г.Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А40-52506/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Петровой О.О.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Верстовой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карамурзовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансмост Сочи" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.06.2018 г. по делу N А40-52506/18, принятое судьей Цыдыповой А.В. по иску
ООО "Трансмост Сочи"
к "НОПРИЗ"
третье лицо: Ассоциация ЭАЦП "Проектный портал"
о взыскании денежных средств
при участи в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Тверетин А.Р. по доверенности от 05.12.2016 г.;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансмост Сочи" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОПРИЗ) об обязании НОПРИЗ перечислить денежные средства в размере 150 000 руб. 00 коп., внесенные ООО "Трансмост Сочи" в компенсационный фонд СРО НП "МАП Эксперт", в Ассоциацию ЭАЦП "Проектный портал".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Ассоциация ЭАЦП "Проектный портал".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18 июня 2018 года по делу N А40-53312/18 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что заявления о перечислении спорных денежных средств было направлено в адрес ответчика в период поступления ему средств от СРО НП "МАП Эксперт", при этом законные основания для отказа в перечислении денежных средств у ответчика отсутствовали.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом п.п. 4 - 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ввиду чего жалоба рассмотрена в порядке п.5 ст.156, ст.266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда города Москвы подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ТРАНСМОСТ СОЧИ" являлось членом СРО НП "МАП Эксперт".
Во исполнение п.6 ст.55 16 ГрК РФ истец произвел оплату суммы взноса в компенсационный фонд в размере 150 000 руб. 00 коп. в соответствии с платежным поручением N 495 от 03.07.2014 г.
Приказом Ростехнадзора N СП-122 от 27.10.2017 г. СРО НП "МАП Эксперт" исключено из государственного реестра СРО.
30.10.2017 г. истец был принят в члены Ассоциации ЭАЦП "Проектный портал", что подтверждается протоколом N 12 от 30.10.2017 г. (номером в государственном реестре N СРО-П-019-26082009).
Поскольку истец неоднократно (31.10.2017 г., 07.11.2017 г.) обращался в адрес ответчика о перечислении зачисленных на счет ответчика средств компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт", однако указанное требование ответчик не выполнил, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
НОПРИЗ в соответствии с п.1 ч.2 ст.55.20 ГрК РФ является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
Согласно ч.1 ст.55.20, ст.55.4 ГрК РФ, национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза). Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации установленных ГрК РФ требований, включая наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном ст.55.16 ГрК РФ.
Согласно ч.1 ст.55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 настоящего Кодекса.
Положениями ч.14 ст.55.16 ГрК РФ определено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст. 60 и 60.1 настоящего Кодекса.
Требованиями ч.15 ст.55.16 ГрК РФ определено, что национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в ч.14 ст.55.16 ГрК РФ, в соответствии с требованиями, установленными ст.55.16.1 ГрК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.55.16.1 ГрК РФ, средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, внесенные на специальные банковские счета, используются на цели и в случаях, которые указаны в ч. 4 и5 ст.55.16 ГрК.
Частью 17 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Суд первой инстанции установил, что 02.11.2017 г. СРО НП "МАП Эксперт" исполнило частично требование ответчика о перечислении средств компенсационного фонда на специальный счет компенсационного фонда возмещения вреда НОПРИЗ денежную сумму в размере 8260000 руб. 00 коп.
21.11.2017 г. СРО НП "МАП Эксперт" дополнительно произвело перечисление ответчику часть средств компенсационного фонда на специальный счет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательства 20500 руб. 00 коп.
В связи с исключением из реестра и неисполнением СРО НП "МАП Эксперт" требования НОПРИЗ о перечислении в полном объеме средств компенсационного фонда, ответчиком издан приказ N 67 от 15.11.2017 г., на основании которого был определен минимальный размер средств компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт" в сумме 663150000 руб. 00 коп. по состоянию на 27.10.2017 г.
По настоящее время остаток средств компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт" в размере 654869500 руб. 00 коп. в НОПРИЗ не перечислило.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку денежные средства компенсационного фонда СРО НП "МАП Эксперт" на специализированный счет НОПРИЗ в полном объеме не поступили, отказ в удовлетворении требований истца о перечислении ответчиком средств компенсационного фонда на счет третьего лица правомерен.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что требование истца не может быть удовлетворено за счет средств компенсационного фонда иных СРО, так как это не предусмотрено действующим законодательством.
Апелляционный суд не может признать вышеприведенные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно пп.9 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности; в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.55.7 ГрК РФ членство в саморегулируемой организации прекращается в случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации.
Принцип безусловности добровольного выхода закреплен в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В части 3 статьи 8 указанного Закона предусмотрено право выхода участников из некоммерческого партнерства по своему усмотрению.
Согласно п.3.1 ст.55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления на бумажном носителе или в этот же день в случае его поступления в форме электронного документа (пакета электронных документов) направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление об этом.
В силу п.5 ст.3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 372-ФЗ от 03.07.2016 г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п.7 указанной статьи, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.
Как следует из ч.5 Порядка взаимодействия, утвержденного приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2015 N 40211), саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.
Частью 11 Порядка установлено, что члены исключенной саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций.
Согласно ч.14 Порядка Национальное объединение саморегулируемых организаций в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления, указанного в ч.12 настоящего Порядка, перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в перечислении таких средств.
В силу п.15 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 г. N 643/пр, основанием для отказа в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации является непоступление на счет НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт перечисления СРО НП "МАП Эксперт" в НОПРИЗ денежных средств компенсационного фонда в полном объеме.
Между тем апелляционная коллегия полагает, что сами по себе данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у истца права на обращения в арбитражный суд с требованиями к НОПРИЗ о перечислении средств компенсационного фонда на счет другой саморегулируемой организации.
При этом апелляционный суд отмечает, что обстоятельства исключения СРО НП "МАП Эксперт" из реестра саморегулируемых организаций, последующее перечисление указанным СРО средств компенсационного фонда на счет ответчика, а также последующие действия соответствующих уполномоченных лиц и органов по распоряжению денежными средствами компенсационного фонда лежат вне сферы волеизъявлений истца.
Из части 17 статьи 55.16 ГрК РФ следует, что порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 (исключение сведений о СРО из госреестра) и 16 (в случае наступления событий, указанных в ч.14 юр. лицо вправе обратиться с заявлением...) настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание своевременную подачу истцом заявления о перечислении средств компенсационного фонда, апелляционный суд полагает, что исковые требования ООО "Трансмост Сочи" являются обоснованными, а исключение СРО НП "МАП Эксперт" из реестра СРО и отсутствие доказательств перечисления им на счет НОПРИЗ средств компенсационного фонда в полном объеме не лишают истца права на обращение в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что именно НОПРИЗ в соответствии с положениями законодательства в области градостроительства является распорядителем денежных средств компенсационного фонда СРО, исключенных из государственного реестра СРО, в то время как истец на обстоятельства перечисления средств компенсационного фонда повлиять не может.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, в связи с чем жалоба подлежит удовлетворению.
Ввиду изложенного решение Арбитражного суда г.Москвы подлежащим отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в порядке, установленном ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 110, 266-268, п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2018 г. по делу N А40-52506/18 отменить.
Обязать НОПРИЗ перечислить денежные средства в размере 150.000 рублей, внесенные ООО "Трансмост Сочи" в компенсационный фонд СРО НП "МАП Эксперт", в Ассоциацию ЭАЦП "Проектный портал".
Взыскать с НОПРИЗ в пользу ООО "Трансмост Сочи" госпошлину за подачу иск в размере 6.000 руб. 00 коп., госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3.000 руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
О.О. Петрова |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.