.10.2017 - по виду работ (услуг) 2; 09.11.2017 -по виду работ (услуг) 5; 16.11.2017 - по виду работ (услуг) 6; 23.11.2017 - по виду работ (услуг) 3 и по одному из двух модулей (модуль печати) вида работ (услуг) 4.
По результатам проведения указанных предварительных испытаний были составлены протоколы, в соответствии с которыми в ходе проведения испытаний были выявлены недостатки в программном обеспечении, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию.
Ответчик указал, что согласно условиям Государственного контракта все работы (услуги) по Государственному контракту должны были быть выполнены (оказаны) в период с даты заключения Государственного контракта по 23.11.2017.
В тоже время запросы ООО "Простой.Ру" о проведении повторных предварительных испытаний программного обеспечения по видам работ (услуг) 2, 3, 4, 5, 6 с целью надлежащего исполнения обязательств в установленный Государственным контрактом срок в адрес Рособрнадзора не поступали. При этом по второму модулю вида работ 4 (модуль доставки) и по видам работ (услуг) 7 и 8 предварительные испытания программного обеспечения в установленный Государственным контрактом срок ООО "Простой.Ру" не проведены.
Письмом от 23.11.2017 N 2563 (вх. в Рособрнадзор от 23.11.2017 N 07-58-210) ООО "Простой.Ру" с целью сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по Государственному контракту представил в адрес Рособрнадзора подписанную со своей стороны отчетную документацию.
29.11.2017 в соответствии с пунктом 4.3 Государственного контракта приемочной комиссией Государственного заказчика была проведена проверка результатов исполнения ООО "Простой.Ру" обязательств по Государственному контракту на предмет соответствия выполненных работ (оказанных услуг) и представленной отчетной документации требованиям и условиям Государственного контракта.
По результатам данной проверки приемочной комиссией Государственного заказчика были выявлены несоответствия представленной документации и результатов выполненных работ (оказанных услуг) требованиям Государственного контракта, в связи с чем на основании пункта 4.4 Государственного контракта приемочной комиссией было составлено мотивированное заключение о ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по Государственному контракту в форме акта от 29.11.2017 N 1-ВН/Ф-19-КС-2017.
В соответствии с данным актом было установлено, что по состоянию на 29.11.2017:
По видам работ (услуг) 2-8 ООО "Простой.Ру" либо не проведены предварительные испытания, либо проведены предварительные испытания, по результатам которых в программном обеспечении выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию.
По виду работ (услуг) 9, предусматривающего проведение опытной эксплуатации разработанных и модернизированных компонент ФИС ГИА и приёма, в связи с отсутствием программного обеспечения, принятого в опытную эксплуатацию, работы также не выполнены.
По виду работ (услуг) 10 в составе отчетной документации не представлены документы, предусмотренные Государственным контрактом.
Таким образом, по состоянию на 29.11.2017 ООО "Простой.Ру" был выполнен только вид работ (услуг) 1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма.
В соответствии с пунктом 4.7 Государственного контракта с учетом мотивированного заключения Приемочной комиссии письмом от 01.12.2017 N 10-816 (копия прилагается) в адрес ООО "Простой.Ру" направлен мотивированный отказ от принятия исполнения обязательств по Государственному контракту.
В соответствии с Актом от 29.11.2017 N 1-ВН/Ф-19-кс-2017 и мотивированным отказом от 01.12.2017 N 10-816 Исполнителю был установлен срок устранения выявленных недостатков и предоставления документов, подтверждающих устранение выявленных недостатков, не позднее 15.12.2017.
Согласно письму от 15.12.2017 N 2630 (вх. в Рособрнадзор от 15.12.2017 N 07-58-229) ООО "Простой.Ру" предоставил в Рособрнадзор доработанную отчетную документацию о выполненных работах (оказанных услугах) по Государственному контракту.
