г. Москва |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А41-8628/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ООО "Клаксон-1" - Авраменко И.А. по доверенности от 06.03.2018;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Максимова Т.А. по доверенности от 12.01.2018;
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Кальщикова А.П. по доверенности 16.07.2018 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2018 года по делу N А41-8628/18, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клаксон-1"
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о признании незаконными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клаксон-1" (далее - ООО "Клаксон-1", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта Московской области (далее - Министерство), Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) с требованиями:
- признать незаконным и отменить решение Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, выраженное в Протоколе от 18.08.2017 г. в части отмены межрегионального маршрута регулярных перевозок, обслуживаемого ООО "Клаксон- 1", N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово"
- признать незаконным и отменить решение Министерства, изложенное в письме от 01.11.2017 года N 11114 об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, обслуживаемого ООО "Клаксон-1", N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2018 года по делу N А41-8628/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Клаксон-1" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "Клаксон-1" на основании Лицензии от 21.03.2012 N АСС-50-616287 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, начальный остановочный пункт которых находится на территории Московской области, обществом осуществлялись регулярные перевозки по маршруту N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово" автобусами малого класса в количестве 22 единиц по нерегулируемым тарифам.
Межведомственным координационным советом по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью принято решение об отмене данного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, оформленное Протоколом от 18.08.2017 г.
Письмом от 01.11.2017 N Исх.-11114 обществу сообщено, что по истечении 180 дней с даты получения обществом данного письма, сведения о маршруте N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово" будут исключены из Реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью.
Не согласившись с принятыми решениями Межведомственного координационного совета и Министерства, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.
Порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данного маршрута, а также основания для отказа в установлении либо изменении данного маршрута, основания для отмены данного маршрута) устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Данное Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью заключено 19 августа 2016 года (регистрационный N 77-901 от 29.08.2016 г.).
В силу пункта 3 Соглашения решения об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимаются уполномоченными органами в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (приложение 1 к настоящему Соглашению).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что решение об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается:
Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах города Москвы и оформляется правовым актом Департамента;
Министерством транспорта Московской области (далее - Министерство) - в случаях, когда начальный остановочный пункт соответствующего смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью расположен в границах Московской области и оформляется правовым актом Министерства.
Ввиду того, что в оспариваемом письме от 01.11.2017 N Исх-11114 указывается на исключение маршрута N 142к "Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово" по истечение 180 дней со дня получения данного письма, общество обоснованно полагает, что данное письмо является ненормативным правовым актом (решением), которое непосредственно затрагивает его право на осуществление перевозок по маршруту в установленном порядке и в соответствии с ранее принятым решением об этом.
При этом, доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном, основаны на неверном толковании норм права.
В силу пункта 4 Порядка Межведомственный координационный совет по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (далее - Межведомственный координационный совет) готовит заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, а также о необходимости доработки соответствующего предложения в соответствии с Положением о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (приложение 1 к настоящему Порядку).
Решения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, принимаются при наличии заключения Межведомственного координационного совета о целесообразности соответственно установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, на котором было утверждено указанное заключение.
Согласно Протоколу заседания Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, 18.08.2017 г. было принято решение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок с ранее установленными параметрами перевозок.
В то же время, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, решение об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок N 142к принято не было.
Как буквально следует из пункта 4 Порядка, решение об установлении, изменении, отмене смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью по истечении 30 календарных дней не может быть принято, так как оно принимается не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета.
В судебном заседании суда первой инстанции представители Министерства и Департамента пояснили, что определение "целесообразности" отмены маршрута является прерогативой уполномоченных органов, а перечень оснований для отмены не является исчерпывающим.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, в пункте 16 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (Приложение N 1 к Порядку) указано, что заключение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью принимается Межведомственным координационным советом при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту;
отсутствие устойчивого пассажиропотока на маршруте, а также отказ перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по маршруту.
Доказательств наличия указанных выше обстоятельств, послуживших причиной отмены маршрута, не представлено.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними.
Ни в протоколе, ни в письме, которые оспариваются обществом, эти обстоятельства не указаны, не указаны и другие обстоятельства, которые послужили основанием для принятия такого решения.
Напротив, как верно установлено судом первой инстанции, как следует из Протокола Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и Московской областью от 18.08.2017 г., изменены параметры обслуживания аналогичного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок N 142 Железнодорожный (Агрогородок) - Москва (м.Новокосино) - ст.Реутово", который ранее обслуживался четырьмя единицами транспортных средств большого класса, а в соответствии с Протоколом стал обслуживаться шестью транспортными единицами большого класса и двадцатью единицами малого класса, что свидетельствует о том, что маршрут установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров соответствует, техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, также соответствует, увеличения единиц транспортных средств на маршруте N 142 свидетельствует об устойчивости пассажиропотока на маршруте.
В случае необходимости перевода маршрута с нерегулируемыми тарифами на маршрут с регулируемыми тарифами, а равно при необходимости изменить параметры маршрута по количеству транспортных средств, Министерство должно было изменить параметры маршрута и (или) изменить вид регулярных перевозок, руководствуясь статьей 18 Закона об организации регулярных перевозок.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемые решения не могут быть признаны законными, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации и влекут ограничение прав хозяйствующего субъекта на осуществление перевозок по спорному маршруту.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно: лиц, входящих в состав Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и Московской областью, отклоняется как несостоятельная.
Согласно пункту 2 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов, являющегося Приложение 1 к Порядку установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью по Соглашению между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью (Заключено в г. Москве 19.08.2016) Межведомственный координационный совет формируется из представителей департамента, министерства и подведомственных им государственных учреждений, а также представителей иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов исполнительной власти города Москвы на паритетной основе.
Между тем согласно пункту 1 данного Положения Межведомственный координационный совет создан для обеспечения согласованных действий между исполнительными органами государственной власти Московской области и органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам между городом Москвой и Московской областью, а именно: между департаментом и министерством.
При этом согласно Дополнительному соглашению N 2 к Соглашению между департаментом и министерством о составе Межведомственного координационного совета по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью, состав данного Совета является персональным и в него на стороне департамента и на стороне министерства входят конкретные физические лица, в зависимости от замещения ими тех или иных должностей, как в самих департаменте, министерстве, так и в подведомственных им государственных учреждениях.
Таким образом, принятые по делу судебные акты касались прав и обязанностей исключительно двух юридических лиц, а именно: департамента и министерства, от лица которых выступают соответствующие представители, голосующие за принятие Советом того или иного решения.
Аналогичная правовая позиция указана в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-107893/17.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2018 года по делу N А41-8628/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.