г. Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А40-46285/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-46285/18, принятое судьей В.А. Яцевой (146-347)
по заявлению Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области
к Министерству финансов Российской Федерации,
третьи лица: 1)Департамент финансов Ярославской области, 2)Федеральное казначейство,
об оспаривании приказов,
при участии:
от заявителя: |
Швецова О.А. по дов. от 22.08.2018; |
от заинтересованного лица: |
Шиляев А.П. по дов. от 10.03.2017; |
от третьих лиц: |
1) Ершикова В.А. по дов. от 26.03.2018, 2) Биджаев А.Б. по дов. от 22.09.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство) от 08.12.2017 N 1111 "О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета", от 08.12.2017 N 1112 "О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
Решением суда первой инстанции от 18.05.2018 заявление департамента оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда первой инстанции не согласился департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители департамента и третьего лица Департамента финансов Ярославской области поддержали доводы жалобы, представители министерства и третьего лица Федерального казначейства поддержали оспариваемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.166 и п.1 ст.306.3 БК РФ Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
В соответствии с п.1 ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно п.1 ст.306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Как указано выше, виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, установлены в главе 30 БК РФ.
Статьей 306.8 БК РФ установлена ответственность за нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанные нарушения влекут за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов дела, по соглашению от 25.06.2015 N 15-С-13-ГП-8 в 2015 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области была предоставлена субсидия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в региональную программу Ярославской области "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011 N 770-п "О региональной программе "Доступная среда" на 2012-2015 годы", в размере 39 577 800 руб. (п.1 соглашения).
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 29.06.2015 N 16065 Минтрудом по коду классификации бюджета 14910060415027521251 департаменту доведены бюджетные назначения на 2015 год в вышеуказанном размере.
По соглашению от 30.06.2016 N 16-С-13-ГП-38 в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области была предоставлена субсидия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы в соответствии с перечнем мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, в размере 17 078 200 руб. (п.2.2 соглашения).
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 05.07.2016 N 19451 Минтрудом по коду классификации бюджета 14910060410250270521 департаменту доведены бюджетные назначения на 2016 год в вышеуказанном размере.
Из материалов дела также следует, что в период с 04.09.2017 по 26.09.2017 Управлением Федерального казначейства по Ярославской области в департаменте была проведена выездная проверка по вопросу использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" за 2015-2016 годы.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что в нарушение ст.306.8 БК РФ, п.п. 1, 4 соглашения 2015 года, п.п. 2.1, 2.2, 3.2.1 соглашения 2016 года Ярославской областью нарушены условия по софинансированию расходов на реализацию мероприятий программы.
Факт выявленных нарушений подтверждается актом выездной проверки департамента по теме "Использование средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" от 26.09.2017, копия которого представлена в материалы дела (том 1 л.д. 47-42).
Во исполнение положений ч.1 ст.65 АПК РФ доказательств, опровергающих содержание акта от 26.09.2017, суду не представлено.
Таким образом, представленный акт выездной проверки от 26.09.2017 по смыслу ст.ст.64, 67, 68 АПК РФ является надлежащим доказательством наличия выявленных нарушений.
Сумма бюджетного нарушения, допущенного Ярославской областью, в 2015 году составила 2 264 623, 56 руб., в 2016 году - 896 679, 33 руб.
Как указано выше, ст.306.8 БК РФ установлена ответственность за нарушение получателем средств бюджета условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Указанные нарушения влекут за собой бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Оспариваемым приказом N 1111 Федеральному казначейству предписано исполнить в 2017 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (департамент) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в сумме 2 264 623, 56 руб.
Оспариваемым приказом N 1112 Федеральному казначейству предписано исполнить в 2017 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (департамент) путем бесспорного взыскания сумм средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в сумме 896 679, 33 руб.
С учетом наличия выявленных в ходе проведения выездной проверки нарушений суд не находит оснований для признания незаконными и отмене приказов от 08.12.2017 N N 1111 и 1112.
Порядок принятия оспариваемых приказаов не нарушен.
В части доводов жалобы департамента о том, что мероприятия программы были выполнены в соответствии с заключенными государственными контрактами в полном объем, при этом расходные обязательства, вытекающие из государственных контрактов, не ограничиваются финансовым годом.
Фактически департамент указывает, что расходные обязательства оформлялись на следующий период.
Вместе с тем, указанное не изменяет правила, установленные п.5 ст.242 БК РФ, согласно которым не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Более того, положения этой же статьи БК РФ предусматривают возможность возврата денежных средств в следующем финансовом году по соответствующей заявке субъекта и подтверждения данных расходов главным распорядителем средств федерального бюджета, то есть министерством, курирующим данный вопрос.
Ссылка в апелляционной жалобе на изменение составляющей методической формулы расчета суммы нарушений подлежит отклонению, поскольку такие изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519- вступили в силу только 21.12.2017.
Между тем, как уже было отмечено судом ранее, проверка проведена в период с 04.09.2017 по 26.09.2017, акт проверки имеет дату - 26.09.2017.
Расчет суммы нарушений произведен в соответствии Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519, в редакции, подлежащей применению в спорном периоде.
Очевидно, что по состоянию на 26.09.2017 при составлении акта проверки орган контроля не мог руководствоваться редакцией Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с изменениями, которые вступили в силу с 21.12.2017.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое решение Арбитражного суда города Москвы не является поверхностным, представляет собой глубокий анализ обстоятельств дела, доводов департамента и министерства.
В нем приведен подробный анализ правильности расчета, произведенного Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, по результатам выездной проверки.
С учетом повторности рассмотрения дела в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств Девятый арбитражный апелляционный суд не усматривает.
Довод жалобы о том, что департамент не знаком с доказательствами, подтверждающими обстоятельства бюджетного нарушения, был предметом оценки суда первой инстанции и отклонен с подробным указанием мотивов и причин, которыми руководствовался Арбитражный суд города Москвы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-46285/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.