Вместе с тем по состоянию на 21.12.2017 приемочной комиссией были также выявлены несоответствия представленной документации и результатов выполненных работ (оказанных услуг) требованиям Государственного контракта, в связи с чем было составлено мотивированное заключение о ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по Государственному контракту в форме акта от 21.12.2017 N 2-ВН/Ф-19-кс-2017 (копия прилагается) и в адрес ООО "Простой.Ру" письмом от 21.12.2017 N 10-860 (копия прилагается) направлен мотивированный отказ от принятия исполнения обязательств по Государственному контракту со сроком устранения выявленных недостатков не позднее 22.12.2017.
По состоянию на 21.12.2017 было установлено:
По виду работ (услуг) 2 в составе отчетной документации не представлено программное обеспечение, допущенное в опытную эксплуатацию, так как предварительные испытания были проведены 15.12.2017.
По видам работ (услуг) 3-8 ООО "Простой.Ру" либо не проведены предварительные испытания, либо проведены предварительные испытания, по результатам которых в программном обеспечении выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию.
По виду работ (услуг) 9, предусматривающего проведение опытной эксплуатации разработанных и модернизированных компонент ФИС ГИА и приёма, в связи с отсутствием программного обеспечения, принятого в опытную эксплуатацию, работы также не выполнены.
Таким образом, по состоянию на 21.12.2017 ООО "Простой.Ру" был выполнен только вид работ (услуг) 1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма и вид работ (услуг) 10. Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
В связи с заверением представителя ООО "Простой.Ру" на заседании приемочной комиссии 21.12.2017 о высокой степени готовности разработанного программного обеспечения, по которому результаты проведенных предварительных испытаний были отрицательными, 22.12.2017 представители Рособрнадзора приняли участие в очередных предварительных испытаниях, по результатам которых в программном обеспечении также были выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию.
После завершения предварительных испытаний письмом от 22.12.2017 N 2655 (вх. в Рособрнадзор от 22.12.2017 N 07-58-236) ООО "Простой.Ру" была представлена повторно доработанная отчетная документация о выполненных работах (оказанных услугах) по Государственному контракту.
25.12.2017 приемочной комиссией Государственного заказчика была проведена проверка результатов исполнения ООО "Простой.Ру" обязательств по Государственному контракту на предмет соответствия выполненных работ (оказанных услуг) и представленной доработанной отчетной документации требованиям и условиям Государственного контракта.
По состоянию на 25.12.2017 было установлено, что по результатам проведенных предварительных испытаний решение о допуске программного обеспечения к опытной эксплуатации 19.12.2017 было принято только по одному виду работ (услуг) 2. Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования.
По иным видам работ (услуг) в рамках предварительных испытаний в представленном ООО "Простой.Ру" программном обеспечении были выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию. Выявленные замечания указаны в протоколах, которые направлены в адрес ООО "Простой.Ру".
Проведя проверку представленной ООО "Простой.Ру" доработанной отчетной документации, принимая во внимание установленные комиссией факты, учитывая мнение работников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, участвующих в проведении предварительных испытаний 21.12.2017 и 22.12.2017, и то, что срок выполнения работ (оказания услуг) в полном объеме, был установлен Государственным контрактом 23.11.2017, а также то, что в неоднократно установленные Рособрнадзором разумные сроки ООО "Простой.Ру" не были устранены выявленные недостатки в результатах исполнения обязательств по Государственному контракту, приемочной комиссией Государственному заказчику было рекомендовано следующее:
принять фактически исполненные обязательства по Государственному контракту в объеме 3 из 10 видов работ (услуг), а именно исполненные обязательства по следующим видам работ (услуг):
Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма,
Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования.
Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме,
взыскать с Исполнителя неустойку в связи с просрочкой исполнения обязательств, а также ненадлежащим исполнением обязательств по Государственному контракту.
направить в адрес Исполнителя предложение расторгнуть Государственный контракт по соглашению сторон. В случае получения отказа Исполнителя в подписании соглашения о расторжении Государственного контракта по соглашению сторон осуществить процедуру одностороннего отказа от исполнения обязательств по Государственному контракту и направить соответствующие сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
потребовать от Исполнителя возврата авансового платежа, произведённого в соответствии с подпунктом 3.3.1 Государственного контракта.
