город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2018 г. |
дело N А32-14388/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ЗАО "Сафи": Алиева Л., паспорт, протокол заседания комитета кредиторов,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2018 по делу N А32-14388/2018, принятое судьей Хмелевцевой А.С.
по заявлению закрытого акционерного общества "Сафи"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным и отмени постановления о привлечении к административной ответственности, признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сафи" (далее - ЗАО "Сафи") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент НСФ) о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2017 N 002/739 о привлечении ЗАО "Сафи" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей; признании незаконным предписания от 19.09.2016 N АДС-218-ДМ.
Решением от 18.06.2018 суд признал незаконным и отменил постановление Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 26.01.2017 N 002/739 о привлечении ЗАО "Сафи" к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В удовлетворении остальных требований суд отказал. Решение мотивировано тем, что допущенное правонарушение является малозначительным. Суд также указал, что предписание содержит законные требования надзорного органа и оспорено с существенным нарушением срока обжалования, при отсутствии мотивированного ходатайства о его восстановлении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на невозможность квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В судебное заседание не явились представители Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От внешнего управляющего ЗАО "Сафи" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в суд также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие департамента.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие внешнего управляющего ЗАО "Сафи" и Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Представитель комитета кредиторов ЗАО "Сафи" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
По ходатайству ЗАО "Сафи" в соответствии со ст. 268 АПК РФ суд приобщил к материалам дела копии материалов дела А32-22840/2010 о банкротстве общества: копии постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 002/184 от 22.01.2015; копии сведений о многоквартирном доме, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 г. Суд приобщает указанные документы, являющиеся общедоступными для заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя комитета кредиторов общества "Сафи", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, общество "Сафи" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, и привлекает денежные средства участников долевого строительства, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с постановлением главы администрации г. Сочи от 01.08.2005 N 2360 и с разрешениями на строительство от 04.07.2009 N RU 23309/704, от 20.12.2011 N 23309/704 ведется строительство объекта "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по проекту застройки, блоки Б, В", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Крымская, 166, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201007:0008, предоставленном в аренду (договор аренды от 30.05.2007 N 4900004208). Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта заключен 18.02.2006.
В ходе проведения проверки департаментом по надзору в строительной сфере установлено непредставление в административный орган обществом отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 и 2 кварталы 2016 года, а также документов, подтверждающих направление участникам долевого строительства предложения об изменении условий договоров в части переноса срока передачи объекта долевого строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по проекту застройки, блоки Б, В".
По результатам проверки должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края выдано обществу "Сафи" предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 19.09.2016 N АДС-218-ДМ, согласно которому обществу предложено в срок до 29.11.2016 представить следующие документы:
1. Отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 и 2 кварталы 2016 года, составленную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";
2. Документы, подтверждающие направление участникам долевого строительства предложения об изменении условий договоров в части переноса срока передачи объекта долевого строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по проекту застройки, блоки Б, В".
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35099194991665 предписание получено обществом 29.09.2016.
Отчетность, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", за 1 квартал 2016 года и 2 квартал 2016 года отправлена ЗАО "САФИ" по почте 30.09.2016, о чем свидетельствуют оттиски почтового штампа отделения почтовой связи, поступила в контролирующий орган 04.10.2016.
В установленный предписанием срок общество не представило в контролирующий орган документы, подтверждающие исполнение пункта 2 предписания от 19.09.2016 N АДС-218-ДМ.
В связи с допущенными нарушениями уполномоченным должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ЗАО "Сафи" составлен протокол об административном правонарушении от 14.12.2016 N 002/739 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края вынесено постановление от 26.01.2017 N 002/739 о привлечении ЗАО "Сафи" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконными предписание от 19.09.2016 и постановление о привлечении к административной ответственности от 26.01.2017, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" предусмотрено, что застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно сведениям отчетности застройщика ЗАО "САФИ" за 4 квартал 2015 года первоначальный срок передачи объектов долевого строительства, предусмотренный договорами, с 30.06.2009 перенесен на 31.12.2012.
Сведения о направлении участникам долевого строительства соответствующей информации и предложения об изменении договора в департамент не представлены.
В силу пункта 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Из материалов дела следует, общество является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, и привлекает денежные средства участников долевого строительства, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с разрешением на строительство от 04.07.2009 N RU 23309/704, от 20.12.2011 N 23309/704 ведется строительство объекта "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по проекту застройки, блоки Б, В", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Крымская, 166, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201007:0008, предоставленном в аренду (договор аренды от 30.05.2007 N 4900004208). Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта заключен 18.02.2006.
Согласно материалам дела, предписанием от 19.09.2016 N АДС-218-ДМ обществу предложено устранить нарушения законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в срок до 29.11.2016 представить в административный орган отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 и 2 кварталы 2016 года, а также документы, подтверждающие направление участникам долевого строительства соответствующей информации предложения об изменении условий договоров в части переноса срока передачи объекта долевого строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по проекту застройки, блоки Б, В" с 30.06.2009 на 31.12.2012.
Применительно к пункту 2 предписания общество соответствующую обязанность не выполнило.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что ЗАО "САФИ" не исполнено в установленный срок законное предписание Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 19.09.2016 N АДС-218-ДМ.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
ЗАО "САФИ", являясь лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, которому уполномоченным надзорным органом выдано предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ. Имея возможность для исполнения законного предписания контролирующего органа в установленный срок, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности допущенного правонарушения.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Допущенное обществом административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области долевого участия в строительстве многоквартирных домов.
Как правильно указано судом первой инстанции, неизвещение в 2016 году участников долевого строительства о переносе сроков сдачи объекта с 2009 на 2012 год не привело к каким-либо последствиям.
Суд также принял во внимание, что общество находится в стадии внешнего управления.
При этом, в период с 2010 по 2016 годы за участниками долевого строительства (кредиторы) признано право собственности на квартиры и долевую собственность (право собственности на долю) в незавершенных строительством многоквартирных жилых домах по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, ул.Крымская, д.166, блоки 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 по решениям судов общей юрисдикции (решения Центрального районного суда г.Сочи от 16.09.2010 по делу N 2-3151/10 признано право собственности за физическими лицами - участниками долевого строительства на квартиру N 18 в незавершенном строительством многоквартирном доме по адресу ул.Крымская 166 в 9-м блоке; 21.03.2011 по делу N2-458/11 признано право долевой собственности на 9260/688340 в незавершенном строительством многоквартирном доме по адресу ул. Крымская 166 в блоке 8); зарегистрированы права обшей долевой собственности за физическими лицами на основании указанных решений.
Доказательств обратного департаментом в материалы дела не представлено.
Обществом в материалы дела также представлены копии материалов дела А32-22840/2010 о банкротстве общества: копии постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 002/184 от 22.01.2015; копии сведений о многоквартирном доме, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 г.
Указанными документами подтверждается наличие обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обществом обязательств, в том числе отраженных в предписании.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о причинении вреда действиями общества, в том числе долевым участниками, как и доказательств пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о малозначительности допущенного правонарушения.
В связи с малозначительностью правонарушения у Департамента отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности, постановление от 26.01.2017 N 002/739 о привлечении ЗАО "Сафи" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.
В части отказа в удовлетворении требований об оспаривании предписания решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что исключает проверку законности решения в соответствующей части судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 18.0.2018 в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2018 года по делу А32-14388/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.