г. Тула |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А62-1526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Ковширова Вячеслава Ивановича, ответчика - государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области (межрайонное), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.2018 по делу N А62-1526/2018 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ковширов Вячеслав Иванович (ОГРНИП 304672336600160, ИНН 672300179307) (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области (г. Гагарин, ИНН 6723009817, ОГРН 1026700885166) (далее по тексту - ответчик, управление, пенсионный фонд) об обязании возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов за 2014 - 2015 годы в размере 128 906 рублей 97 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области (межрайонное) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что исчисленные и уплаченные Ковшировым В.И. страховые взносы за 2014 - 2015 годы разнесены управлением на лицевой счет заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования до обращения Ковширова В.И. с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Сообщает, что возврат страховых взносов приведет к уменьшению размера его пенсии, а также будет являться основанием признания размера пенсии, выплаченного с учетом возвращенных страховых взносов, излишне выплаченной, что потребует мер для принудительного взыскания переплаты. По мнению апеллянта, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П подлежит применению только со 02.12.2016.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Ковширов В.И. просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ИП Ковширов В.И. исчислил и уплатил страховые взносы за 2014 - 2015 годы, при этом при исчислении взносов доход от предпринимательской деятельности исчислен без учета произведенных расходов.
Учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, предприниматель произвел расчет страховых взносов за указанный период с суммы дохода, превышающего 300 тысяч рублей, исходя из доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, уменьшенных на величину расходов, в связи с чем обратился в управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в виде фиксированных платежей за 2014 год в размере 74 759 рублей 45 копеек, за 2015 год в размере 54 147 рублей 52 копеек.
Управление отказало в возврате страховых взносов, указав на то, что позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит распространению на предшествующие периоды, за которые страхователем уже уплачены страховые взносы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Ковширова В.И. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ), пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в спорный период, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи (часть 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тысяч рублей, исчисление и уплата страховых взносов производится в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тысяч рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.
Из изложенного следует, что при исчислении размера страховых взносов в случае, когда доход плательщика за расчетный период превышает 300 тысяч рублей, определяющим для установления действительной обязанности по уплате страховых взносов является понятие и порядок определения дохода плательщика.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Исходя из положений статьи 227 НК РФ под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" применительно к положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации указал, что для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данная правовая позиция, исходя из экономического содержания понятия "доход", приемлема как для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения и являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, так и для предпринимателей, применяющих иные системы налогообложения.
В частности, согласно приведенному подходу для предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, доход в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2014 - 2015 годах заявитель представлял налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ.
Согласно данным налоговых деклараций за 2014 год сумма дохода предпринимателя составила 7 672 389 рублей 88 копеек, сумма налоговых вычетов - 7 066 354 рубля 84 копейки, база для исчисления налога составляет 606 035 рубля 04 копейки; за 2015 год общая сумма дохода - 5 462 724 рубля 72 копейки, сумма налоговых вычетов - 5 256 702 рубля, налоговая база для исчисления налога 206 022 рубля 72 копейки.
Вместе с тем пенсионным органом расчет сумм, подлежащих уплате за 2014, 2015 годы страховых взносов произведен только на основании доходов предпринимателя за указанные периоды на основании сведений о доходах, представленных налоговым органом, что фондом не отрицалось. Рассчитанные таким образом страховые взносы уплачены предпринимателем в полном объеме, что также управлением не подвергнутом сомнению.
Данное обстоятельство привело к тому, что за 2014 - 2015 годы у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: за 2014 год в размере 74 759 рублей 45 копеек, за 2015 год в размере 54 147 рублей 52 копеек.
Ответчиком при рассмотрении дела не представлены разногласия относительно произведенного заявителем расчета суммы излишне уплаченных страховых взносов; также как и не приведены доводы относительно имеющейся у предпринимателя задолженности, препятствующей осуществлению возврата излишне уплаченных взносов.
Плательщики страховых взносов согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ, излишне взысканных - статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в силу части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов согласно пункту 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
В силу части 3 указанной нормы решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
Поскольку факт наличия переплаты по страховым взносам за 2014 - 2015 годы в размере 128 906 рублей 97 копеек подтверждается материалами дела, то требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка фонда на то, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, подлежит применению исключительно с момента вступления указанного постановления в силу, то есть с 02.12.2016, в связи с чем к рассматриваемым в рамках настоящего дела платежам за 2014 - 2015 годы не применима, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционном Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельные его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.
Суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующим Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолковании.
В резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П указано, что оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Учитывая, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в данном постановлении, являются обязательными для применения, в том числе, при рассмотрении спора относительно правоотношений, возникших между сторонами в 2014 - 2015 годам.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для определения обязанности предпринимателя по уплате страховых взносов за 2014 - 2015 годы только исходя из суммы полученных им доходов без учета расходов, связанных с получением этих доходов.
Довод апелляционной жалобы о невозможности возврата переплаты со ссылкой на часть 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данная норма распространяется на случаи представления сведений о размере уплаченных взносов в составе сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
Фондом же не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены страхователем в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В обоснование отказа в удовлетворении заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных страховых взносов фонд не ссылался на вышеуказанное положение Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что положения части 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ не распространяются на индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями и не перечисляющих страховых взносов за застрахованных лиц, к числу которых относится заявитель.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что возврат страховых взносов приведет к уменьшению размера его пенсии, а также будет являться основанием признания размера пенсии, выплаченного с учетом возвращенных страховых взносов, излишне выплаченной, что потребует мер для принудительного взыскания переплаты, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку в данном случае предприниматель самостоятельно выбрал возврат излишне уплаченных страховых взносов в качестве способа распоряжения ими.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.2018 по делу N А62-1526/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе Смоленской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.