С учетом мотивированного заключения Приемочной комиссии (акт от 25.12.2017 N Ф-19-кс-2017) письмом от 27.12.2017 N 08-299 (копия прилагается) в адрес ООО "Простой.Ру" были направлены:
- Требование об уплате неустойки (штрафа, пени) и возврате авансового платежа;
- 2 экземпляра подписанных со стороны Государственного заказчика акта от 25.12.2017 N Ф-19-кс-2017 сдачи-приемки исполнения обязательств по Государственному контракту от 06.04.2017 N Ф-19-кс-2017;
- 2 экземпляра подписанных со стороны Государственного заказчика соглашения о расторжении государственного контракта по соглашению сторон с установлением срока для подписания указанного соглашения со стороны ООО "Простой.Ру" не позднее 27.12.2017.
В установленный срок документы, подтверждающие подписание соглашение о расторжении со стороны ООО "Простой.Ру", в адрес Государственного заказчика не поступали.
Согласно пункту 9.5 Государственного контракта расторжение Государственного контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Государственного контракта от исполнения Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Руководствуясь положениями Государственного контракта и нормами ГК РФ, а также с учетом отказа ООО "Простой.Ру" от расторжения Государственного контракта по соглашению сторон, 28.12.2017 Рособрнадзором было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта.
Учитывая изложенное, решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта принято Рособрнадзором в полном соответствии с условиями Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
ООО "Простой.Ру" не устранены нарушения условий Государственного контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе, в связи с чем данное решение вступило в силу
В соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Рособрнадзора об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта было:
1) размещено в единой информационной системе 28.12.2017,
2) направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "Простой.Ру", указанному в Государственном контракте, 28.12.2017,
3) направлено по адресу электронной почты 28.12.2017.
Решение об одностороннем отказе было получено ООО "Простой.Ру" 09.01.2018, что подтверждается письмом ООО "Простой.Ру" от 09.01.2018 N 3 (вх. от 09.01.2018 N 10-58-3), а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированным на официальном сайте ФГУП "Почта России". Таким образом, подтверждение о вручении решения ООО "Простой.Ру" получено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 09.01.2018.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом согласно части 14 статьи 95 указанного федерального закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, для отмены Рособрнадзором принятого решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта ООО "Простой.Ру" должно было в срок не позднее 19.01.2018 устранить выявленные нарушения условий Государственного контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Письмом от 11.01.2018 N 13 (вх. от 11.01.2018 N 07-58-1) ООО "Простой.Ру" была представлена доработанная отчетная документация по Государственному контракту с указанием на устранение выявленных недостатков по видам работ (услуг) 3-8 и заявлением о готовности проведения опытной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с требованиями Государственного контракта по виду работ (услуг) 9.
При этом в соответствии с запросом ООО "Простой.Ру" (письмо от 12.01.2018 N 17) и после сдачи им доработанной отчетной документации (11.01.2018) 15.01.2018 и 17.01.2018 были проведены повторные предварительные испытания по видам работ 3-7 Государственного контракта. Для участия в предварительных испытаниях Рособрнадзором были направлены работники Рособрнадзора, а также представители ФГБУ "Федеральный центр тестирования" и ФГАНУ "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти" по соответствующему запросу Рособрнадзора.
Ответчик указал, что при проведении 17.01.2018 предварительных испытаний по виду работ 3 в связи с выявленными недостатками в разработанном программном обеспечении по инициативе уполномоченных представителей ООО "Простой.Ру" такие испытания были прерваны, о чем свидетельствует соответствующий протокол испытаний.
По результатам проведенных 15.01.2018 и 17.01.2018 предварительных испытаний в представленном программном обеспечении (вид работ (услуг) 4, 5, 6, 7) были выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию, о чем в присутствии представителей ООО "Простой.Ру" составлены соответствующие протоколы испытаний. Данные протоколы направлены в адрес ООО "Простой.Ру" письмами от 16.01.2018 N 10-13 и от 18.01.2018 N 10-22.
Заседание приемочной комиссии по инициативе Рособрнадзора было проведено в сроки, установленные пунктом 4.3 Государственного контракта, а именно 18.01.2018, по результатам которого было составлено мотивированное заключение о ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по Государственному контракту в форме акта от 18.01.2018 N Ф-19-кс-2017.
С учетом заключения ответственного за реализацию Государственного контракта структурного подразделения Рособрнадзора, а также с учетом приглашенных на заседание приемочной комиссии заключений представителей ФГБУ "Федеральный центр тестирования" и ФГАНУ "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти", рассмотрев представленную ООО "Простой.Ру" отчетную документацию и проведя проверку соответствия результатов выполненных работ (оказанных услуг) требованиям государственного контракта, комиссия:
1. пришла к выводу об отсутствии по состоянию на 18.01.2018 оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, принятое 28.12.2017;
2. подтвердила, что объем фактически исполненных ООО "Простой.Ру" обязательств по Государственному контракту по состоянию на 18.01.2018 не изменился и остается в объеме трех видов работ:
Вид работ (услуг) 1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма
Вид работ (услуг) 2. Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования;
Вид работ (услуг) 10. Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
с учетом фактически исполненных обязательств по Государственному контракту посчитала необходимым потребовать от ООО "Простой.Ру" возврата авансового платежа, произведённого в соответствии с подпунктом 3.3.1 Государственного контракта.
на основании пунктов 7.2.1, 7.2.2 и 7.2.3 государственного контракта посчитала необходимым осуществить взыскание с ООО "Простой.Ру" штрафа, также осуществить перерасчет подлежащей к взысканию ООО "Простой.Ру" пени в связи с просрочкой исполнения обязательств по Государственному контракту.
При этом на заседании приемочной комиссии представителю ООО "Простой.Ру" озвучено, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе ООО "Простой.Ру" имеет право устранить нарушения условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "Простой.Ру" (09.01.2018) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 19.01.2018.
По запросу ООО "Простой.Ру" 19.01.2018 в присутствии представителей Рособрнадзора были проведены очередные предварительные испытания программного обеспечения (вид работ (услуг) 4, 6).
С учетом проведенных испытаний письмом от 19.01.2018 N 33 (вх. от 19.01.2018 N 07-58-4) ООО "Простой.Ру" была представлена новая версия доработанной отчетной документации по Государственному контракту.
По инициативе Рособрнадзора с целью коллегиального рассмотрения результатов исполнения обязательств по Государственному контракту и рекомендации Государственному заказчику по результатам такого рассмотрения о наличии или отсутствии оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта 19.01.2018 было проведено еще одно заседание приемочной комиссии.
По результатам заседания был составлен акт от 19.01.2018 N Ф-19-кс-2017 (копия прилагается), в соответствии с которыми комиссией было установлено:
По результатам проведенных предварительных испытаний 19.01.2018 в программном обеспечении по виду работ (услуг) 4 (модуль печати полного комплекта ЭМ), 6, представленном ООО "Простой.Ру" на такие испытания, были выявлены недостатки, не позволяющие допустить его до опытной эксплуатации.
Соответствующие протоколы направлены в адрес ООО "Простой.Ру".
Одновременно, по результатам проведенных 19.01.2018 предварительных испытаний модуль доставки ЭМ в ППЭ по Интернет федерального уровня по виду работ (услуг) 4 был принят и допущен до опытной эксплуатации.
Вместе с тем комиссия отмечает, что вид работ (услуг) 4 предусматривает разработку программного обеспечения решения доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и печати полного комплекта экзаменационных материалов. Указанное решение в соответствии с комплексным техническим заданием состоит из двух модулей: модуля доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и модуля печати полного комплекта экзаменационных материалов.
При этом в ходе предварительных испытаний был проверен (оттестирован) и допущен до опытной эксплуатации модуль, обеспечивающий только доставку экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет. Проведенные испытания модуля печати полного комплекта экзаменационных материалов показали его несоответствие требованиям комплексного технического задания.
Таким образом, полученный по виду работ (услуг) 4 результат, а именно модуль доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет не представляет для Государственного заказчика потребительской ценности, так как является составной частью решения доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и печати полного комплекта экзаменационных материалов и не может быть использован отдельно.
В соответствии с условиями Государственного контракта в рамках вида работ (услуг) 8 должны быть разработаны интегрированный программный комплекс "Электронный ППЭ" и единые комплексные методические рекомендации выполнения процедур подготовки и проведения ЕГЭ в ППЭ с учетом использования всех информационно-технологических решений. При этом согласно пункту 4.2.8.1 Комплексного технического задания интегрированный программный комплекс "Электронный ППЭ" должен обеспечить интеграцию модулей и компонентов ФИС ГИА. В интегрированный программный комплекс "Электронный ППЭ" входят модули и компоненты, программное обеспечение по которым должно быть разработано в рамках видов работ (услуг) 4-7. Таким образом, данный вид работ (услуг) не выполнен ООО "Простой.Ру", так как проведение предварительных испытаний интегрированного программного комплекса "Электронный ППЭ" возможно только после проведения успешных предварительных испытаний по видам работ (услуг) 4-7.
В рамках вида работ (услуг) 9 должна быть проведена опытная эксплуатация разработанных и модернизированных компонент ФИС ГИА и приёма. С учетом того, что ООО "Простой.Ру" проведены предварительные испытания, по результатам которых в программном обеспечении выявлены недостатки, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию, ООО "Простой.Ру" не проведена опытная эксплуатация компонент ФИС ГИА, предусмотренная данным видом работ (услуг).
Учитывая изложенное, рассмотрев представленную ООО "Простой.Ру" письмом от 19.01.2018 N 33 (вх. от 19.01.2018 N 07-58-4) доработанную отчетную документацию и проведя проверку соответствия результатов выполненных работ (оказанных услуг) требованиям государственного контракта, учитывая результаты предварительных испытаний, проведенных 15.01.2018, 17.01.2018 и 19.01.2018, приемочная комиссия:
1. пришла к выводу об отсутствии по состоянию на 19.01.2018 оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, принятого 28.12.2017;
2. подтвердила, что объем фактически исполненных ООО "Простой.Ру" обязательств по Государственному контракту по состоянию на 19.01.2018 не изменился и остается в объеме трех видов работ:
Вид работ (услуг) 1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма;
Вид работ (услуг) 2. Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования;
Вид работ (услуг) 10. Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
с учетом фактически исполненных обязательств по Государственному контракту считает необходимым потребовать от Исполнителя возврата авансового платежа, произведённого в соответствии с подпунктом 3.3.1 Государственного контракта;
на основании пунктов 7.2.1, 7.2.2 и 7.2.3 Государственного контракта считает необходимым осуществить взыскание с ООО "Простой.Ру" штрафа, а также осуществить перерасчет подлежащей к взысканию ООО "Простой.Ру" пени в связи с просрочкой исполнения обязательств по Государственному контракту.
Таким образом, в установленный требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срок ООО "Простой.Ру" не устранены нарушения условий Государственного контракта, послужившие основанием для принятия Рособрнадзором решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, в связи с чем основания для отмены такого решения у Рособрнадзора отсутствовали.
Учитывая изложенное, с учетом исполнения Рособрнадзором в полном объеме требований Закона о контрактной системе по надлежащему уведомлению ООО "Простой.Ру" о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, а также с учетом того, что ООО "Простой.Ру" не устранены нарушения условий Государственного контракта в установленные указанным федеральным законом сроки, Государственный контракт считается расторгнутым 20.01.2018.
Подтверждением исполнения Рособрнадзором в полном объеме требований Закона о контрактной системе порядка расторжения Государственного контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения является решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 02.02.2018 N ГЗРНП/12 по делу N 18/44/104/12 о включении сведений об ООО "Простой.Ру" в реестр недобросовестных поставщиков.
В своем исковом заявлении ООО "Простой.Ру" утверждает, что все работы (услуги), предусмотренные Государственным контрактом, были выполнены (оказаны) им в полном объеме, одновременно указывая, что "недостатки программного обеспечения, разрабатываемого в рамках видов работ 3-8 по Контракту, никаким образом не повлияли на опытную эксплуатацию этого программного обеспечения", то есть признавая наличие таких недостатков.
Наличие недостатков в разработанном ООО "Простой.Ру" программном обеспечении подтверждается неоднократно проведенными предварительными испытаниями, по результатам которых составлены соответствующие протоколы
Таким образом, истцом не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по контракту, в то время как ответчик обоснованно принял решение об одностороннем отказа от исполнения контракта.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции признает верными выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Довод Истца о том, что выводы Арбитражного суда города Москвы не соответствуют обстоятельствам дела, не обоснован, в связи с чем судом не принимается.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 государственного контракта от 06.04.2017 N Ф-19-кс-2017 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд (далее -Государственный контракт) ООО "Простой.Ру" обязался выполнить работы (оказать услуги) по реализация комплекса технологических мер по оптимизации процедур подготовки, проведения и обработки результатов государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования, а Рособрнадзор в порядке и на условиях. предусмотренных Государственным контрактом, принять и оплатить надлежащим образом исполненные обязательства.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Государственного контракта выполнение работ (оказание услуг) по нему должно было осуществляться в 1 этап в период с даты заключения Государственного контракта по 23.11.2017 (планируемая дата подписания акта сдачи-приемки исполнения обязательств - 30.11.2017).
В соответствии с приложением N 1 к Государственному контракту в рамках исполнения обязательств по Государственному контракту было предусмотрено выполнение (оказание) следующих видов работ (услуг):
1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма.
2. Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования.
3. Адаптация программного обеспечения перекрёстного рассмотрения апелляций с целью перехода на технологию тонкого клиента.
4. Разработка программного обеспечения решения доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и печати полного комплекта экзаменационных материалов.
5. Разработка программного обеспечения компонента печати дополнительных бланков ответов (далее ДБО).
6. Разработка программного обеспечения средств коммуникации ППЭ с организациями регионального и федерального уровней.
7. Разработка программного обеспечения централизованной системы контроля и управления технологическими процессами ППЭ.
8. Разработка интегрированного программного комплекса "Электронный ППЭ" и единых комплексных методических рекомендаций выполнения процедур подготовки и проведения ЕГЭ в ППЭ с учётом использования всех информационно-технологических решений.
9. Проведение опытной эксплуатации разработанных и модернизированных компонент ФИС ГИА и приёма.
10. Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
Основанием для выполнения видов работ (услуг) 2-11 Государственного контракта являлось выполнение вида работ (услуг) 1. в соответствии с которым ООО "Простой.Ру" должно было провести обследование, анализ текущего состояния и разработать комплексное техническое задание на развитие компонент ФИС ГИА и приёма (далее -Комплексное техническое задание).
В соответствии с пунктом 2.7 ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы" разработанное и согласованное Рособрнадзором Комплексное техническое задание содержит сведения о стадиях, этапах и сроках выполнения работ, а также документов, предъявляемых по окончанию этапа работ. Данные сведения отражены в таблице 26 "Состав работ по созданию и внедрению информационной системы" Комплексного технического задания (далее - Таблица 26).
При этом необходимо отметить, что Комплексное техническое задание разрабатывалось непосредственно ООО "Простой.Ру" и сроки выполнения определенных этапов работ устанавливались ООО "Простой.Ру" в пределах сроков выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту самостоятельно.
Вместе с тем ООО "Простой.Ру" не были соблюдены сроки выполнения работ как установленные разработанным им Комплексным техническим заданием, так и установленные требованиями Государственного контракта.
Так, в соответствии с таблицей 26 Комплексного технического задания разработка и модернизация всех компонент, предусмотренных Государственным контрактом, должна была быть осуществлена до 29.09.2017. в том числе должны были быть проведены их предварительные испытания на основании согласованной Рособрнадзором программы и методики испытаний.
Вместе с тем 29.09.2017 то есть в дату, когда в соответствии с разработанным ООО "Простой.Ру" Комплексным техническим заданием должна была быть завершена разработка и модернизация всех компонент с целью перехода к реализации этапа ввода таких компонент в эксплуатацию, ООО "Простой.Ру" была представлена программа и методика предварительных испытаний только по виду работ (услуг) 2.
По иным видам работ (услуг) первая версия программ и методик предварительных испытаний представлялась позже (по виду работ (услуг) 3 - 30.10.2017. по виду работ (услуг) 4 - 27.10.2017, по виду работ (услуг) 5 - 20.10.2017. по виду работ (услуг) 6 -25.10.2017, по виду работ (услуг) 7 - 20.10.2017, по виду работ (услуг) 8 - 13.10.2017).
При этом в связи с наличием в представляемых документах замечаний, в том числе в части их несоответствия требованиям ГОСТ, Рособрнадзором в адрес ООО "Простой.Ру" направлялись мотивированные отказы в их согласовании с описанием таких замечаний.
В соответствии с согласованными программами и методиками испытаний ООО "Простой.Ру" проводились предварительные испытания. Так, с отступлением от сроков, установленных Комплексным техническим заданием, ООО "Простой.Ру" были проведены предварительные испытания: 09.10.2017 - по виду работ (услуг) 2; 09.11.2017 -по виду работ (услуг) 5; 16.11.2017 - по виду работ (услуг) 6; 23.11.2017 - по виду работ (услуг) 3 и по одному из двух модулей (модуль печати) вида работ (услуг) 4.
По результатам проведения указанных предварительных испытаний были составлены протоколы, в соответствии с которыми в ходе проведения испытаний были выявлены недостатки в программном обеспечении, не позволяющие принять его в опытную эксплуатацию.
Рособрнадзор отмечает, что согласно условиям Государственного контракта все работы (услуги) по Государственному контракту должны были быть выполнены (оказаны) в период с даты заключения Государственного контракта по 23.11.2017.
В тоже время запросы ООО "Простой.Ру" о проведении повторных предварительных испытаний программного обеспечения по видам работ (услуг) 2, 3, 4, 5, 6 с целью надлежащего исполнения обязательств в установленный Государственным контрактом срок в адрес Рособрнадзора не поступали. При этом по второму модулю вида работ 4 (модуль доставки) и по видам работ (услуг) 7 и 8 предварительные испытания программного обеспечения в установленный Государственным контрактом срок ООО "Простой.Ру" не проведены вообще.
В предусмотренный Государственным контрактом период (с даты заключения Государственного контракта по 23.11.2017), когда ООО "Простой.Ру" должно было выполнить работы (услуги) в полном объеме, в соответствии с запросами ООО "Простой.Ру" в присутствии представителей Рособрнадзора были проведены только 5 предварительных испытаний с выводом о невозможности принять такое программное обеспечение в опытную эксплуатацию.
Остальные 18 предварительных испытаний были проведены ООО "Простой.Ру" по истечении срока окончания выполнения работ (оказания услуг), предусмотренного Государственным контрактом. При этом Рособрнадзором обеспечивалось присутствие своих представителей с целью исполнения ООО "Простой.Ру" обязательств по Государственному контракту.
Таким образом, всего было проведено 23 предварительных испытания разработанного программного обеспечения, на которые в соответствии с запросами ООО "Простой.Ру" направлялись представители Рособрнадзора.
При этом Рособрнадзор оказывал полное содействие ООО "Простой.Ру" в реализации Государственного контракта, что в том числе подтверждается направлением работников Рособрнадзора для участия в предварительных испытаниях как в рамках установленных сроков выполнения работ (оказания услуг) по Государственном) контракту, как в рамках сроков, устанавливаемых ООО "Простой.Ру" для устранения выявленных недостатков, так и после сдачи ООО "Простой.Ру" доработанной в установленный для доработки отчетной документации с целью получения предусмотренных Государственным контрактов результатов.
Кроме того, в рамках проведения процедуры сдачи-приемки исполнения обязательств по Государственному контракту Истцу неоднократно предоставлялась возможность устранения выявленных Приемочной комиссией недостатков с целью сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по Государственному контракту.
Вместе с тем по состоянию на 25.12.2017 Истцом было выполнено только 3 вида работ (услуг) из 10, а именно:
"1. Проведение обследования, анализ текущего состояния и разработка комплексного технического задания на развитие компонент ФИС ГИА и приёма".
"2. Разработка программного обеспечения технологического решения по загрузке в ФИС ГИА и приёма результатов проведения других процедур оценки качества образования".
"10. Адаптация модели сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме".
Учитывая изложенное, а также то, что срок выполнения работ (оказания услуг) в полном объеме был установлен Государственным контрактом 23.11.2017 и в неоднократно установленные Рособрнадзором разумные сроки ООО "Простой.Ру" не были устранены выявленные недостатки в результатах исполнения обязательств по Государственному контракту. Приемочной комиссией Государственному заказчику было рекомендовано следующее:
1. принять фактически исполненные обязательства по Государственному контракту в объеме 3 из 10 видов работ (услуг).
2. взыскать с Исполнителя неустойку в связи с просрочкой исполнения обязательств. а также ненадлежащим исполнением обязательств по Государственному контракту.
3. направить в адрес Исполнителя предложение расторгнуть Государственный контракт по соглашению сторон.
4. потребовать от Исполнителя возврата авансового платежа, произведённого в соответствии с подпунктом 3.3.1 Государственного контракта.
В связи с тем, что в установленный срок документы, подтверждающие подписание соглашения о расторжении со стороны ООО "Простой.Ру", в адрес Государственного заказчика не поступили. Рособрнадзором на основании пункта 9.5 Государственного контракта 28.12.2017 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ установлено, что в случае если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта принято Рособрнадзором в полном соответствии с условиями Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем отказе было получено ООО "Простой.Ру" 09.01.2018. что подтверждается письмом ООО "Простой.Ру" от 09.01.2018 N 3, а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированным на официальном сайте ФГУИ "Почта России". Таким образом, подтверждение о вручении решения ООО "Простой.Ру" получено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 09.01.2018.
Таким образом, для отмены Рособрнадзором принятого решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта ООО "Простой.Ру" должно было в срок не позднее 19.01.2018 устранить выявленные нарушения условий Государственного контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Вместе с тем в установленный требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срок ООО "Простой.Ру" не устранены нарушения условий Государственного контракта. послужившие основанием для принятия Рособрнадзором решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, в связи с чем основания для отмены такого решения у Рособрнадзора отсутствовали.
Подтверждением исполнения Рособрнадзором в полном объеме требований Закона о контрактной системе порядка расторжения Государственного контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения является решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 02.02.2018 N ГЗРНП/12 по делу N 18/44/104/12 о включении сведений об ООО "Простой.Ру" в реестр недобросовестных поставщиков.
Законность и обоснованность указанного решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок также подтверждена решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2018 по делу N А40-97227/2018.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства Истца о назначении судебной экспертизы по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы. арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Исходя из приведенной нормы, назначение экспертизы, во-первых, является правом, а не обязанностью суда, и, во-вторых, возможно в случае, когда при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания.
Заявляя ходатайство, Истец не обосновал, какие именно вопросы рассматриваемого спора требуют специальных познаний, и без экспертной оценки которых вынесение решения не будет обоснованным.
Все аргументы Истца относительно необходимости назначения экспертизы сводились к несогласию с решением Ответчика об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд был вправе оценить представленные сторонами доказательства самостоятельно.
Следовательно, Арбитражный суд города Москвы правомерно не удовлетворил заявленное ходатайство.
Кроме того, вопрос о том, соответствуют ли выполненные работы (оказанные услуги) условиям Государственного контракта, уже выносился на рассмотрение Приемочной комиссии Ответчика, которая в установленном законом и Государственным контрактом порядке проводила приемку результатов выполненных (оказанных) Истцом работ (услуг) по Государственному контракту.
На основании изложенного коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции в полном объёме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, им дана надлежащая правовая оценка; судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-43100/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Комаров |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.